1. Искренность и выразительность




Название1. Искренность и выразительность
страница1/42
Дата публикации25.07.2013
Размер3.73 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42




ИСКУССТВО ТОЛКОВАНИЯ
часть первая

Режиссура как практическая психология



ВВЕДЕНИЕ




1. Искренность и выразительность



Искренность подкупает. А в театральном искусстве ей принадлежит едва ли не решающая роль. И на вступительном экзамене в театральную школу и при воплощении сложнейшего образа мировой драматургии прославленным мастером первое, что привлекает, подчиняет, очаровывает, — это искренность. Она убеждает в подлинности. Но, как ни велико ее значение, одной искренности в искусстве мало. Совершенно искренен всякий спящий человек, всякий действительно испытывающий физическую боль...

Два актера совершенно искренни в одной и той же роли или сцене: разве это значит, что работы их равноценны? Отличия объясняют чаще всего уровнем дарования, таланта того и другого. Такие объяснения нельзя опровергнуть, их бесполезно оспаривать; более того — с ними нельзя не согласиться. Но объяснять успехи талантом, а неудачи недостатком дарования — это значит уклоняться от вопроса, переадресовывать его в ту инстанцию, которая вообще ответов не дает.

«Всякий талант неизъясним» — сказал Пушкин (116, т.5, стр.278)*. Область таланта безгранична. Поэтому любые адресования таланту только в том случае не похожи на письмо «на деревню дедушке», когда указывают, в чем именно обнаруживается его мощь или его недостаток, а не только космические пространства неисследованного {1).

[* Здесь и далее первая цифра в скобках обозначает порядковый номер, под которым цитируемое издание значится в указателе литературы, помещенном в конце книги.

Более точное адресование в принципе возможно; это доказано многовековой практикой человечества буквально во всех отраслях деятельности. Значит, у таланта можно «отвоевывать» территорию — переводить ее из ведомства интуиции в ведомство сознания и мастерства. Причем из безграничного можно вычесть любую величину без всякого для него ущерба. Так что и тревожиться за интуицию нет оснований {2).

Без искренности, простоты и правды нет и не может быть волнующего и покоряющего театра. Это истина номер один. Она стала общепризнанной только после того, как к простоте и естественности на сцене были найдены рациональные пути. Но должны существовать также пути и к выразительности, не в ущерб и не в замену им, а для их утверждения и торжества. Нет у них более опасного врага, чем натуралистическая серость и бесформенность, по пятам за которыми идет скука.

Где лежит то общее, что ведет к выразительности правды и искренности? Что присуще не тому или другому деятелю театра, а многим и разным явлениям театрального искусства, когда правда и искренность выразительны? Наметить хотя бы ориентировочные контуры этого общего применительно к искусству режиссуры — такова дерзкая цель этой книги.

Многолетняя педагогическая и экспериментально-лабораторная практика, а также «производственная» работа в театрах привели автора, после многократных проб и ошибок, к предлагаемой концепции. Все, что читатель найдет в книге, возникло в практике и проверялось ею, но ничто, разумеется, не претендует на окончательность. Да она здесь, видимо и неуместна.

Я призываю читателя — режиссера и актера — сделать некоторые общие выводы из тех известных ему разнообразных и многочисленных случаев, когда простота и искренность выступают яркими явлениями театрального искусства. Чтобы подтолкнуть к таким выводам, я предлагаю свои. Читатель, знакомый с моей книгой «Технология актерского искусства» (М., ВТО, 1959; 2-е изд.: М., РОУ, 1992), поймет меня, я надеюсь, точнее и конкретнее; но и тот, кто с этой книгой не знаком, думаю, не встретит чрезмерных неудобств. Дело ведь не в терминологии, а в общем направлении интересов и поисков. Не претендуя на занимательность, я адресуюсь к читателям любознательным, как и двенадцать лет тому назад.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Искренность и выразительность iconМбдоу «Д/c №37 «Сказка» г. Альметьевск рт драматизация сказки «Танбатыр»
Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа: интонационную выразительность речи; выразительность...

1. Искренность и выразительность iconВступление Слово «выразительность»
За этим термином скрываются разнообразные качества речи. Главное в понятии «выразительность» для художественной и публицистической...

1. Искренность и выразительность iconИскренность Любезна в людях слов изысканность

1. Искренность и выразительность iconКонсультация для педагогов Выразительность речи детей старшего дошкольного...
Главными направлениями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста являются

1. Искренность и выразительность iconКонкурса «Учитель года 2010». 2010 год Открытый урок по теме: «Гуманизм...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

1. Искренность и выразительность iconУрок. Тема: «Союз волшебных звуков, слов и красок в изображении пейзажа,...
Знать представителей российской художественной культуры, показать красоту, благородство, искренность их чувств, являющиеся великими...

1. Искренность и выразительность iconУрок №10 Честность
Богу, — тогда не останется места тревожным мыслям, порождающим множество недугов. Цените естественность поведения, искренность и...

1. Искренность и выразительность iconСочинение. Поэтами рождаются. Ораторами становятся
Поэтому я никогда не был перевертышем. Когда читаешь его сборники стихов, а я прочел их больше половины изданных, а некоторые не...

1. Искренность и выразительность iconЭмоциональная выразительность речи
Продолжить формировать у обучающихсяестественную речь с выраженной интонационной и ритмической структурой

1. Искренность и выразительность iconУрока: Познавательные
Общепредметные а развивать память, логическое мышление, речь, выразительность и осмысленность чтения



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница