Программа по гражданско – патриотическому воспитанию для младших школьников «Я и моя семья»




Скачать 140.27 Kb.
НазваниеПрограмма по гражданско – патриотическому воспитанию для младших школьников «Я и моя семья»
Дата публикации28.01.2014
Размер140.27 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Экономика > Программа




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»

Программа по гражданско – патриотическому воспитанию для младших школьников «Я и моя семья»

(конкурс программ по гражданско – патриотическому воспитанию)

Составитель:

В. А. Соловьева

учитель начальных классов

2012 год

Программа по гражданско – патриотическому воспитанию для младших школьников

«Я и моя семья»


План:


  1. Актуальность проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста и целесообразность применения на территории ЕАО.

  2. Цели, задачи и основные направления гражданско – патриотической работы.

  3. Сроки реализации программы.

  4. Содержание программного материала.

  5. Основные (примерные) мероприятия по реализации программы.

  6. Ожидаемые результаты.


1. Актуальность проблемы.

Россия - страна высокой духовности. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм - любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В последние десятилетия в России, а значит, и в ЕАО, произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Социально-экономические условия жизни на селе ограничили круг общения сельских школьников. Отсутствие многообразия учреждений культуры, специализированных объектов патриотического воспитания на селе привели к ограничению средств развития сельского школьника. Кроме того, в результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи. Отсутствие на селе перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение сельчан, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. По использованию же фольклора, с появлением телевидения и компьютеров, село практически сравнялось с городом, т.е. нарушился естественный способ сохранения и передачи основ народной культуры. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Младший школьный возраст--это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

2. Цели, задачи и основные направления гражданско – патриотической работы.

Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).

Задачи:

  • воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям;

  • формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи;

  • оказание помощи семьям воспитанников в гармонизации семейных отношений и гармонизации в сфере взаимоотношений и взаимодействия «Школа - семья»;

  • оказание посильной помощи семье в воспитании семьянина, в осознании воспитанниками своих социально-значимых семейных ролей: сын - дочь, внук - внучка, брат - сестра, близкий - дальний родственник;

Программа призвана помочь взрослым и детям:

  • заглянуть в «Зеркало истории» русской семьи и семей других народов, проживающих на территории России;

  • отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны;

  • осмыслить связь времен, попытавшись не только найти , но и закрепить живую нить памяти семьи с ее старшим поколением, с предками, со своим родом;

  • понять свою ответственность за настоящее и будущее сегодняшней (родительской) и будущей своей семьи, старшее поколение в семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей).

3. Сроки реализации программы

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.

^ 1 класс «Моя родословная».

2 класс «Мир дому моему».

3 класс «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить».

4 класс «Моя семья - моя Россия».
4. Содержание программного материала

1 класс - «Моя родословная»

Задачи:

1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи.к близким людям.

2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.

3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

^ Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера.
2 класс - «Мир дому моему»

Задачи:

1. Воспитание люби к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;

2. Развитие творческой активности.

3. Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

^ Содержание программного материала: работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, живших до Октябрьской революции (с 1918 г.), изучение значения твоего рода в истории страны во время ВОВ, Афганской и чеченской войн.
3 класс - «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»

Задачи:

1. Воспитание любви к семье, родным и близким людям; уважения к историческому прошлому и настоящему семьи, в которой родился;

2. Развитие творческой активности.

3. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории своей семьи.

^ Содержание программного материала: отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны; узнать об интересных людях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи семьи.
4 класс - «Моя семья - моя Россия»

Задачи:

1. Утверждение национально - патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, Еврейской автономной области, традициям и обычаям народов России.

2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.

3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.

4. Привитие молодому поколению нравственного иммунитета против низкопробной культуры, захлестнувшей нашу страну.

5. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры.

^ Содержание программного материала: Россия - наша Родина. Еврейская автономная область - частица России. История нашей области в истории России. Архитектурные и культурные памятники Еврейской автономной области. Административное деление Еврейской автономной области. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди земли амурской.

5.Основные (примерные) мероприятия по реализации программы:

№ п/п

Название мероприятия

Форма проведения

Класс

1.

«Дом, в котором я живу»

Беседа - обсуждение

1

2.

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок»

Беседа

1

3.

«Праздник твоего имени»

Праздник

1

4.

«Слава солдатская – сила богатырская»

Утренник

1

5.

День матери

Праздник

1

6.

«Мои родные»

Выставка рисунков

1

7.

«О наших бабушках, мамах, сестричках»

Викторина

1

8.

«Про братьев наших меньших»

Викторина

1

9.

«Папа, мама, я - спортивная семья.»

Спортивный праздник

1

10.

«Неразлучные друзья – родители и дети»

Родительское собрание с участием детей

1

11.

«Семью – семь»

Праздник семьи

1

12.

«Нам вместе весело»

Игровая программа для детей и их родителей

1

13.

«Знакомимся с Правами ребёнка»

утренник

1

14.

«Азбука больших и малых дел нашей семьи»

Семейный праздник

1

15.

«Зачем человеку семья»

Классный час

1

16.

«Моё село»

Игра - путешествие

2

17.

«Наша страна Россия»

Конкурс чтецов стихов

2

18.

«Русский солдат умом и силой богат»

Литературные посиделки

2

19.

«Откуда мы родом»

Беседа о родословной

2

20.

« О людях нашей области»

Классный час

2

21.

«Бабушка рядышком с дедушкой»

Устный журнал

2

22.

«Папа, мама, я - спортивная семья.»

Спортивный праздник

2

23.

День матери

Праздник

2

24.

«Конкурс стихов и пословиц о маме»

Конкурс

2

25.

«Семейная спортивная спартакиада»

Спортивный праздник

2

26.

«Папа, мама, я – читающая семья»

Литературная викторина для детей и родителей

2

27.

«Подарок маме»

Театрализованное представление

2

28.

«Как надо вести себя в школе»

Беседа - игра

2

29.

«Вежливые слова»

Разбор ситуаций

2

30.

«Уважая себя, уважайте других»

Беседа - диспут

2

31.

«Знания нужны мне и моей стране»

Урок - путешествие

3

32.

«Моё Отечество!»

Экскурсия по селу

3

33.

«Слава тебе, победитель – солдат!»

Лирико – поэтический час

3

34.

«Звучи, памяти набат!»

Участие в вахте памяти

3

35.

«А в нашей семье…»

Сочинения с иллюстрациями

3

36.

«Моя помощь родным»

Беседа - диспут

3

37.

«Интересные люди нашего села»

Классный час

3

38.

«Веселье и труд рядом живут»

Посиделки для детей, родителей, бабушек, дедушек

3

39.

«В гостях у Мастера – Карандаша»

Праздник

3

40.

«Портрет моей семьи»

Игра

3

41.

«Учимся правильно жить и дружить»

Практические игры

3

42.

«Какому человеку можно доверять»

Беседа

3

43.

День матери

Праздник

3

44.

Профессии в моей родословной

Классный час

3

45.

«Русь, Россия, Родина моя…»

Классный час

3

46.

«Россия, мы дети твои!»

Утренник

4

47.

«Семейная летопись»

Семейные посиделки

4

48.

«Рождество – праздник семейный»

Беседа о традициях

4

49.

«Гармония в природе»

Экологический плакат

4

50.

«Права детей»

Ирга – путешествие

4

51.

«О родных и близких людях с любовью»

Родительское собрание

4

52.

«Красота и уют моего дома»

Выставка поделок

4

53.

«Каждый сам за себя или дружная семья»

Игра

4

54.

«Мы – одна семья»

Семейный праздник

4

55.

«История школы»

Экскурсия в школьный музей

4

56.

«Вот моя деревня, вот мой дом родной»

Игра - путешествие

4

57.

«Сельские профессии»

Деловая игра

4

58.

«Государственные символы России»

Классный час

4

59.

«Архитектурные и культурные памятники г. Биробиджана»

Экскурсия

4

60.

«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой»

Устный журнал

4

61.

«Природа и экологические проблемы ЕАО»

Конкурс проектов

4

Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.
6. Ожидаемые результаты
1. Формирование гражданского отношения к своей семье.

2. Достижение более высокого показателя нравственного уровня учащихся.

3. Формирование патриотического и гражданского сознания и самопознания, коммуникативной толерантности.

4. Возрождение и обновление национальных традиций благотворительности.

5. Развитие личности ребенка, воспитание добросердечности и позитивного мировоззрения.

6. Воспитание у школьников понятия сущности основных социальных ролей, умение понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности.
Надо всегда помнить слова В.А. Сухомлинского: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности,– это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием».
Литература


  1. Справочник классного руководителя (1 - 4 классы), авт. Н.И. Дереклеева, М. – 2005 год;

  2. Родительские собрания (1 – 4 классы), авт. Н.И. Дереклеева, М. – 2005 год;

  3. В гостях у праздника (внеклассные мероприятия в начальной школе), М. – 2007 год;

  4. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр;

  5. Праздники в начальной школе (мамина школа), М. – 2005 год;

  6. Журналы «Начальная школа».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по гражданско – патриотическому воспитанию для младших школьников «Я и моя семья» iconРассказа В. Драгунского «Сестра, моя Ксения». Рисование на тему «Моя семья»
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы онр

Программа по гражданско – патриотическому воспитанию для младших школьников «Я и моя семья» iconЭтот выпуск газеты посвящён проведениию месячника по военно-патриотическому...
Школа разработала план месячника по военно-патриотическому воспитанию школьников, направленный на формирование у подрастающего поколения...

Программа по гражданско – патриотическому воспитанию для младших школьников «Я и моя семья» iconМетодические разработки по гражданско-патриотическому воспитанию в школе. 174 рублей
Система гражданско-патриотического воспитания в мбоу гимназия №86, г. Нижний Тагил (базовая площадка гбоу дпо со «иро») + Диск

Программа по гражданско – патриотическому воспитанию для младших школьников «Я и моя семья» iconПартнерство мбоу дод «Центр развития творчества детей и юношества...
В статье автор делится опытом работы учреждения дополнительного образования с предприятиями и организациями различного уровня подчинения...

Программа по гражданско – патриотическому воспитанию для младших школьников «Я и моя семья» iconОтчет о проведении месячника по военно-патриотическому воспитанию...
Одной из главных целей в воспитательной деятельности нашей школы является воспитание гражданско-патриотических качеств у школьников....

Программа по гражданско – патриотическому воспитанию для младших школьников «Я и моя семья» iconРодительское собрание конкурс «Папа, мама, я читающая семья» 2 класс...
Цель: содействовать воспитанию устойчивого интереса к чтению у младших школьников

Программа по гражданско – патриотическому воспитанию для младших школьников «Я и моя семья» iconПояснительная записка «Развитие речи младших школьников». 3 класс...
Рабочая программа «Развитие речи младших школьников» для 3 класса на 2013- 29914 учебный год составлена на основе основной образовательной...

Программа по гражданско – патриотическому воспитанию для младших школьников «Я и моя семья» iconПрограмма социального тренинга для младших школьников «сотрудничество»
Ведущей деятельностью младших школьников является игра, поэтому программа состоит на основе игровых упражнений, направленных на обеспечение...

Программа по гражданско – патриотическому воспитанию для младших школьников «Я и моя семья» iconАнализ работы по гражданско-патриотическому воспитанию по мбоу сош №13 за 2012-2013 учебного год
«Патриотическое воспитание детей и молодежи рт на 2010-2015 гг.», «Гражданско-патриотической программы по мбоу сош №13 на 2010-2015...

Программа по гражданско – патриотическому воспитанию для младших школьников «Я и моя семья» iconОсновные цели и задачи
Проведение различных форм массовой работы среди учащихся по нравственному, гражданско-патриотическому, правовому, профессионально-трудовому...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница