Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013- 14 учебный год)




Скачать 396.51 Kb.
НазваниеВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013- 14 учебный год)
страница1/2
Дата публикации11.10.2014
Размер396.51 Kb.
ТипКонкурс
www.lit-yaz.ru > Экономика > Конкурс
  1   2
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

(2013- 14 учебный год)
Номинация конкурса: Дополнительное образование детей и школьников

Название работы:

Интегрированный урок-конференция к Олимпийскому году (экономика и английский язык )



«В Древнюю Грецию на машине времени»

Авторы:

учитель экономики высшей категории М.Ю. Присталов

учитель английского языка высшей категории Львова Т. В.
Длительность урока 45 мин.


Место выполнения работы: ГБОУ СОШ №6, 199106 ул. Шевченко д.3 лит. «А» Василеостровского района г. Санкт-Петербурга
^

«Где это все начиналось?» или « В Древнюю Грецию на машине времени».



Цели и задачи:
- показать учащимся взаимосвязь изучаемых предметов, в данном случае английского языка и экономики, повысить интерес и мотивацию к их изучению, привить любовь к процессу познания в целом;

- способствовать развитию креативного мышления учащихся , логического мышления, расширению их кругозора;

- активизировать тематическую лексику УМК «New Millennium English» 5-го класса (заключительный урок по теме) в устной речи учащихся в диалогической и монологической формах в процессе развития иноязычной коммуникативной компетенции школьников;

- развить умения и навыки учащихся выражать свои предпочтения.

- развить умения работать в группах.

Формой проведения была выбрана интерактивная беседа ( заочное путешествие

в древнюю Грецию на машине времени). Урок проводился двумя учителями – учителем английского языка, Львовой Т. В., и учителем экономики, Присталовым М. Ю.

Так как группа учащихся разноуровневая, с преобладанием слабых учеников, поэтому

и задания дифференцировались, чтобы каждый мог принять участие в беседе и почувствовать себя успешным. Учащиеся были разделены на две ”интернациональные” команды, говорящие на английском языке, – команда “журналистов”( более слабые учащиеся ) и команда “экспертов- ученых” ( более сильные ученики ),

имелся также ” главный зксперт – экономист из России” ( преподава-

тель экономики). Задачи “журналистов” – сначала узнать как можно больше об

экономике и жизни древней Греции, затем сравнить те условия , в которых жили древние греки и, наконец, высказать свое мнение по поводу того, хотели бы они или не хотели

жить в древней Греции, объяснив причины ( используя соответствующие грамматические средства).

Главный эксперт давал дополнительную, более расширенную информацию по предмету обсуждения , узнавал мнение участников. Отвечать ему можно было как на английском ,

так и на русском языке, в то время как основная , беседа велась на английском языке.

Резкий переход с одного языка на другой в условиях достаточно динамично проводимого урока, требует от учащихся повышенного внимания, умения сконцентрироваться , мыслить логически, быстро переключаться, что при изучении языка, в частности при переводе, является важным навыком.

Подобные формы проведения уроков, думается , являются целесообразными, поскольку

на уроке решаются задачи как языковые, так и логические , на смекалку , на использование знаний по другим предметам , что повышает активность учащихся и развивает их познавательный интерес.

В сценарии приведены некоторые примерные ответы учащихся на английском языке, ответы на русском языке опущены.


^ Сценарий урока.

I.
E. T. Today we are going to visit ancient Greeks in a time machine to find out about their lives

and the economics of their country and compare their economics with ours.

We need some help from different experts.

What do we call an expert in history?

^ P. Historian.

What do we call an expert in archeology?

P. Archeologist.

An expert in economics?

P. Economist.

Could you give a definition of ‘economics’?

P. Economics is the science of the production and using of goods.

So economists study needs and wishes of the people of the country.

What is the Russian for ‘needs’, ‘wishes’?

^ P. Потребности, … (и т.д.)

What needs do you know?

Water, food, clothes, houses, medicines, money.

What do our needs depend on?

P. - Climate, weather. For example, when it is cold, frosty people need more food,

they need meat, fish and so on. Also they wear warm clothes.

^ But when it is hot, they don’t eat much food and wear light clothes,

- age or period of history,

- society, its ideas,

- wars
II.

E. T.

Today we have two international teams at our confrense, a group of scientists and a group of young journalists.

Also there is a great scientist from Russia, Mikhail Jurjevich.

First, our journalists will ask some questions.

1. To the historian

- As far as I know there were a lot of different tribes in ancient Greece, weren’t there?

- You are absolutely right.

- When did they live?

- They lived 3.5 thousand years ago and later.

Ec. T. (учитель экономики) предлагает вопросы о расположении государства, природе,

возделываемых сельскохозяйственных культурах – см. примеч. и слайды (1-11) ниже.

(ответы принимаются как на английском, так и на русском языках).

2. To the archeologist

- The ancient Greeks lived on the Balkan Peninsula. Are there many mountains there?

- Yes, there are.

- What did they do? What was their economics based on?

- You see, as there were a lot of mountains covered with forests and some little rivers the ancient Greeks’ economics was based on farming and trade. They grew grapes, olive trees, wheat. Also they hunted, fished, built buildings and ships. They were good craftsmen.

They made pottery and copper vessels. Also they were good soldiers.

Ec. T. Предлагаются дополнительно вопросы по обсуждаемым предметам – см.

соответствующие примечания и слайды ( 12-22) , дискуссия - на обоих языках.

3. To the economist

- In their towns the ancient Greeks built houses to live in, temples to pray to their gods. And what were their houses like?

- In their houses there were two parts, one part for men and the other for women and there was a little yard inside.

^ Ec. T. Обсуждаются древнегреческие боги, обычаи, устройство храмов, домов (сл. 22-54)

- I see. What else did they build? Could you tell me?

- Also they built theatres to listen to poetry and to watch plays, comedies, tragedies, agoras to trade and discuss news and stadiums to watch the Olympic Games and to train.

4. To the economist

- A lot of ancient Greeks took part in the Olympic Games and there were no wars during them. What sports did they compete in?

- The ancient Greeks competed in running, jumping, fighting and throwing spears and discs. They trained a lot and winners became heroes.

Ec. T. Ведется обсуждение более подробное олимпийских игр древности (сл.56-67)

5. (to the main expert in economics Mikhail Jurjevich)

- To live, to fight at wars, to do sports the ancient Greeks needed a lot of different things.

How did they get them? Did they have money?

- Yes, they did.

- There were the pictures of sacred animals on coins.

III.
E.T. Some Greek tribes were called the Spartans. They were the greatest soldiers of ancient Greece. Could you tell us about their life?

Индивидуальные ответы учащихся.
IV.

E.T. Now let’s compare the life of the Spartans and modern children.

Индивидуальные ответы учащихся.
V.

E.T. Would you like to go to ancient Greece or not? Why?

Индивидуальные ответы учащихся.

So to sum up we can say that the life and economics of a country depends on its climate, a period of time, society, its ideas.

^ Далее приведены некоторые комментарии к слайдам презентации.

Попытайтесь сами визуализировать для себя возможные слайды «вслепую» (как бы вы проиллюстрировали идущие ниже комментарии и фразы?). Некоторые из прокомментированных слайдов мы приведем дальше.
Четыре пятых Греции – это горы. Склоны античных гор покрывали густые леса, кишащие дичью.

Хороших сухопутных дорог практически не было. Лучшими дорогами были – «влажные», морские.

Жизнь грека располагалась в промежутке между стихийным, божественным и рукотворным, человеческим.

Вот этот промежуток – между царством Посейдона и пространством полиса, между лепетом воды и грамматическим шумом речи.

Древние улочки были похожи на нынешние. Только внешние стены домов были глухими. Стены бедных домов делались из необожжённого, сырцового кирпича. Так что вору было проще порой проломить стену, чем сбить засов.

Греки нередко стучали не только входя в дом, но и выходя. Почему? (Улочки были узки. Двери открывались наружу. Чтобы не зашибить прохожего).

Агора – место торга, бесед, сплетен, объявлений и т.д.

Кстати, покупки на агоре были мужским занятием.

На агоре нередко устанавливались таблички с надписями, игравшие роль местных газет и важных объявлений. Надпись на левкомате (деревянная табличка) стоила 6 драхм, на камне – 165 драхм. Устойчивость цен может быть поводом для разговора о том, была ли в античных полисах (и каких из них) инфляция и что могло ее стимулировать.

Спарта от публичных надписей демонстративно отказалась.

А для какого рода сообщений использовал тиран Гестий обритую голову своего раба? – Для секретных: когда волосы отрастали, раб отправлялся в путь.

Почему сегодня такой способ коммуникации неэффективен? – Информация в наши дни «растет» быстрее, чем волосы.

Кто из сегодняшних обитателей греческой фауны отсутствовал в древнегреческой? – Кошки.
Источники сообщают, что у Александра Македонского была повреждена шея, из-за чего его голова была немного повернута влево. Где мы можем это видеть? – На монетах. Именно с Александра начинается традиция профильной чеканки изображений на монетах. При этом головы независимых правителей обычно чеканятся повернутыми влево, вассальных – вправо. До этого изображения чеканились анфас – кстати, из-за этого на них быстро стирались носы.

Животных Древней Греции мы также можем увидеть на монетах. – Вот сегодняшнее предупреждение водителям о черепахах, переползающих через дорогу, а вот черепаха на монете Эгина.

Практически каждый греческий полис-государство чеканил свою монету. Каждая из них имела какую-то характерную особенность. Например, главной приметой афинских денег было изображение совы – спутницы богини Афины. Македония чеканила монеты с изображением лошадей. Художественное мастерство и реалистичность изображений на монетах были столь высоки, что по ним можно проследить переход от коренастой древней европейской породы лошадей к легкой и тонконогой азиатской в кавалерии греков в течение 5-4 вв. до н.э.

Шкала древнегреческих денег при Солоне: талант, статер, драхма, обол (позднее добавились скрупул и лепта).

Афинские драхмы (на реверсе – попирающая амфору сова) – одни из старейших монет в истории.

Греки нередко использовали в качестве кошелька рот, держа монеты за щекой (долгое время такая манера была в ходу и на Руси).

А кому клали под язык самую мелкую монету – обол? – Покойнику.

Однако деньги древнегреческих полисов сильно различались. Вот знаменитые спартанские деньги – тяжелые железные прутья (еще и намеренно непрочные – процесс их выделки включал обработку уксусом). Согласно легенде, эти деньги ввел Ликург, дабы спартанский воинский дух не разъедался алчбою и коммерцией

Помимо совы, афинскую драхму украшает изображение Афины Паллады.

За что афиняне сделали Афину покровительницей Афин? – За дар оливкового дерева.

Почему они предпочли оливковый дар Афины дару Посейдона – брызнувшему из скалы источнику? – Вода в источнике была соленой (пресную же воду греки чтили и берегли).

Что это за гора? – Олимп.

А вот взгляд с Олимпа (Афины «с точки зрения Зевса»).

Покажите, как греки взывали к Зевсу. – Поднимали руки к небу. А к Посейдону? – простирали их к морю. А как они обращались к Аиду? – Били ногой о землю.

Мы с вами говорили о способах сообщения, коммуникации античных греков (дороги, деньги, торговля, агора, полемика, сократические диалоги и т.д.).

Теперь мы пытаемся понять, как греки коммуницировали, «общались» с богами, с «космическим» («Космос» – древнегреческое слово и древнегреческое чувство).

«Прикосновение» к богам для греков осуществлялось главным образом через жертву, жертвоприношение. Вообще трапеза, пир в древнегреческой культуре – место сближения, понимания.

Вот сцены жертвоприношения, выбитые на жертвенных же котлах. Причудливы навершия котлов для жертвенного пира.

Любопытный способ сношения с богами – инкубация. Вопрошающий к богам засыпал в особом месте (абатоне – запретном пространстве) внутри святилища. Мы можем даже различить абатон в руинах святилища Асклепия. Смысл сновидений толковали жрицы.

Некоторые ученые полагают, что черепа этих животных, чьи стоянки были на территории древней Сицилии, могли находить в пещерах во времена античности. И что именно они дали начало легендам о циклопах.

Попробуйте назвать того, кому принадлежит этот череп. – Мамонт.

Как вы поняли, мы погрузились в мифические слои греческой культуры.

Пол этого чудовища, пожиравшего тех, кто не сумел разгадать его загадки, нередко неправильно называют мужским. На самом деле это не он, а она. Кто это? – Сфинкс.

Театр в Афинах мог вместить 17 000 человек.

Если учесть, что все (свободное) население Афин в разное время составляло (по разным оценкам) от 25 000 до 40 000 человек, - это означает, что в афинском Одеоне могло поместиться практически все взрослое население Афин. Все равно, как если бы в Петербурге был стадион, равный 100 стадионам «Петровский».

Чтобы даже последний бедняк мог посещать театральные действа, существовало специальное социальное пособие – «феарикон» («театральные», «зрелищные» деньги).

^ Связность не только пространства, но и смыслов.

Такого рода незамысловатые картинки важны, потому что они позволяют сопоставить пространства «разной степени связности» в разных культурах. Позволяют понять, куда «подталкивает» человека само пространство, и задуматься над тем, почему он открывается для этого призыва или уклоняется от него (Пётр сделал из сухопутной России морскую, а при Анне Иоанновне флот вновь пришел в упадок; Китай имел и флот, и Чжу Хэ, но в средние века развернулся внутрь себя; Мераб Мамардашвили размышлял о том, почему в грузинской культуре отсутствует феномен «моря», бывшего «здесь», рядом).
Как и в некоторых других случаях (сравните: тему «Ландшафтов» в «Информатике»; подход, характерный для «МХК» и т.д.), мы стараемся создавать такие контексты разговора, в которых вещь обретала бы (или «вспоминала») новые смыслы. Так мы избегаем механического движения от смысла к смыслу, и начинаем понимать историю (и культуру) не как заурядное сцепление причин и следствий, а как феерию возможностей, плодородное поле.

^ Чувство Космоса и чувство полиса. Размышление о том, что жизнь грека разворачивается вот в этом промежутке (между божественным, стихийным и рукотворным, человеческим). Великая античная двойчатка КОСМОСА и ПОЛИСА.

^ Олимп и Взгляд с Олимпа.

Интересный повод упомянуть о странном для нас пренебрежении древнего грека к дали, к разъятому пространству (пренебрежении, «расследованном» разными авторами – от Шпенглера до Аверинцева). Взгляд древнего грека упорядочивается через Олимп, а не через горизонт.
Это, понятно, артист М.Суханов...

А история – про тирана Гестия и его раба, на чьей выбритой голове он составлял секретное послание. И смысл – хитрость Гестия сегодня не может сгодиться. Волосы в наше время «растут» гораздо медленнее секретов и новостей.



^ Древнегреческий «компьютер» (Антикитера).

Позволял синхронизировать солнечный и лунный календари (можно поговорить, например, о повсеместном феномене лунных календарей), устанавливать даты игр (на этом фрагменте видны графы Истмийских, Олимпийских, Немейских игр).

^ Вопросы и сюжеты (здесь пункты, точки информирования, могущие задать тему).

  • Рожь – не знали. Овёс – сорняк. Просо – пища варваров. Ячмень – для жертв и гаданий (священное ячменное поле вблизи Элевсина).

  • Вазопись. Сцены выжимания виноградного сока.

  • Вазопись. Сцены травли лисиц. Капканы и сети.

  • При появлении на рынке торговца со свежей рыбой звонили в колокол, чтобы афиняне успели купить рыбу свежей. Закон запрещал рыбакам поливать рыбу водой, «подновляя» ее.

  • Разведение пчел (было столь много пчельников, что существовал закон об интервалах между ними).

  • Добыча соли.

  • Колосс Родосский (статуя Гелиоса) имел высоту 29,3 м. (пошло 13 т меди и 8 т железа).

  • В 6 в. в Афинах появились двусторонние монеты.

  • Дерево гнули, пилили, тесали. Полировали рыбьей кожей.

  • Кумская гидрия («царица ваз») находится в Эрмитаже.

  • Сосуды различались по назначению – для питья, для благовонного масла, для пудры, для масла, которым натирались атлеты и т.д.

  • Греческие купцы до 6 в. до нашей эры вывозили главным образом предметы роскоши, а ввозили сырье. С 6 в. до н.э. ассортимент вывозимых товаров расширился за счет вина, ремесленных изделий, масла. Ввозили греки хлеб, кожу, дерево, папирус, рабов.

  • Греки между собой торговали при помощи денег, а с варварами – через бартер.

  • Когда монет еще не было, роль денег играл скот, затем – металлические слитки в виде шкур весом в 26 кг.

  • Сухопутные дороги у греков были плохие, основные пути сообщения – морские.

  • Общий вес оружия гоплита достигал 30 кг.

  • В конце 4 в. до н.э. появился новый род войск: элефантерия – отряды боевых слонов (Александр Македонский привез из Индии около 200 слонов).

  • Стены домов, колонны, статуи расписывались.

  • Согласно Плинию, Милет основал около 90 колоний.

  • Наружные стены домов были глухими.

  • Обогревались переносными жаровнями. Положенные на глинобитный пол угли покрывали колпаковидными глиняными сосудами с отверстиями.

  • Светильники наливались нефтью или маслом.

  • Зеркала – бронзовые.

  • У свободных граждан хитон был с двумя рукавами, у рабов – с одним.

  • Первой значительной личной библиотекой была библиотека Аристотеля.

  • Клепсидра («воровка воды») отмеряла время ораторской речи (когда речь прерывали, раб пробкой останавливал воду).

  • Герон Александрийский изобрёл автомат для продажи священной воды.

  • Малоимущим раздавались «зрелищные деньги».

  • Плата за исполнение общественных и воинских обязанностей.

  • Литургия – совместное строительство кораблей.

  • Лаконичность – от имени лаконцев (лакедемонян, спартанцев).

  • Покупки на рынке – мужское дело.

  • Громкоголосость, обильная жестикуляция (радуясь, поднимали руки, пощёлкивая пальцами; морщась от боли или страдания, закутывали голову краем плаща).

  • Отрицая, древний грек не мотал головой, а, вскинув подбородок, опускал его на грудь.

  • Античные «глоссолалии»? Плакальщицы завывали на похоронах.

  • Усопшему клали в рот медную монету (рот служил греку кошельком не только после кончины, но и при жизни).

  • Игра «коттаб»: точно выплеснуть остатки вина в глубокий сосуд или блюдо.

  • «Симпозиум» – «совместная выпивка».

  • За трапезой не сидели, а возлежали (полусидели по двое, трое на ложе).

  • Руки вытирали хлебным мякишем.

  • «Парасит» – «разделяющий хлеб», «сотрапезник».

  • Оливки давили, солили, свежими ели редко.

  • Молоко было большей частью козье. Свежим почти не пилось (сложно хранить), а вот сыр был в почёте.

  • Дрова дороги, земли скудны.

  • Каблуков не знали (женщины подкладывали под пятки пробковые пластинки).

  • Театральные котурны можно было надеть на любую ногу.

  • Разводя в жаровне огонь, сдвигали одну черепицу на крыше.

  • Двери дома открывались наружу, а улочки были узки (грек, порой, стучал в дверь не только приходя, но и выходя из дома).

  • Стены бедных домов – из необожжённого кирпича (вору проще было проломить стену, чем сломать засов).

  • Лекифы (вазы с узким горлом) – сперва были сосудами для масел, затем «вросли» в плоть надгробий.

  • Один из больших кварталов Афин звался Керамик (столько было гончаров).

  • Зевс и Афина Фидия – хрисоэлефантинная техника (из золота и слоновой кости).

  • Некогда ослепительно белый мрамор статуй сегодня излишаен и жёлт – стёрлись яркие краски глаз, губ, одежд. Античные бронзы горели и переливались. Глаза, ногти были вставными, блестящими.

  • От Афины Фидия «уцелел» только контур цоколя – пятно на полу.

  • Драматург, художник – «работник на народ» («демиург»).

  • Афинский театр Диониса – 17 000 зрительских мест.

  • Свирель Пана и флейта Афины – на флейте можно играть, не раздувая щек (то есть, не меняясь, не искажаясь в лице).

  • «Педагог» – «провожатый ребенка» (раб, провожающий его в школу).

  • Кошка для грека – экзотический, заморский зверь.

  • Спартанские криптии – тайные убийства илотов.

  • Календарь – солнечно-лунный.

  • «Варвар» (то есть «бабачащий», «варакающий») – почти «немец» («немой»).

  • Греки называли себя «эллинами» («греками» их назвали римляне).

  • Склоны гор покрывали густые дубравы, богатые всяческой дичью.

  • Позорный столб афинян – не долговая яма Руси или средневековой Европы. Для грека немыслимо простирание ниц, восточная проскинеза. Казнят, не ломая хребет, разрывая на части, а дав чашу с ядом.

  • В местах Олимпиад (организуемых амфиктиониями – союзами полисов) становилось столь людно, что спали под открытым небом, и дорог был самый грубый ночлег. Почему не строили гостиниц? Редкость игр делала бы их нерентабельными.

  • О том, как сильно изменяется внешний вид атлетов-профессионалов, говорят рисунки на вазах. Достаточно сравнить кулачных борцов на амфоре Клеофрада (около 500 года до н.э.), тела которых развиты пропорционально и гармонично, с грубыми, грузными фигурами атлетов на панафинейской амфоре IV века до н.э. (Б.Ривкин).

  • Панафинеи начинались лампадодромией (факельной эстафетой).

  • Все игры, проведенные под эгидой спартанцев и аркадян, элейцы объявили «анолимпиадами».

  • Падение агонистических нравов отразилось на авторитете экехейрии (священного перемирия на время Олимпиады).


Немного о еде (Н.Могильный, В.Ковалев. ^ Этюды о питании)

В Древней Греции кухня была уделом женщины – хозяйки дома и рабынь, так что до IV века найти повара среди рабов-мужчин было трудно. Только при больших праздничных застольях нанимались повара-мужчины. В анналах античной истории описывается судьба некоего Митайкоса (Mithaikos), первого выходца из греческого Запада – автора одной из первых кулинарных книг. Когда в VI веке он прибыл в Спарту, чтобы показать там свое поварское искусство и перенять опыт спартанской кухни, его попросту выслали из страны, так как он пытался привить спартанцам любовь к изысканным кушаньям, а роскошь в еде даже в VI веке в Спарте не была популярна. Незадачливый кулинар вынужден был покинуть Спарту. Питание древних греков было скромное. Вот, например, как выглядел обычный обед античного афинянина: 5 небольших блюд, уставленных на большом блюде (подносе), в состав которых входили следующие продукты: 2 морских ежа, 10 ракушек, лук зеленый или репчатый, немного соленой осетрины и немного сладкого пирога или печенья. В другой раз обед выглядел так: вареные яйца, жаркое из зайца, мелкие жареные птички и на десерт – медовое печенье. Интересно, что для возбуждения аппетита греки сначала «хлебали рыбий бульон», а позже его заменили легкие, возбуждающие аппетит закуски: яйца, устрицы, ракушки, раки, соленая рыба с салатом и пряными травами, растительное масло, уксус. Кроме свежей морской рыбы любимейшим кушаньем древних греков было свиное жаркое. После него по ценности шли: домашняя птица (куры и гуси), а затем – дикая птица и зайчатина.

^ Заработки в греческих полисах (А.Немировский. История Античности)

В Афинах V-IV вв. до н.э. Оплата государственных должностей, введенная Периклом. Судьи гелиэи – 2 обола в день (с 425 г. до н.э. – 3) Члены совета пятисот – 5 оболов в день Архонт Саламина – 1 драхма в день (6 оболов)

^ Оплата воинов Гоплиты – 2 обола в день

Моряки и гребцы – 3 обола в день (начиная с Пелопонесской войны – 4) Конные воины – 1 драхма в день (6 оболов) Воин-наемник в IV в. – 2-4 обола в день Полководец – 12-16 оболов в день
Пособия

Пособие инвалидам – 1 обол в день

Театральные деньги (в дни Великих Дионисий) – 2 обола Плата за день народного собрания (введенная Клеоном) – 6-9 оболов
Заработки

Ремесленник – от 1 обола до 1 драхмы в день

Квалифицированный строительный рабочий – 1 драхма в день

Гончар – 1 драхма Повар – 1-2 драхмы в день

Флейтистка – 2 драхмы в день

Архитектор при Перикле – 37 драхм в день
В Милете (по надписи IV в. до н.э.)

Педотриб – 30 драхм в месяц (1 драхма в день) Учитель грамоты – 40 драхм в месяц (1 драхма 2 обола)
^ Цены в греческих полисах до римского завоевания. Цены на продукты питания в V в. до н.э. (при некоторой их условности). 1 медимн зерна (52,5 л) – 3 драхмы (конец V в.) 1 метрет оливкового масла (39,5 л) – 1,5 драхмы Угри из Копаидского озера – по 3 драхмы за штуку Окунь – 1 драхма 2 обола Устрицы – 7 халков Кусок морского ежа – 1 обол

Ворона – 1 обол Блюдо дроздов – 1 драхма
Цены на скот в V в. до н.э. Бык – 50 драхм Лошадь – 120 драхм Овца – 12-17 драхм
^ Прожиточный минимум в греческих полисах

Прожиточный минимум афинской семьи – 2 обола в день в V в. до н.э.

Прожиточный минимум в Дельфах в III в. до н.э. – 1 обол в день на человека
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013- 14 учебный год) iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014...
Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014 учебный год

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013- 14 учебный год) iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014...
Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014 учебный год

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013- 14 учебный год) iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013 2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013 – 2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013- 14 учебный год) iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013- 14 учебный год) iconВсероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013- 14 учебный год) iconВсероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013- 14 учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013- 14 учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013- 14 учебный год) iconКонкурс педагогического творчества 2012/2013 учебный год. Номинация...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества 2012/2013 учебный год

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013- 14 учебный год) iconКонкурс: Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества...
Конкурс: Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница