Сократический метод




Скачать 43.54 Kb.
НазваниеСократический метод
Дата публикации08.08.2013
Размер43.54 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Философия > Документы
Сократический метод
Литература:

Васильева И. В. Афинская школа философии. Философский язык Платона и Аристотеля.

Меретина С. Точки на зрении. – Санкт-Петербург, 2005 г.

Кессиди Ф. Х. Сократ. – Москва, 1975 г.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. – Москва, 2000 г.

Платон. Антология Сократа.

Вежливость сильно переоценивают: Хаус и Сократ о необходимости конфликта. // Хаус и философия.
План лекции:

1) Сократ и софисты;

2) Цель и структура сократического метода;

3) Упражнения в сократическом методе.
Феномен Сократа нельзя рассматривать вне современного ему общества. Нет Сократа – нет агоры, и наоборот.

«Знаю, что ничего не знаю». Что это?

1) логическое противоречие;

2) парадокс;

3) негативность, особый вид знания, «знание о незнании», предполагающее, что должно быть «знание о самом знании».

4) настоящее и ненастоящее знание, которое порождает троякое вопрошание:

а) Что такое знание вообще?

б) Что значит «знать»?

в) Что значит «быть знающим человеком»?
О Сократе мы знаем от его учеников, Платона и Ксенофонта. Их образы Сократа не совпадают. Маркс называл Сократа демиургом философии. Метод Сократа, с одной стороны, носит его отпечаток, с другой – обезличен, поэтому его можно использовать, не становясь Сократом, но и не забывая о нём. Васильева пишет, что Сократ заслуживает филологического изучения, т. к. внимательно относится к смыслу слова. Ведёт ли Сократ диалог с другими, или, из-за отсутствия достойных собеседников, говорит с собой?
Сократ, Платон и Аристотель представляют собой три образа философии:

1) Сократ вырос в мастерской, поэтому имеет задачей произвести нужную вещь, держа в уме её образ (эйдос);

2) Платон – государственный деятель, поэтому, по его мнению, чтобы увидеть эйдос, нужно выйти на свет из рамок повседневности;

3) Аристотель – потомственный врач, поэтому философия для него – огромное здание, позволяющее увидеть в картине мира существенное и несущественное, различить эйдосы в повседневности бытия.
Философия Афин демократична: демос дал ей язык, а она объединила демос. Истина есть то, что нельзя присвоить. Она несет в себе долг её познать. Смерть мы не выбираем как факт, но выбираем, как нам умереть: достойно или нет. Сократ говорит, что мы не можем бояться смерти, так как не знаем, что она есть по сути. Из этого можно сделать следующие выводы:

1) нельзя бояться незнания;

2) незнание подлежит философскому размышлению.
Сократ разработал диалектику как метод ведения беседы, суть которой заключается в том, чтобы подводить собеседников к истине через задавание ему вопросов. Диалог противостоит софистической эристике и предшествует логике. Эристику интересует победа в споре, а не истина.

Благодаря Сократу происходит поворот греческой мысли от размышления о природе мира к самой мысли. Некоторые говорят о Сократе как противнике наук. Но он дал философии основание – Нус, разум. Сократическая максима – «познай самого себя» – означает, что прежде чем спрашивать, что есть мир, нужно спросить, кто есть я.
Приём Сократа.

Сократ признаёт своё незнание и просит объяснить считающих себя знающими. Задавая уточняющие вопросы, Сократ выявляет мнимость знаний оппонента. Применяемая в таком ключе, философия была общественно опасным оружием. Другая её сторона – терапевтическая: философия используется как лечение критикой. Процесс лечения:

1) определение обсуждаемого предмета;

2) выявление лакун в определении;

3) переход к понятиям, имеющим более общее применение;

4) В конечном итоге выявляется всеобщая истина.

Для сократического метода не характерна информативность. Он направлен на доказательство того, что люди знают меньше, чем думают. Это отличает его от современной системы образования, построенной на поощрениях, в том числе и незаслуженных.
Элементы сократического метода:

1) образ овода, как называл себя Сократ, не позволяет пребывать в интеллектуальном комфорте;

2) вопросно-ответных метод поиска истины;

3) майевтика (человек духовно беременнен истиной, и Сократ помогает её родить);

4) диалектика (искусство диалога);

5) критическое понимание того, что «я знаю, что ничего не знаю»;

6) императив «познай самого себя»;

7) сократическая ирония, в том числе в отношении самого себя;

8) роль Ксантипы, жены Сократа, в воспитании спокойствия;

9) значимость дружбы;

10) философия как упражнение в смерти.
Путь, следующий сократическому методу:

1) Понимание того, как мало мы знаем;

2) Это понимание побуждает заняться проверкой гипотез, причём следует начать с понятия, которое сейчас кажется самым надёжным;

3) Нужно обеспечить гипотезе самую убедительную защиту, так происходит переход от сомнения к самоуверенности. Надо до последнего держаться за эту гипотезу;

4) Сократический метод парадоксален: мы должны признать, что ничего не знаем, но должны защищать истину и, таким образом, провоцируем на конфликт;

5) Реальность почти всегда не правильна, поэтому необходимо вступить в полемику и потребовать аргументации мнения;

6) Требуется ни на миг не переставать думать, хотя в современности нас учат слушаться, а не думать;

7) Возможности:

а) принять чужое мнение;

б) проявить терпимость;

в) радикально оспорить чужое мнение;

8) Согласные с нами и уходящие от ответа бесполезны в поиске истины, нужны оппоненты;

9) Оппонентов мало, так как они должны обосновать свою точку зрения, и здесь возникает необходимость сократической иронии;

10) Образование, не бросающее вызов идеям учеников, не меняет их. Это плохое образование, так как человек, не бросающий вызов, представляет собой всего лишь автомат, выполняющий запрограммированные действия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сократический метод iconКонспект открытого урока на тему: «живописность искусства»
Методы: словесный, проблемного обучения, творческий метод, метод стимулирования и мотивации учения, мозговой штурм, метод «пластического...

Сократический метод icon2. Метод проектов является составной частью обучения иностранным...
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют...

Сократический метод iconТема: «Архимедова сила»
Методы: диалогический метод, постановка и наблюдение опыта, беседа, записи в тетради, работа у доски, тестовый метод

Сократический метод iconМетод проектов. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования...
Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами,...

Сократический метод iconРобоча програма по дисципліні Чисельні методи
Численные методы решения систем линейных алгебраических уравнений. Правило Крамера, метод обращения матрицы, метод Гаусса

Сократический метод iconТема урока «Словообразовательные и словоизменительные аффиксы» Эвристический...
...

Сократический метод iconИтана Расиела «Метод McKinsey: Использование техник ведущих стратегических...
Предисловие переводчиков «Метод McKinsey» — расширение границ экрана вашего мира…

Сократический метод iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Одним из методов, развивающих детское творчество, является метод творческих проектов. Он позволяет полнее развить способности, навыки...

Сократический метод iconМетодические рекомендации о мск 2010 удк 02 ббк 78. 3
«Такая служба твоя, поэт…»: метод рекомендации / Ом гос обл науч б-ка имени А. С. Пушкина; инновац метод отд.; сост.: Ю. Н. Емельянова;...

Сократический метод iconУроках русского языка и литературы. Метод проектов
Метод проектов это совокупность последовательных учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница