Программа элективного курса «Мир инвестиций»




Скачать 224.51 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Мир инвестиций»
Дата публикации17.07.2013
Размер224.51 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Экономика > Программа

ПРОГРАММА

элективного курса



«Мир инвестиций»
Программа рассчитана на 35 часов







Пояснительная записка
Проводимая в России модернизация образования, обусловливает поиск новых педагогических идей и решений, отвечающих задачам подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе с рыночной экономикой.

Программа «Мир инвестиций» в профильном обучении может представлять

определенный интерес, как для работников образования всех уровней, так и учащихся обучающихся в профильных классах.

Реалии современной действительности, с которой уже пришлось столкнуться россиянам, показали важность экономического образования. Сравнительный анализ содержания школьных программ по экономическому образованию, получивших определенное распространение в образовательных учреждениях России, позволяет выявить свободную нишу, которая, может быть заполнена содержанием курса «Мир инвестиций».

Если рассматривать проблемы отбора содержания школьного экономического образования с точки зрения системного подхода, то содержание курса «Мир инвестиций» является одним из элементов системы, тесно взаимосвязанным с другими, дополняя и развивая их. Практически каждый содержательный элемент ее, так или иначе, рассматривается в других элективных курсах в рамках социально-гуманитарного профиля.

Программа «Мир инвестиций» может являться одной из профильных программ, общего уровня, приемлемой для всех типов образовательных учреждений. Эти утверждения, исходят из ряда факторов, в том числе социально-экономических, психологических и педагогических.

  1. ^ Социально-экономические условия таковы, что россияне после проведенной в 1992-93г.г. приватизации, стали обладателями ценных бумаг. Однако только 18% людей (по данным официальных источников) удалось реализовать в полной мере свои инвестиционные задумки. Для большинства россиян их первый инвестиционный опыт был неудачным. Однако время берет свое. Сегодня формирование семейных и личных инвестиционных портфелей становится важной сферой жизнедеятельности многих граждан, вне зависимости их карьеры и профессиональной принадлежности. Анализ участников Российского фондового рынка показывает постоянный рост интереса разных категорий граждан к инвестиционной деятельности. Именно поэтому в настоящее время крайне важно уже со школьной скамьи начинать изучение основ инвестиционной деятельности как одного из новых и быстро развивающихся видов деятельности.

  2. ^ Психологическим фактором, определяющим важность изучения курса “Мир инвестиций” является то искаженное представление об инвестиционной деятельности и её возможностях, которое складывается в умах большого числа людей, в том числе молодежи. Часто мечты о быстром финансовом обогащении связываются с удачно проведенной инвестиционной операцией. Знания законов и основных правил функционирования рынка ценных бумаг, не выделяются респондентами как важные и обязательные. Исследования российского инвестиционного рынка выявили, что в настоящее время для большого числа участников рынка высоко рискованные инвестиционные операции, манипуляции с ценными бумагами и др. являются привлекательными. Этот факт является очень тревожным как для развития личности участников рынка, так и для рынка в целом.

  3. ^ Педагогические особенности программы обусловлены тем, что основы функционирования рынка ценных бумаг рассматриваются на конкретных примерах, в частности Московской межбанковской валютной бирже. Различные явления, происходящие на рынке, изучаются не только в теоретической плоскости, но и иллюстрируются конкретными примерами, имеющими место в мировой истории. Все это делает изучаемый материал более доступным и интересным.

Содержательные компоненты курса «Мир инвестиций» могут дополнять элективные курсы предпрофильной подготовки по:

  • математике (задачи на нахождение простых и сложных процентов, графическое построение линейных и нелинейных зависимостей и др.);

  • информатике (изучение текстового редактора, XL-таблиц и др.);

  • общественным и политическим дисциплинам (Конституция и права граждан, экономическая свобода, частная собственность и др.);

  • экономической географии (отрасли промышленности, экономическая структура региона др.);

  • истории (формирование и развитие капиталистических отношений и др.).


Программа курса «Мир инвестиций» рассчитана на 35 часов. Может поддерживаться учебным пособием “Вы и мир инвестиций” и учебно-методическим комплектом для учителя. Особенностью изучения курса является усиление практической составляющей - большое число работ, связанных с анализом статистических материалов, документации, социально- экономических ситуаций, математических задач с экономическим содержанием, семинаров и др. Большое внимание уделено учебно-исследовательской деятельности учащихся. Предлагаются темы для проведения исследовательских работ, рефератов, проблемных семинаров.

Следует отметить, что в рамках технологической поддержки (УМК) курса «Мир инвестиций» рассматриваются разные методические конструкции использования современных телекоммуникационных технологий. Предполагаются Интернет-экскурсии, проекты.

^ Учебно-тематический план




^ Основное содержание

Всего часов

В том числе

Практикумы

Семинары

Деловые

игры

Другие формы работы

Основные понятия рынка ценных бумаг (4ч).

1

Введение. Капитал и инвестиции.

1










1

2

Виды ценных бумаг.

1

1










3

Биржевая торговля ценными бумагами.

1










1

4

Государство и рынок ценных бумаг.

1




1







^ История американских и российских бирж (10ч).

История Нью – Йоркской фондовой биржи (4ч).

5

НФБ: начало развития и сегодняшний день, финансовые кризисы.

1










1

6

Рынок ценных бумаг в США после Первой мировой войны: финансовый бум и Великая депрессия.

1










1

7

НФБ после биржевого краха 1929г.: восстановление и дальнейшее развитие.

1




1







8

Деятельность НФБ в настоящее время. НФБ и террористический акт 11 сентября 2001г.

1




1







История бирж России (6ч).

9

Появление первых бирж в России.

1




1







10

Новый этап в развитии биржевого дела (конец XIX в).

1




1







11

Московская межбанковская валютная биржа: организация торгов.

1







2




12

Рынок государственных облигаций. Финансовый кризис 1998г. Рынок акций и облигаций на ММВБ.

2

2










^ Механизм покупки и продажи ценных бумаг (8ч).

13

Ситуация 1. Купля-продажа акций компании «Лукойл» Нижегородской Валютно-Фондовой Бирже.


2






2




14

Ситуация 2. Купля-продажа акций через ММВБ.

2








2




15

Ситуация 3. Финансовая пирамида.

2







2




16

Как распознать обман. Вопросы, которые должен задавать инвестор.

2







2




^ Выбор ценных бумаг (2ч).

17

О чем надо помнить при инвестировании в ценные бумаги.

1

1










18

Безопасность при инвестировании.

1

1










^ Защита прав инвестора (6ч).

19

Меры, предпринимаемые биржами и органами государственной власти.


2


2










20

Недостаток информации и манипулирование ценами.

2

1







1

21

Мошенничество в сети Интернет.

1










1

22

Правила, которыми должен следовать инвестор во всех случаях, прежде чем

инвестировать средства.

1

1










^ Корпоративное управление и инвестиционная привлекательность компании (5ч).

23

Зарождение корпоративного управления.

1










1

24

Кодекс корпоративного управления.

4







3




25

Итоговое тестирование













1

Всего 35

9

5

13

8


СОДЕРЖАНИЕ
Основные понятия рынка ценных бумаг (4ч).

Тема 1. Введение. Капитал и инвестиции.

Капитал и инвестиции.
^ Беседа 1 час. Входное тестирование, анализ, которого позволяет повысить интерес и мотивацию учащихся к изучению курса. (См.: Приложение 1).
Тема 2. Виды ценных бумаг.

Номинальная стоимость, акция, акционер, дивиденд, облигация.
Практическое занятие «Анализ материалов в Биржевых новостях» 1 час.
Тема 3. Биржевая торговля ценными бумагами.

Биржа, брокер, листинг, курс ценных бумаг.
^ Беседа 1 час.
Тема 4. Государство и рынок ценных бумаг.

Приватизация.
Семинар 1 час.
История американских и российских бирж (10ч).
История Нью – Йоркской фондовой биржи (4ч).

Тема 5. НФБ: начало развития и сегодняшний день, финансовые кризисы.

«Быки», «Медведи», финансовый кризис, инфляция.
Беседа с посещением сайта. «Фондовый показатель ММВБ» (www.micex.ru). 1 час.
Тема 6. Рынок ценных бумаг в США после Первой мировой войны: финансовый бум и Великая депрессия.

Холдинг.
^ Интервьюирование (с элементами деловой игры) 1час.
Тема 7. НФБ после биржевого краха 1929г.: восстановление и дальнейшее развитие.
Семинар 1час.

Возможны разные виды экскурсий (реальные, заочные, виртуальные) в исторические музеи.
Тема 8. Деятельность НФБ в настоящее время. НФБ и террористический акт 11 сентября 2001г.
Интернет-практикум «Знакомство с организацией и проведением торгов на ММВБ». (www.micex.ru) 1 час.
История бирж России (6ч).

Тема 9. Появление первых бирж в России.

Тема 10. Новый этап в развитии биржевого дела (конец XIX в).

Возможны разные виды экскурсий (реальные, заочные, виртуальные) в исторические музеи.
Семинар 2 часа.
Тема 11. Московская межбанковская валютная биржа: организация торгов.
^ Деловая игра «Начинающий инвестор» 2 часа.
Тема 12. Рынок государственных облигаций. Финансовый кризис 1998г. Рынок акций и облигаций на ММВБ.

Депозитарий, бездокументарная ценная бумага.
Практикум «Анализ практических ситуаций» 2 часа.
Механизм покупки и продажи ценных бумаг (8ч).

Тема 13. Ситуация 1. Купля-продажа акций компании «Лукойл» Нижегородской Валютно-Фондовой Бирже.
Деловая игра 2 часа.
Тема 14. Ситуация 2. Купля-продажа акций через ММВБ.
Деловая игра 2 часа.
Тема 15. Ситуация 3. Финансовая пирамида.
Деловая игра 2 часа.
Тема 16. Как распознать обман. Вопросы, которые должен задавать инвестор.
Деловая игра 2 часа.
Выбор ценных бумаг (2ч).

Тема 17. О чем надо помнить при инвестировании в ценные бумаги.

Инвестиционный фонд.
Практикум 1 час.
Тема 18. Безопасность при инвестировании.
Практикум «Вопросы, которые должен задавать инвестор»1 час.
^ Защита прав инвестора (6ч).

Тема 19. Меры, предпринимаемые биржами и органами государственной власти.

Проспект эмиссии, аудитор, арбитраж.
Практикум «Анализ практических ситуаций» 2 часа.
Тема 20. Недостаток информации и манипулирование ценами.

Манипулирование на рынке ценных бумаг.
^ Беседа- практикум «Анализ практических ситуаций» 1 час.

Тема 21. Мошенничество в сети Интернет.

«Пирамида», махинация «надув и сброс».
Интернет экскурсия на ММВБ (www.micex.ru) 1 час.
Тема 22. Правила, которыми должен следовать инвестор во всех случаях, прежде чем

инвестировать средства.

Практикум 1 час.
Корпоративное управление и инвестиционная привлекательность компании (5ч).

Тема 23. Зарождение корпоративного управления.

Корпоративное управление, модели корпоративного управления.
^ Беседа, с элементами лекции 1 час.
Тема 24. Кодекс корпоративного управления.
Деловая игра 3 часа.
Итоговое тестирование 1 час (см.: Приложение 2).

Приложение 1.
Тесты для входного тестирования
1.Все, что способно приносить доход; деньги, необходимые для того, чтобы начать или расширить дело; относится также к оборудованию и материалам, используемым для производства товаров и услуг:

А) акция;

Б) инвестиции;

В) капитал;

Г) реинвестиции.
2.Юридическое лицо, организующее торговлю одним или различными товарами (например, ценными бумагами, валютой, зерном и т.д.); место, где проводятся торги по установленным правилам на основании принципов гласности и публичности:

А) фондовый рынок;

Б) биржа;

В) банк;

Г) эмитент.
3.Получение в собственность денег или других вещей, которые необходимо вернуть в срок (такую же сумму денег или равное количество вещей такого же рода и качества), обычно необходимо также выплатить определенный процент.
А) кредит;

Б) залог;

В) вклад;

Г) заем.
4. Держатели облигаций:

А) имеют право голоса и имеют возможность участвовать в управлении компании;

Б) не имеют право голоса, но имеют возможность участвовать в управлении компании;

В) не имеют право голоса и не имеют возможность участвовать в управлении компании;

Г) имеют право голоса, но не имеют возможности участвовать в управлении компании.
5.Часть прибыли акционерного общества, которую оно распределяет между акционерами и выплачивает им периодически в зависимости от вида и количества имеющихся у них акций:

А) активы;

Б) номинал;

В) дивиденд;

Г) инвестиции.
6. Посредник при осуществлении операций с ценными бумагами, торгующий за счет клиента и получающий за это вознаграждение:

А) брокер;

Б) дилер;

В) инсайдер;

Г) биржевой маклер.
7.Ценная бумага, предоставляющая ее владельцу право на получение дивидендов в зависимости от прибыли общества, а также на участие в общем собрании акционеров с правом голоса:

А) облигация;

Б) простая акция;

В) привилегированная акция;

Г) сертификат.
8.Ценная бумага, гарантирующая ее владельцу (акционеру) получение дивидендов в определенном размере или в процентах от номинальной стоимости, обычно не представляет владельцу права голоса.

А) облигация;

Б) простая акция;

В) привилегированная акция;

Г) вексель.
9.Лицо, обладающее акцией, и пользующееся правами из акции, которые зависят от ее типа.

А) эмитент;

Б) акционер;

В) вкладчик;

Г) юридическое лицо.
10. Акционерное общество, орган государственной власти или местного самоуправления, выпускающее в обращение ценные бумаги:

А) юридическое лицо;

Б) инсайдер;

В) дилер;

Г) эмитент.
11. Физическое или юридическое лицо, осуществляющее вложение капитала в ценные бумаги и другие активы:

А) акционер;

Б) эмитент;

В) инвестор;

Г) дилер.
12. Выберете лишнее.

Банк имеет право:

А) привлекать во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

Б) размещать привлеченные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

В) устанавливать на бирже цены акций различных компаний;

Г) открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.
13.Цены акций различных компаний устанавливаются на биржах:

А) ежечасно;

Б) постоянно с определенным фиксингом;

В) ежедневно;

Г) ежемесячно.
14.Существовал ли рынок ценных бумаг при плановой экономике:

А) да, существовал;

Б) да, существовал, но только для физических лиц;

В) да, существовал, но только для юридических лиц;

Г) нет, не существовал.
15. Крупнейшая фондовая биржа мира:

А) Московская межбанковская валютная биржа;

Б) Нью-йоркская фондовая биржа.

В) Лондонская фондовая биржа;

Г) Токийская фондовая биржа.

Приложение 2.
Тесты для итогового тестирования
1.Как называют брокеров, торгующих в расчете на понижение курса ценных бумаг:

А) шакалы;

Б) львы;

В) медведи;

Г) быки.
2.Как называют брокеров, торгующих в расчете на повышение курса ценных бумаг:

А) шакалы;

Б) львы;

В) медведи;

Г) быки.
3.Совокупность сделок с ценными бумагами с целью получения прибыли от разницы курсов в момент заключения и исполнения сделок:

А) биржевая спекуляция;

Б) биржевые торги;

В) эмиссия;

Г) манипулирование на рынке ценных бумаг.
4. Совокупность требований на товары со стороны покупателей; подкрепленное денежной возможностью, желание покупателя приобрести товар:

А) дефицит;

Б) предложение;

В) спрос;

Г) разумная рыночная цена.
5. Что является прообразом биржи в России:

А) гостиный двор;

Б) рынок;

В) меняльная контора;

Г) ассамблея.
6. Что помимо долгосрочных государственных ценных бумаг являлось основным предметом российской фондовой торговли в конце ХIХ – начале ХХ веков:

А) акции мануфактурных предприятий;

Б) акции железнодорожных компаний;

В) акции машиностроительных заводов;

Г) акции предприятий пищевой промышленности.
7. По акциям каких, формально частных акционерных обществ, российское государство в конце ХIХ – начале ХХ веков гарантировало выплату процентов и минимальных дивидендов:

А) мануфактурных предприятий;

Б) железнодорожных компаний;

В) машиностроительных заводов;

Г) предприятий пищевой промышленности.
8. Юридическое или физическое лицо, дающее деньги в долг:

А) заемщик,

Б) кредитор;

В) эмитент;

Г) дилер.
9. Юридическое или физическое лицо, берущее деньги в долг:

А) заемщик;

Б) должник;

В) эмитент;

Г) дилер.
10. Выберете наиболее правильный ответ.

Что делает государство рынке ГКО (государственных краткосрочных бескупонных облигаций) с целью их размещения:

А) объявляет аукцион;

Б) устанавливает биржевой курс;

В) номинирует ценную бумагу;

Г) устанавливает процентную ставку дохода по ценной бумаге.

11. Профессиональный участник рынка ценных бумаг (только юридическое лицо), оказывающий услуги по хранению сертификатов ценных бумаг, а также учету и переходу прав на ценные бумаги:

А) дилер;

Б) депозитарий;

В) брокер;

Г) эмитент.
12. В настоящее время удаленные места инвесторов подключены через брокерские системы к торгово-депозитарному комплексу ММВБ с использованием:

А) интернет – технологий;

Б) телетайпа;

В) факса;

Г) телекса.
13. Особенностью рынка корпоративных ценных бумаг и других рынков ММВБ является:

А) полная секретность;

Б) непроницаемость;

В) недоступность;

Г) прозрачность.
14. Фондовые индексы часто используются для оценки ситуации на фондовом рынке в разных странах. Так индекс Доу Джонса рассчитываются как:

А) среднеарифметическая цена всех акций компаний, котируемых на биржевом рынке США;

Б) среднеарифметическая цена акций первых 10-20 ведущих компаний США;

В) среднеарифметическая цена акций первых 65 ведущих компаний США;

Г) среднеарифметическая цена акций 10 первых и 10 последних компаний, котируемых на биржевом рынке США.
15. Текущая цена на ценные бумаги на бирже возникает:

А) путем установления цены биржей;

Б) благодаря двусторонней аукционной системе;

В) путем установления цены брокерами;

Г) путем установления цены биржевыми маклерами.

16. Наиболее эффективным способом привлечения капитала является:

А) банковская деятельность;

Б) фондовый рынок;

В) очень выгодные предложения по вложению средств;

Г) рекламная компания по телевизору, радио, в интернете.
17. Выпуск в обращение денег и ценных бумаг:

А) листинг;

Б) эмиссия;

В) инфляция:

Г) ремиссия.
18. Акционерное общество, орган государственной власти или местного самоуправления, выпускающее в обращение ценные бумаги:

А) эмитент;

Б) инвестор;

В) маклер;

Г) дебитор.
19. Юридическое лицо, активно вкладывающее средства в ценные бумаги.

А) акционер;

Б) институциональный инвестор;

В) вкладчик;

Г) маркет-мейкер.

Литература

  1. Вы и мир инвестиций: Учебное пособие для школ – 3-е изд., испр.- М.: Вече, 2003 -128 стр.ил.;

  2. Новожилова Н.В.,Фирсова М.М. Вы и мир инвестиций. Учебно-методический комплект для учителя.-М.:ММВБ, 2003 – 112 стр.


РЕЦЕНЗИЯ

на программу профильного обучения учащихся 10 класса

«Мир инвестиций»

автор – составитель Лубашевская Е.Г.

Рецензируемая программа профильной подготовки учащихся 10 классов по теме «Мир инвестиций» направлена на решение проблемы профильного обучения школьников на старшей ступени общего образования.

Актуальность и важность программы «Мир инвестиций» не вызывает сомнений, так как она содействует созданию условий для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов.

Программа «Мир инвестиций» профильной подготовки представляет собой совокупность трех программ «Карьера, заработок, бизнес», «Английский в экономике», «Основы потребительских знаний». Каждая программа имеет свою объяснительную записку и рассматривается как самостоятельная часть в реализации предпрофильного образования.

Особый интерес и практическую значимость представляет программа «Основы потребительских знаний».

В целом, рецензируемая работа носит завершенный, самостоятельный характер и может быть рекомендована к публикации.
05.09.2006г.
Рецензент, учитель

высшей категории, И.А. Сулейманова 0

заместитель директора по УВР (подпись)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «Мир инвестиций» iconПрограмма элективного курса «Мир вокруг нас вместе с английским»
Программа элективного курса «Мир вокруг нас» предназначена для учащихся 5-6 классов. Объём курса 5 класс-34 ч., 6класс-34ч

Программа элективного курса «Мир инвестиций» iconСодержание программы элективного курса Учебно-тематический план элективного курса
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса

Программа элективного курса «Мир инвестиций» iconРабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова»
Данная программа элективного курса составлена в соответствии с региональным компонентом государственного образовательного стандарта...

Программа элективного курса «Мир инвестиций» iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры

Программа элективного курса «Мир инвестиций» iconПлан работы элективного курса на 2011 2012 уч г
Работа элективного курса планируется по программе элективного курса «Подготовка к егэ». В связи с тем, что на занятия отводится один...

Программа элективного курса «Мир инвестиций» iconОбразовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс
Программа элективного курса «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов...

Программа элективного курса «Мир инвестиций» iconПрограмма элективного курса по обществознанию. Глобальный мир в XXI веке
А. Н. Иоффе «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке», издательство «Просвещение», 2008 год и включает в себя: пояснительную записку,...

Программа элективного курса «Мир инвестиций» iconРабочая программа элективного курса «Написание эссе»
Программа элективного курса «Написание эссе» для 10кл составлена на основе программы учителя русского языка и литературы гбоу сош1380...

Программа элективного курса «Мир инвестиций» iconМетодические рекомендации (ученику) Программа элективного курса «Откровение о человеке»
Программа элективного курса «Откровение о человеке» для учащихся 10-х классов, выбравших гуманитарный профиль обучения в старшей...

Программа элективного курса «Мир инвестиций» iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница