Программа «Домом жить обо всём тужить» ( образовательная программа для воспитанников детского дома) Автор-составитель: воспитатель Руцинская Наталья Ивановна Кемерово,




Скачать 248.69 Kb.
НазваниеПрограмма «Домом жить обо всём тужить» ( образовательная программа для воспитанников детского дома) Автор-составитель: воспитатель Руцинская Наталья Ивановна Кемерово,
Дата публикации03.11.2014
Размер248.69 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Экономика > Программа
Управление образования Администрации г. Кемерово

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(законных представителей)

«Детский дом №1»

Программа

«Домом жить – обо всём тужить»

(образовательная программа

для воспитанников детского дома)

Автор-составитель: воспитатель

Руцинская Наталья Ивановна

Кемерово, 2011

Пояснительная записка

« Без памяти нет традиций,

без воспитания нет духовности,

без духовности нет личности,

без личности нет народа,

как исторической общности»

(Академик РАО Г.Н.Волков)
На современном этапе развития нашей страны, наряду с позитивными демократическими изменениями в обществе и государстве, происходит обострение социальных проблем – снижение благосостояния значительной части населения, безработица, бедность, алкоголизм, наркомания.

Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. В последнее время отмечается рост числа асоциальных семей (алкоголизм семьи или одного её члена, наркомания, проституция), увеличение количества детей, рождённых с патологиями физического, психофизиологического характера, рост числа граждан, лишенных родительских прав, добровольно отказавшихся от новорожденных в родильных домах. Следствием этого является увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данные отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки показывают, что дети, находящиеся в детских домах, по ряду существенных признаков отличаются от детей, воспитывающихся в семье.

Раннее и дошкольное детство, в крайне неблагополучной семье, в доме ребёнка, в детском доме, безусловно, оказывает влияние на особенности формирования личности. В подростковом возрасте появляется желание «испытать всё, пройти через всё». Подростка притягивает то, что находится под запретом. Многие из любопытства пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить. Значительно возрастают трудности овладение учебным материалом, что осложняется грубым нарушением дисциплины. Последнее выражается в уходах (побегах) детей, бродяжничестве, воровстве (до 30% подростков) и других формах делинквентного поведения.

У воспитанников детских домов отмечаются особенности внутренней позиции: слабая ориентированность на будущее, обеднённость эмоциональных проявлений, упрощённое содержание образа самого себя, негативное самоотношение, пристрастность в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность поведения, ситуативность мышления. Эти особенности личности ребёнка, возникая в раннем возрасте, не исчезают, а приобретают новое качество и усугубляются в дальнейшем.

Дети, воспитывающиеся в детском доме, живут в замкнутом пространстве, оторваны от общества. Это мир специфический, полуизолированный, соприкасающийся с реальностью только отдельными сторонами. В результате у воспитанников часто формируются такие черты, как иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии.

При выпуске из детского дома дети сталкиваются с целым рядом проблем:

*проблемой выбора и приобретения предметов первой необходимости, одежды;

*материальными трудностями, не умением планировать свой бюджет;

* проблема в установлении контактов с другими людьми;

*выполнении требований, нормативов в работе;

*в умении организовать свободное время.

Чтобы этого избежать, очень важно воспитывать детей через формирование общечеловеческих и национальных ценностей; воспитание таких черт характера, как трудолюбие и смекалка, доброта, милосердие, сострадание, мягкость и отзывчивость.
^ Цель программы:

Воспитание духовно-нравственной личности, знающей и уважающей национальную культуру, традиции и обычаи русского народа.
Задачи:

1. Знакомить воспитанников с народными праздниками, обрядами и обычаями.

2. Поддерживать у воспитанников бережное отношение к народным традициям и обрядам, к познанию жизни своих предков.

3. Совершенствовать практические умения и навыки воспитанников в экономном ведении домашнего хозяйства, правильном уходе за собой и жилищем.

4. Формировать творческое отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности.

5. Готовить воспитанников к самостоятельной жизни в социуме.
^ Форма работы:

Групповые занятия. Длительность каждого занятия 40- 45 минут.
Программа реализуется на воспитательском часе, один раз в неделю, в объеме 47 часов. Занятия проводятся с подгруппой воспитанников 13-14 лет в количестве 6- 8 человек.
^ Структура программы:

Программа «Домом жить – обо всем тужить», состоит из трёх разделов:

1 раздел - «Семейные традиции и праздники»;

2 раздел - «Календарно-обрядовые и православные праздники»;

3 раздел - «Дом вести – не рукавом трясти».

Каждый раздел имеет свои цели, задачи и определенное количество часов для реализации, что отражено в примерном тематическом плане. Выявление знаний и умений у воспитанников, в результате реализации программы «Домом жить – обо всем тужить», происходит посредством разработанных для каждого раздела тестовых опросников.

^ 1 раздел - «Семейные традиции и праздники» (7 часов).

Цель: Привить воспитанникам положительное отношение к семье, к семейным традициям. Воспитание будущего семьянина.

Задачи:

-продолжать знакомить воспитанников с семейными праздниками, с их обычаями и традициями;

-мотивировать подростков на изучение, сохранение и приумножение семейных традиций;

-воспитывать уважение к народным традициям и обычаям, к прошлому нашего народа.

-формировать мотивацию на создание крепкой, дружной семьи.
^ 2 раздел - « Календарно - обрядовые и православные праздники» (14 часов).

Цель: Воспитание духовно – нравственной личности, знающей и уважающей национальную культуру, традиции и обычаи нашего народа.

Задачи:

- продолжать знакомить с историей возникновения календарных и православных праздников;

- продолжать знакомить воспитанников с календарно – обрядовыми праздниками, с их обычаями;

- формировать у подростков практические умения и навыки при изготовлении рождественских подарков, выпечке блинов, украшении пасхальных яиц, выпечке пасхальных куличей по рецепту.

-воспитывать уважение к народным традициям и обычаям, к прошлому нашего народа.
^ 3 раздел - « Домом жить – обо всём тужить» (26 часов).

Цель: Подготовка учащихся к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики.

Задачи:

-формировать у учащихся качества творчески думающей, активно действующей личности, необходимые для деятельности в новых социально-экономических условиях;

- совершенствовать практические умения и навыки учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства (уборка дома, уход за одеждой и обувью стирка, глажение белья и т. д.);

- формировать у учащихся такие понятия, как «семейная экономика», «семейный бюджет», рациональная организация семейного бюджета;

- формировать у учащихся желание, стремление иметь собственный дом.
^ Методы и приемы, используемые при проведении занятий:

- Беседы;

- Решение практических задач;

-  Целевые установки на самостоятельную работу;

- Свободная творческая деятельность;

- Мастер-класс.
^ Перечень знаний и умений по итогам прохождения программы:
1 раздел «Семейные традиции и праздники»

Знания.

*структура создания семьи;

* обряды, сопровождающие рождение;

*обряды крещения и имя наречения;

*как ухаживать за новорождённым;

*подбор одежды для новорождённых.

Умения

*пеленание младенца;

* украшение комнаты ко дню рождения;

*организация детского праздника «День рождения».
^ 2 раздел «Календарно-обрядовые и православные праздники»

Знания.

*история праздника Рождества Христова;

*традиции и обряды празднования Рождества;

*история праздника «Крещение Господне»;

*традиции и обряды, связанные с этим праздником;

*история и традиции праздника « Масленица»

*традиции и обряды «Пасхи»

Умения.

*изготовление упаковок для рождественского подарка;

*приготовление блинов по нескольким рецептам;

*приготовление пасхальных куличей по рецепту;

*украшение пасхальных яиц.
^ 3 раздел «Домом жить – обо всём тужить»

Знания:

*ориентация в понятиях «Семейная экономика», «Семейный бюджет»;

*пути экономии в домашнем хозяйстве;

*распределение домашних обязанностей;

*виды домашней работы;

*обряд вселения в новый Дом на Руси, обряд новоселья;
Умения.

*правильно ухаживать за одеждой и обувью;

*правильно стирать, сушить и гладить одежду;

*ремонтировать свою одежду;

*проводить генеральную уборку жилища;

*распределять семейный бюджет.

Программа прошла апробацию в течение 2010-2011 года на базе детского дома №1 г. Кемерово. Имеются положительные результаты: воспитанники хорошо знают историю и традиции русских народных праздников и применяют знания на практике; владеют навыками приготовления традиционных праздничных блюд; овладели умениями правильного ухода за одеждой, обувью, жильем; получили элементарные знания по распределению будущего семейного бюджета.

^ Список литературы:
1. Посысоева, Н.Н.,Жедунова, Л.Г. Мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения трудового воспитания, профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / Н.Н. Посысоева, Л.Г. Жедунова.-Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта.-2009.-86с.

2. Праздники в начальной школе: [Текст] сценарии, литературные игры, викторины, конкурсы. Вып. 3/ авт.-сост. М.М.Малахова и др.- Волгоград: Учитель.-2006.-134с.

3. Русские фольклорные традиции: [Текст] занятия и мероприятия в 5-7 классах, занимательные материалы/ авт.-сост. О.В.куфтина, О.П. Власенко.- Волгоград: Учитель.- 2009.-154с.: ил

4. Огранизация досуга учащихся. 5-9 классы: [Текст] сценарии внеклассных мероприятий/ Е.А.Егорова.- Волгоград: Учитель.- 2009.-162 с.

5. Из опыта работы классного руководителя в 5-9 классах [Текст]взаимодействие с родительским коллективом, беседы, лекции / авт.- сост. М.А.Иченская.- Волгоград: Учитель.- 2006.-107 с.

6. Хилько, М.Е., Ткачева, М.С. Возрастная психология: [Текст] конспект лекций.-М.: Высшее образование, 2007.-191 с. – (хочу все знать)

7. Души прекрасные порывы: [Текст] классные часы на нравственные и патриотические темы. 5-7 классы / сост. Е.В.Васильева.- Волгоград: Учитель.- 2008.- 127 с.

8. Личностное становление подростков. 8-9 классов: [Текст] классные часы, родительские собрания / авт.-сост.О.А.Ещеркина.- Волгоград: Учитель.- 2008.- 172 с.

9. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений[ Текст] /Авт.-сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.корепанова и др.- СПБ: «Детство-Пресс», 1999.-384 с., ил.- (Приобщение детей к истокам русской народной культуры.)

10 Мудрость народная: [Текст] /Авт,-сост .Аникина В.П., Гусева В.Е.-М.,Худ. лит. 1994.-39с.

11. Русская кухня традиции и обычаи: [Текст] / Авт.-сост. Ковалёв М.В.,Могильный Н.П.-М., «Советская Россия».1990.-73с.

12. Экономика домашнего хозяйства: [Текст] / Авт.-сост. Коробковский Г.В., Смирнова Г.А., - Л. «Лениздат».1991.-52с.

13. Энциклопедия православной обрядовой кухни: [Текст] / Авт.-сост. Лиховская Л.П., - С-Петербург: «Интерласт».-1993.-71с.

14. О красоте вещей: [Текст] / Авт.-сост. Минервин Г.Б.-М.,1981.-55с.

15. Праздник в семье : [Текст] / Авт.-сост. Извекова Н.А., Лагов Н.В.- М., «Педагогика».-1986.-37с.

18. Этикет и мы: [Текст] / Авт.-сост.Гончарова Н.М.-М. «МК-Полиграф».1993.- 87с.

19. Подари себе праздник: [Текст] / Авт.-сост. Владченко Н.Л., Хаткина Н.В.,- Донецк: «Сталкер».-1996.- 67с.

Тематический план


п/п

Название раздела

Номер и название темы

^ Количество часов

Теоретич.

Практич.

1.

Семейные традиции и праздники (7 ч.)

    1. Какая она – любовь?

    2. Создание семьи. Свадебные традиции.

    3. Семья – это 7 «я».

    4. У самовара я и моя семья.

    5. День рождения – чудесный праздник. Крестины.

    6. Одежда для малыша.

1

1
1

1
1




2

2.

Календарно-обрядовые праздники (14 ч.)

2.1. История праздника «Рождества Христова».

2.2. «Рождество Христово».

2.3. Упаковка для рождественского подарка.

2.4. История праздников «Крещение», «Масленица».

2.5. Масленица.

2.6. Блины на масленицу.

2.7. История праздника «Пасха».

2.8. Украшение яиц.

2.9. Кулич пасхальный.

1
2

1

2
1


2
2

1

2

3.

Домом жить – обо всем тужить (26 ч.)

3.1. Всякий дом хозяином держится.

3.2. Порядок в доме. Виды домашней работы.

3.3. По одежке встречают, по уму провожают.

3.4. Уход за одеждой. Стирка, сушка белья.

3.5. Глажка белья.

3.6. Ремонт одежды.

3.7. Уход за обувью.

3.8. Генеральная уборка.

3.9. Семейный бюджет.

2
2
1





8


2
1

2

2

3

3


Содержание программы
1раздел. Семейные традиции и праздники» (7 часов).
Занятие 1.1 «Какая она – любовь?» (1 час).

Цель: Определение сущности понятия любви; осмысления её значения; влияние этого чувства на настроение.

Содержание: Доверительная беседа; стихотворение Р.Рождественского «Всё начинается с любви»; 20 заповедей любви на основе заветов Апостола Павла.
Занятие 1.2 «Создание семьи. Свадебные традиции» (1 час).

Цель: Продолжать повышать роль любви в создании семьи; формирование готовности к вступлению в брак; познакомить со свадебными традициями.

Содержание: Беседа; Иллюстрации о свадьбе; Музыкальное сопровождение,

«А эта свадьба, свадьба…», высказывание Л.Сухорукова, Бернарда Шоу,

Бриджит Бардо и др. о браке и супружестве.
Занятие 1.3 «Семья –это 7 «Я» (1 час).

Цель: Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

Содержание: Занятие, Стихотворение «Что такое семья?»,

Изречения великих людей о семье, Мнение детей о семье: Тестирование «Готов ли я к семейной жизни»: Семейные традиции.
Занятие 1.4 «У самовара я и моя семья» (1час).

Цель: Продолжать прививать учащимся положительное отношение к семье, к обычаям и традициям нашего народа.

Содержание: Занятие за круглым столом; Мини- выставка пачек и баночек с чаем; иллюстрации: чайный куст, чайные плантации; самовар; репродукции картин : «За чаем» К.Коровина, «Чаепитие в Мытищах» В.Перова ; плакаты с содержанием о чае; выставка рисунков; история возникновения обычая чаепития; стихи, загадки о чае и чайных принадлежностях; чаепитие.
Занятие 1.5 «День рожденье – чудный праздник. Крестины» (1 час).

Цель: продолжать поддерживать интерес у учащихся к прошлому нашего народа, к традициям и обрядам.

Содержание: Беседа; Рождение ребёнка: обычаи, традиции, современность; Крестины : Обряд крестин, как правильно подобрать имена при крестинах; опрос детей детского дома по вопросу: «Любишь ли ты праздник «День рождения»
Занятие: 1.6 «Одежда для малыша» (2 часа).

Цель: Показать детям на практике, как нужно ухаживать за малышом, как правильно его пеленать. Воспитывать в них материнское чувство, чувство ответственности за своих будущих детей.

Содержание: Уход за новорождённым, перечень необходимой одежды для младенца; практическое занятие «Как правильно пеленать малыша»; кукла, пелёнки, подгузники и т. д.
^ 2 раздел. «Календарно – обрядовые и православные праздники» (14 часов).
Занятие 2.1 «История праздника Рождества Христова» (1 час).

Цель: Продолжать знакомить учащихся с историей праздника, с его традициями и обычаями; поддерживать у детей интерес к прошлому нашего народа.

Содержание: Беседа о истории этого праздника; с понятиями Сочельник, Святки; знакомить с традиционными блюдами рождественского стола.
Занятие 2.2 «Рождество Христово» (2 часа).

Цель: Создать торжественную, праздничную атмосферу; развивать артистические способности у детей, эмоциональную отзывчивость; развивать память.

Содержание: Сценарий праздника, костюмы персонажей.
Занятие 2.3 «Упаковка для рождественского подарка» (2 часа).

Цель: Учить детей создавать и творить своими руками , развивать фантазию, смекалку, вкус. Формировать практические навыки в изготовлении упаковок

для подарков.

Содержание: Мастер-класс, материалы: разные виды бумаги, клей, цветные шнуры, флористический материал и др.

Инструменты: ножницы, шило, иголки, нитки и др.

Образцы, порядок работы на доске.

Правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.
Занятие 2.4 «История праздников Крещение, Масленица» (1 час).

Цель: Продолжать поддерживать у учащихся интерес к прошлому нашего народа, к его истории ; знакомить с православными праздниками, к истории возникновения этих праздников.

Воспитание уважение к традициям и обычаям к прошлому.

Содержание: Беседа – рассказ, значение слова «крещаю»,»крещу»,малитва при погружении в воду; последовательность обряда крещения,

История праздника Масленицы, название масленичных дней недели.
Занятие 2.5 «Масленица» (2 часа).

Цель: Создать праздничную атмосферу, развивать артистизм, актёрские способности; Развивать творческие способности и психические процессы. Воспитывать эстетические чувства.

Содержание: Праздник; атрибуты праздника : чучело Масленицы, костюмы

Скоморохов, персонажей. Атрибуты для игр. Народные игры «Крута гора», «Взятие снежной крепости», «Перетягивание каната» и т.д.
Занятие 2.6 «Блины на Масленицу» (2 часа).

Цель: Учить детей навыкам при выпекании блинов, учить работать, используя рецепты. Формировать привычку соблюдать санитарно-гигиенические правила , воспитывать аккуратность.

Содержание: Практическое занятие; рецепты, продукты по рецептам, показ, самостоятельная работа.
Занятие 2.7 «История праздника Пасха. Праздник Пасха» (1 час).

Цель: Продолжать знакомить детей с самым большим светлым христианским праздником, с его традициями и обычаями; воспитывать у подростков уважительное отношение к традициям.

Содержание: праздник. Костюмы. Игры «куличики», «Игры с яйцами», «В смолу» и др.
Занятие 2.8. «Украшение пасхальных яиц» (1 час).

Цель: показать на практике способы украшения яиц.

Содержание: практическое занятие. Познакомить с различными способами: крашенки, писанки, крашение в луковой шелухе, цветных лоскутках, нитках и т.д.
Занятие 2.9. «Кулич пасхальный» (2 часа).

Цель: продолжать обогащать знания воспитанников о календарно-обрядовых православных праздниках, с их традициями и обрядами. Воспитывать аккуратность и смекалку, развивать фантазию и творчество.

Содержание: практическое занятие. Ингредиенты по рецепту, иллюстрации пасхи, украшенной разными способами, рецепты.

^ 3 РАЗДЕЛ. «ДОМОМ ЖИТЬ – ОБО ВСЁМ ТУЖИТЬ» (26)часов
Занятие 3.1 «Всякий дом хозяином держится» (2 часа).

Цель: Познакомить учащихся с хозяйством и кухней Древней Руси; с обрядом новоселья; закреплять знания о быте наших предков; развивать внимание, память, речь, мышление. Воспитывать любовь к русскому языку, истории нашей страны, традициям.

Содержание: Ознакомительная беседа. Оборудование: кроссворд рисунки с изображениями транспортных средств, овощей; загадки, карточки для творческой работы. Пословицы и поговорки про дом
Занятие 3.2 «Порядок в доме. Виды домашней работы» (10 часов).

Цель: Продолжать воспитывать у учащихся положительное отношение к семье, к своему дому (месту, где живёшь) , умению выполнять виды домашней работы.

Содержание: Познавательная беседа. Виды домашней работы. Как распорядится порядком в доме. Что такое «Домохозяйство», «Домохозяин», «Домохозяйка» - по словарю В.Даля

Занятие 3.3. «Правильный подбор одежды и обуви, правила их ношения и ухода за ними. По одёжке встречают, по уму провожают» (1 час).

Цель: Учить детей одеваться так, чтобы одежда, обувь и другие предметы сочетались друг с другом по назначению, стилю, цвету; прививать навыки повседневного ухода за одеждой; воспитывать эстетический вкус, аккуратность.

Содержание: Беседа. Пословица «Встречают по одёжке, провожают по уму»

Назначение одежды .Игра «Что в мешочке»Загадки.
Занятие 3.4. «Уход за одеждой, стирка, сушка белья» (2 часа).

Цель: Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой и семейной жизни.

Продолжать учить навыкам последовательной стирки белья. Закрепить правила Т.Б. при работе с электроприборами(стиральная машина, утюг)Воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Содержание: Виды одежды по материалу. Подготовка одежды к стирке .Правила стирки. Сушка. Отбеливание (Бельё, различные порошки и средства для стирки) Самостоятельная работа.
Занятие 3.5 «Глажка белья» (1 час).

Цель: Продолжать учить практическим навыкам по глаженью белья. Воспитывать бережливость, эстетический вкус, аккуратность.

Содержание: Практическое занятие. Виды тканей. Организация рабочего места. Полезные советы. (Бельё, Гладильная доска, утюг, распылитель)
Занятие 3.6. «Ремонт одежды» (2часа).

Цель: Продолжать учить практическим навыкам. Познакомить детей с различными видами фурнитуры; прививать навыки культуры труда, аккуратности, бережливости.

Содержание: Практическое занятие. Плакат с изображением видов фурнитуры , по возможности пуговицы, кнопки, крючки, лоскутки ткани, одежда для ремонта .Таблички с правилами Т.Б.
Занятие 3.7. «Уход за обувью» (2 часа).

Цель: Формировать у учащихся практические умения и навыки по уходу и хранению обуви

Содержание: Практическое занятие. Рассмотреть виды обуви по назначению и по материалу, Закрепить, что включает в себя уход и каковы правила хранения обуви. (обувь по назначению, из различных материалов; обувные щётки, крема, средства, для ухода за обувью.)
Занятие 3.8. «Генеральная уборка дома» (3 часа).

Цель: Подготовка учащихся к семейной жизни. Закреплять практические навыки по ведению домашнего хозяйства.

Содержание: Откуда берётся пыль? Для чего нужна уборка? Последовательность уборки. Различные чистящие порошки, средства для мытья полов, окон, раковин и т. д. Самостоятельная работа.

Занятие 3.9. « Семейный бюджет» (3часа).

Цель: Формировать у детей такие понятия, как «Семейная экономика», «Семейный бюджет», учить воспитанников рациональной организации ведения семейного бюджета.

Содержание: Семинар-практикум. Сказки «Муха-Цокатуха», «Теремок» (Совместное ведение домашнего хозяйство), ксерокопии денег различного номинала, тетради и ручки, для самостоятельного подсчёта дохода и расхода;

Поговорки, пословицы о деньгах; квитанции о платежах коммунальных услуг.

Глоссарий

БРАК законный союз мужа и жены; супружество; таинство венчания, соединение четы церковью. Браки церк. брачный пир. Жених весел, всему браку радость.
БЮДЖЕТ смета, учет, расчет, роспись, счет расхода и прихода, за прошлое и за будущее время; || государственная смета. Бюджетные расходы, сметные, вошедшие в роспись.

ВЕНЕЦ. кольцо, обод, обруч, окружность, полоса кружком, со знач. возвышенного положения или почетного значения вещи. || Очертание сияния, блеска вкруг головы святого на иконах; || царское головное украшенье, корона; || девичья головная лента…
ВЕНЧАНИЕ — в христианстве — религиозная церемония при заключении брака у христиан. В. уходит корнями в иудейскую традицию: согласно свидетельству Талмуда, обряд возложения царских венцов на головы жениха и невесты
Венчание брачное совершение церковного обряда бракосочетания с возложением венцов на головы бракующихся.
ГОСТЬ посетитель, человек пришедший по зову или незванный, навестить другого, ради пира, досуга, беседы и пр. || иноземный или иногородный купец, живущий и торгующий не там, где приписан. || Гостями зовут, ради шутки или вежливости.
ГОСТЕПРИИ́МСТВО Универсальная традиция повседневно-бытовой культуры, предписывающая обязательность радушия и заботы о госте. 2) Социальный институт, обеспечивающий гостю прием и заботу. .
Домовой (франц. lutin, нем. Kobold, Nachtmannchen, англ. Goblin), божество домашнего очага; по русск. поверью живет за печкой, покровительствует своим и преследует чужих. иногда живет в банях (банный), гумнах (гуменник, подовинник. рижник.).
^ Добром

По доброй воле, добровольно. Лучше д. отдайте, а то хуже будет.
ДОМАШНИЙ, Относящийся к дому , к семье, частному быту. Домашние дела. Домашняя хозяйка (женщина, которая нигде не служит, а занимается только домашним хозяйством, семьёй). Домашняя работница (работающая в доме по найму)
Жена́ (супру́га) — женщина по отношению к мужчине, состоящему с ней в браке, то есть к мужу. Замужняя женщина — находящаяся замужем (за мужем, т.е. за спиной мужа), под защитой мужчины. На юге России жена зовётся - дружина.
ЖЕНИХ, Мужчина, вступающий в брак или намеревающийся жениться. Смотреть женихом (перен.: иметь счастливый вид; разг.). Сын уже (достиг брачного возраста)
Заповеди, десять правовых и этических норм, устанавливающих основы религиозного, семейного и гражданского быта (начала единобожия, родительского авторитета, неприкосновенности жизни, собственности, семьи, половой нравственности)
ЗАВИСТЬ, Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. С завистью смотреть на что нибудь. Из зависти сделать что нибудь. Черная зависть. (глубокая и злобная). • На зависть (разг.) так хорошо (такой хороший), что можно позавидовать.
Изба, русский срубный жилой дом (преимущественно сельский, до 17—18 вв. — и городской); в узком смысле слова — отапливаемое помещение, комната (древнерусское "истъба, истобка", упоминается в летописях с 10 в.). В южнорусских районах, в Белоруссии...

Ходи изба, ходи печь, хозяину негде лечь, о пляске. Пошла изба ходить, за собой сени (горницу) водить! погулка. В безлавочной избе и на полу ляжешь. Из одной избы и горячо и студено. Чего в избе не видно? (Тепла)
^ КЛИКАТЬ,1 кличу, кличешь;Громко звать , призывать . Кликать соседей. Кликать гусей. 2. Называть, именовать, звать (устар.)
КРЕСТИНЫ

в христианской традиции празднество по случаю крещения новорожденного...

КРЕСТИ́НЫ — назв. церк. обряда крещения и сопровождающих его фольклорных обряд Креще́ния (греч. βάπτιση — «погружение в воду») — одно из важнейших христианских таинств. Признаётся всеми христианскими исповеданиями, хотя и не в одинаковом смысле.

Согласно словам Иисуса Христа, водное крещение и сошествие Святого Духа — необходимое условие для рождения свыше .

По учению современных ортодоксальных церквей, посредством крещения человек становится членом Церкви. Только после Крещения человек получает доступ ко всем церковным таинствам, прежде всего, к Причащению, в котором, по учению церкви, происходит соединение человека с Богом. Таинство состоит либо в троекратном погружении человека в воду, либо в обливании крещаемого с произношением священником установленных молитв.

Крещение - один из 12 главных христианских праздников. Таинство над самим Спасителем совершил Иоанн Креститель в реке Иордан. В честь этой реки прорубь, из которой на крещение берут воду, называется Иордань. В Крещение заканчиваются святки. Христианский обряд (таинство) принятия

Кого- нибудь в число верующих, приобщение к церкви, наречение личного имени. Зимний православный праздник.
Креститься, принять христианскую веру через обряд (таинство) приобщения к церкви и наречения личного имени
МИЛОСЕРДИЕ, готовность помочь кому нибудь, проявить снисхождение к кому нибудь из сострадания, человеколюбия, сердечного участия, деятельная помощь кому нибудь...
НОВОБРА́ЧНЫЕ, или новожены, — молодые муж и жена во время свадьбы (после венчания и первой брачной ночи) и какое-то время спустя. Обозначение этого периода в жизни существенно для ритуальной системы, т. к. Новобрачные какое-то время после свадьбы
Новосе́лье — праздник, в честь обновления (ремонта) или покупки нового жилого помещения (квартира, дача, дом). В России одна из самых распространённых «вечеринок», особенно среди молодёжи. Обычно новоселье предполагает застолье с домашним угощением.
Новорожденный ребенок с момента рождения до четырехнедельного возраста. Этот период жизни ребенка носит также название неонатального. В зависимости от срока беременности к моменту рождения различают доношенных, недоношенных
Овсень

Ой овсень, ой овсень!"; "Бай авсень, бай авсень! Мы ходили, мы будили По святым вечерам"). Песни с припевом О. были распространены преим. в среднерус. полосе и в Поволжье, будучи связаны с характерными для этих регионов обрядами.

^ Оберег предмет, обладающий по суеверным представлениям, колдовской способностью оберегать его владельца от разных бедствий. См. также Амулет,
ОБРУЧЕНИЕ

взаимное обещание вступить в брак и обмен кольцами. В Русском государстве в допетровский период совершалось в церкви и сопровождалось заключением письменного договора об имущественных обязательствах будущих супругов.
Помолвка

(синоним обручение), один из элементов традиционной свадебной обрядности, предшествующий заключению брака; церемония объявления юноши и девушки женихом и невестой.
Плантация - крупное земледельческое хозяйство основу которого составляет большая земельная площадь, занятая сельскохозяйственными культурами. Плантации специализируются на производстве продовольственных и технических культур, чая
РОДОСЛОВНАЯ

(родословие), перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.
Сочельник

В христианском календаре день накануне Рождества Христова и Крещения. Название происходит от обычая употреблять в этот день сочиво размоченные зерна. В сочельник рекомендуется особенно строго соблюдать пост..
Свадьба

обряд, сопровождающий заключение брака. В древности носил культовое назначение защиты новобрачных от злых духов, порчи и др. У мн. народов включает ритуальный переезд невесты из дома родителей в дом жениха
СВЯТКИ

(святые, праздничные дни), 12 дней между Рождеством и Крещением с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января. По народным традициям, святки, совпадавшие с празднованием Нового года, сопровождались гаданием, пением...
СВАТОВСТВО́ — засылка сватов, первое формальное изъявление намерения вступить в брак (часто после неформального "спроса" или "засылки", когда стараются заранее узнать, будет ли принято С.). После С. на невесту накладываются особ. ограничения.

ТАИНСТВО

, В христианстве: церковный обряд, предназначенный для приобщения верующего к божественной благодати. Таинства православной и католической церкви (крещение, бракосочетание, исповедь, соборование, причащение, миропомазание,…


Тусень

В песнях также встречается тусень, титусень, туасень, таусель. Традиции — щедрование или обсев хозяина зерном, с пожеланиями. Также есть блюдо, названное в честь праздника, которое состояло из целиком запечённой в тесте свиной головы с гарниром.
ТРАДИЦИЯ

элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
^ ФОЛЬКЛОР — художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом.
Фольклор семейно-бытовой Самый развитый фольклор принадлежит свадебному обряду. Сюда входят причитания (невесты и подружек о ней)


хозяЙНИЧАТЬ

Обзавестись хозяйством. У меня своего хозяйства нет, я дома не обедаю, стола не держу. Хозяин м. хозяйка ж. хозяева мн. вообще владелец, владетель чего; властный распорядитель, управитель; в доме, семье: старший, голова, большак.
ХОЗЯЙНИЧАТЬ, хозяйствовать, быть хозяином в чем, заниматься, управлять хозяйством; распоряжать порядком занятий, работ, приходом и расходом, держать домашний порядок, копить, собирать. Хозяйничать по дому, более о женском деле, стряпать, готовить...
ЩЕДРОСТЬ, Оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости. С большой щедростью делиться с кем н. Научная щедрость. (стремление передать другим свои мысли, идеи).
Экономика

развивающаяся в рамках общественно исторической формации на базе сложившихся производительных сил и производственных отношений стратегия и тактика хозяйственной деятельности, охватывающие все звенья товарного производства, распределения,…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Домом жить обо всём тужить» ( образовательная программа для воспитанников детского дома) Автор-составитель: воспитатель Руцинская Наталья Ивановна Кемерово, iconРабочая программа подготовительных курсов дошкольной группы «буратино»
Автор-составитель: Кургина Нина Ивановна, учитель начальных классов мбоу «Основная общеобразовательная школа№73»

Программа «Домом жить обо всём тужить» ( образовательная программа для воспитанников детского дома) Автор-составитель: воспитатель Руцинская Наталья Ивановна Кемерово, iconПрограмма утверждена на методическом объединении секции Детские...
Программа утверждена на методическом объединении секции Детские организации и объединения Центра детского творчества Дзержинского...

Программа «Домом жить обо всём тужить» ( образовательная программа для воспитанников детского дома) Автор-составитель: воспитатель Руцинская Наталья Ивановна Кемерово, iconТема занятия: игра-викторина «Счастливый случай» (по аналогии с одноименной...
Автор-составитель: Владимировская Ирина Сергеевна, воспитатель гпд ноу сош оц ОАО «Газпром»

Программа «Домом жить обо всём тужить» ( образовательная программа для воспитанников детского дома) Автор-составитель: воспитатель Руцинская Наталья Ивановна Кемерово, iconРабочая программа по литературному чтению Уровень образования (класс)
Учителя Калиниченко Татьяна Николаевна, Кусочек Наталья Николаевна, Сердюк Елена Ивановна, Ковалевская Людмила Ивановна

Программа «Домом жить обо всём тужить» ( образовательная программа для воспитанников детского дома) Автор-составитель: воспитатель Руцинская Наталья Ивановна Кемерово, iconОбразовательная программа «Основы морского дела»
Белые паруса. Соленые морские брызги и штормы. Романтика моря, дальние страны и континенты. Какой из мальчишек не мечтает обо всем...

Программа «Домом жить обо всём тужить» ( образовательная программа для воспитанников детского дома) Автор-составитель: воспитатель Руцинская Наталья Ивановна Кемерово, iconОбразовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего...
Хакимова Наталья Николаевна, воспитатель 1 квалификационной категории п. Акбулак мбдоу №5 «Степнячок»

Программа «Домом жить обо всём тужить» ( образовательная программа для воспитанников детского дома) Автор-составитель: воспитатель Руцинская Наталья Ивановна Кемерово, iconУрока чтения. Тема: «Путешествие юных художников-экспериментаторов в осенний лес»
Пермякова Наталья Николаевна, воспитатель мадоу детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по...

Программа «Домом жить обо всём тужить» ( образовательная программа для воспитанников детского дома) Автор-составитель: воспитатель Руцинская Наталья Ивановна Кемерово, iconПлан образовательной деятельности педагогического коллектива гкоу...
Цель образовательной деятельности создание оптимальных условий для формирования и развития базовых компетенций воспитанников детского...

Программа «Домом жить обо всём тужить» ( образовательная программа для воспитанников детского дома) Автор-составитель: воспитатель Руцинская Наталья Ивановна Кемерово, iconМетодическая разработка Дидактическая игра «Дымковские узоры»
Автор: Бойцова Наталья Николаевна, воспитатель мдоу детского сада Общеразвивающего вида №31 Управления образования Администрации...

Программа «Домом жить обо всём тужить» ( образовательная программа для воспитанников детского дома) Автор-составитель: воспитатель Руцинская Наталья Ивановна Кемерово, iconКонкурсная программа Тема : «Книга твой друг, береги её»
Оборудование: выставка рисунков, плакаты с высказываниями: «Кто много читает, тот много знает», «С книгой жить – век не тужить»,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница