Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы этики»




Скачать 171.92 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы этики»
Дата публикации26.01.2015
Размер171.92 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
www.lit-yaz.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»


ОДОБРЕНО

на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин

(протокол №1 от 5 сентября 2011 года)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной
и воспитательной работе

____________О.В. Челомбицкая

_____________________2011 год


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

«основы этики»

по специальности 080110.51

«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»


Составитель: к.и.н. Усенко Н.М.

Ростов-на-Дону

2011

^ Усенко Н.М.

Основы этики: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во РСЭИ, 2011.

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к экзамену, список основной и дополнительной литературы, тесты и глоссарий.

Предназначен для студентов специальности 080110.51 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»


  1. ^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебная программа дисциплины «Основы этики» разработана для студентов специальностей экономического профиля по специальности 080110.51 «Экономика и бухгалтерский учет(по отраслям)».

Целью преподавания данной дисциплины является изучение основных вопросов теоретической и прикладной этики, входящих в круг учебных тем курса «Этика». Содержание этики раскрывается через рассмотрение основных направлений развития научной, художественной и религиозной этической мысли в историческом и современном аспектах. В числе задач курса - анализ категорий этики как высших моральных ценностей, рассмотрение проблем профессиональной этики, воспитание у студентов таких личностных качеств, как патриотизм, гражданственность, чувство справедливости, долга, чести, достоинства, которые являются этическими категориями. Эти понятия, в свою очередь, должны быть сформированы на основе знания, понимания, обуславливающих их сознательный выбор.


^ Плановые показатели

Форма обучения

Очная


Всего часов по учебному плану

34

Часов аудиторных занятий всего

34

Часов лекций

17

Часов практических занятий

17

Часов контрольных работ




Часов самостоятельной работы




Семестр

3

Форма отчетности

Зачёт



  1. ^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ « ОСНОВЫ ЭТИКИ»


Очная форма обучения

п/п



Наименование тем

Количество

часов

Лекции

Практика

Самостоят. изучение

Контрольные





^ Раздел 1.Предмет и значение этики














1

Моральное измерение личности. Моральное измерение общества.

2










2

Свобода, необходимость, ответственность. Фатализм и волюнтаризм. Понятия «свободы ОТ» и «»свободы ДЛЯ». Внутренняя свобода и произвол.

2













^ Раздел 2. История этических учений













1

Античная этика

2










2

Этика буддизма

2










3

Этика древней Индии и Китая

2










4

Этика иудаизма

2










5

Иисус Христос и основы христианской этики




2







6

Исламская этика




2







7

Этика католицизма и протестантизма

1

1







8

Этические учения в России




2







9

Этическая мысль Нового времени

2










10

Философы моралисты: Ф. Ницше, Л. Толстой,

А. Швейцер




4










^ Раздел 3. Фундаментальные категории этического сознания и прикладная этика в 21 веке













1

Добро и зло, долг и совесть как этические категории

2










2

Смысл жизни. Счастье как фундаментальная категория человеческого бытия.




2







3

Профессиональная этика

2










4

Эвтаназия как этическая проблема современного общества




2







5

Смертная казнь как этическая проблема современности




2










ИТОГО:

17

17









  1. ^ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ЭТИКИ»


Раздел 1. Предмет и значение этики.

Что означает термин «этика». «Этика», «мораль», «нравственность». Моральное измерение личности. Моральное измерение общества. Этика как «практическая философия».
Свобода, необходимость, ответственность. Фатализм и волюнтаризм.

История человечества как саморазвитие свободы или расширение границ свободы выбора.

Внутренняя свобода.

Произвол. Выбор как нравственное деяние.
^ Раздел 2. История этических учений.

Этические учения Древнего мира: античная этика. Этические учения древней Греции и Рима. Демокрит и софисты об относительности моральных суждений. Учение Сократа о добродетели к знанию. Идея мудрости незнания. Эпикур и философская этика эвдемонизма. Счастье как безмятежность. Понятие свободы, гедонизма. Эпикуреизм и стоицизм. Этика Платона как учение об интеллектуальном и нравственном совершенствовании. Аристотель о самостоятельности этики как науки. Труды философа об этике ( «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»). Учение о добродетелях.
Этика буддизма.

Преодоление желаний как основа этико-нормативная программа Будды. Понятие сансары.

Четыре благородные истины жизнеучения Будды. Самосовершенствование через самоотречение.
Этика древней Индии и Китая.

Этика древней Индии (веданта и йога, джайнизм).

Этика древнего Китая: даосизм Лао-цзы и конфуцианство. Центральные категории учения Конфуция (жень и ли, вэнь, цзюнь-цзы).
Этика иудаизма. Десять заповедей (Декалог) Моисея. Идея избранного народа и справедливости.
Иисус Христос и основы христианской этики.

Этическая мысль Средневековья и Возрождения. Этика христианства.
Исламская этика
Этика католицизма и протестантизма. Этические принципы Франциска Ассизского. Реформация и этика протестантизма. Этика гуманизма.
Этические учения в России. Византийская этическая традиция и этические учения Киевской и Московской Руси. Религиозно-этическая мысль в Росси в 17 в. (Никон, Аввакум, Серафим Саровский, Оптинские старцы).
Этическая мысль Нового времени. Ф.Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс о морали. Этика И. Канта. Понятие категорического императива.
Философы моралисты: Ф. Ницше, Л. Толстой, А. Швейцер

Идея Ф.Ницше об утверждении морали через ее критику и радикальное отрицание. Мораль рабов и идея сверхчеловека.

Л. Толстой как моралист нашего времени. Нравственный смысл любви как ненасилия.

Этика в 20 в.Этические концепции и естествознание (З.Фрейд, А. Бергсон ).

Этические идеи, связывающие мораль с развитием человеческого общества и человеческой личности.

Этика гуманизма: А. Швейцер.
^ Раздел 3. Фундаментальные категории этического сознания и прикладная этика в 21 веке.
Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для науки человека и общества.

Добро, доброта, добродетель. Добро и польза.

Понятие зла. Зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека.

Зло – физическое и природное. Зло общественное. Зло нравственное.

Враждебность и распущенность. Религиозные версии происхождения зла.

Добро и зло в религиозном и светском сознании.

Императивность морали.

Долг и совесть. Совесть и стыд. «Быть честным во мраке».

Основные концепции смысла жизни. Смысл, осмысленность и цель в жизни.

Счастье и несчастье – единство противоположностей.
Понятие прикладной этики.

Предпринимательская этика.

Нравственность и бизнес.

Эвтаназия как проблема современной этики.

Смертная казнь в свете современной этики.


  1. ^ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Иисус Христос и основы христианской этики.

  1. Этика Иисуса Христа как этика любви. Жизнеописание.

  2. Феномен Благой Вести.

  3. Христианская система ценностей.

  4. Образы любви в христианской этике.

  5. Содержание Нагорной проповеди.

  6. От справедливости к милосердию.

Литература: №1 (стр. 77-95),

Евангелие от Матфея, 5-7,

Мень А. Сын человеческий. М., 1989.

Тема 2. Этика ислама.

  1. Мухаммед – основатель мусульманской религии и цивилизации.

  2. Истинная вера и последний суд: проблема отношения человека и Бога.

  3. Устои правоверного мусульманина.

  4. Своеобразие этики Корана.

  5. Отличие этико-нормативной программы Мухаммеда от этико-нормативной программы Иисуса Христа.

Литература: №1 (стр.96-109),

Коран: 2:168, 216,6:151-155; 9:11, 31, 60; 70:19-31; 74:44-48; 96:1-8.

«Мухаммед», «Аль-фикх», «Харам», «Аш-шариа»//Ислам. Энциклопедический словарь., 1991.

Тема 3. Этика протестантизма.

  1. Роль Реформации в европейской истории.

  2. Суть понятия протестантизм.

  3. Этические учения Лютера, Кальвина, Цвингли. Проблема человека и Бога.

Литература: № 3 (стр.49-52),

Ревуненкова Н.В. Протестантизм. - СПб.: Питер, 2007.

Тема 4. Этические учения в России.

  1. Этическая мысль Древней Руси.

  2. Этическая мысль от Московского государства до 19 в.

  3. Этика Росси эпохи «философского пробуждения» 19 в.

  4. Судьбы этики в СССР и Российской Федерации (20-начала 21 в.).

Литература: № 4(с.53-99),

№3 (с.63-64).

Тема 5. Философы-моралисты: Ф.Ницше, Л. Толстой, А. Швейцер.

  1. Мораль рабов» и утверждение морали через ее отрицание у Ф. Ницше. Мораль сверхчеловека.

  2. «Непротивление злу насилием» Л.Толстого. Вопрос о смысле жизни.

  3. А. Швейцер о морали как о «благоговении перед жизнью».

Литература: № 1 (с.172-189,190-204,205-222).

Тема 6. Смысл жизни. Категория счастья.

  1. Основные концепции смысла жизни.

  2. Смысл жизни человека и судьбы человечества.

  3. Различные мнения о счастье. Понятие «счастье мудреца».

  4. Принцип апатии и парадокс счастья.

Литература: № 4 (с.206-221), № 1 (с.295-308), №3 (с.158-164).

Тема 7. Эвтаназия как этическая проблема современного общества.

  1. Определение эвтаназии.

  2. «За» и»против» эвтаназии.

  3. Дополнительные аргументы «против».

Литература: №1 (с. 425-433),

Фут Ф. Эвтаназия //Философские науки. 1990. №6.

Тема 8. Смертная казнь как этическая проблема современности.

  1. Историческая социология смертной казни.

  2. Существуют ли этические аргументы в пользу смертной казни.

  3. Этические аргументы против смертной казни.

Литература: № 1 (с. 434-442),

Смертная казнь: за и против / Сост. О.Ф. Шишов, Т.С. Парфенова. М., 1989.



  1. ^ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ




  1. Как возникли термины «этика» и «мораль»?

  2. Как взаимосвязаны понятия «этика», «мораль», «нравственность»?

  3. Три ответа на вопрос о свободе. В чем они заключаются и каков правильный ответ?

  4. Общее и различное в фатализме и волюнтаризме.

  5. В чем различие «свободы ОТ» и «свободы ДЛЯ»?

  6. Что такое внутренняя свобода?

  7. Что такое произвол?

  8. В чем отличие этики веданты от этики йоги?

  9. Как интерпретируется мораль в контексте учения Будды?

  10. Как соотносятся между собой религиозные и моральные запреты Десяти заповедей Моисея?

  11. Сопоставьте этику даосизма с этикой конфуцианства.

  12. Сравните этику Демокрита с этикой Эпикура.

  13. Сравните этические взгляды Платона и Аристотеля.

  14. Каковы основы римского стоицизма?

  15. Охарактеризуйте особенности христианской этики.

  16. Каковы главные черты этики ислама?

  17. Как возникла и развивалась этика в Киевской и Московской Руси?

  18. Каковы особенности религиозной этики в средневековой Европе?

  19. Этика протестантизма. Сопоставьте позиции Лютера и Кальвина.

  20. Каковы основные особенности развития этики в Новое время?

  21. В чем заключается своеобразие этики в России в 18-20 вв.?

  22. Основные положения этики Ф.Ницше.

  23. Основные положения этической теории Л.Толстого

  24. В чем суть этической концепции А. Швейцера?

  25. Природа и содержание добра и зла.

  26. Императивность морали: долг и совесть.

  27. Счастье как этическая категория. Что такое «счастье мудреца»?

  28. Основные концепции смысла жизни.

  29. Что такое эвтаназия и каков ее нравственный смысл?

  30. Этические аргументы за и против смертной казни.


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины



№.п/п

Перечень литературы




Основная

1

  1. А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. Этика. - М., Гардарики, 2008.

2

  1. Этика/Под общей редакцией А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. - М., Гардарики. 2006.

3

В.Г. Иванов. Этика. – Спб.: Питер, 2009

4

  1. Г.А. Голубева. Этика. – М., 2007.

5

Этика. Энциклопедический словарь. - М., 2001

6

  1. Попов Л.А. Этика. Курс лекций. – М., 1999.

7

Радугин А.А. Этика Учебное пособие. – М., центр, 2003.




Дополнительная

1

Этические теории Древнего Востока. Будда: истории о перерождениях. – М., 1991.

2

Аристотель. Этика к Никомаху. Сочинения : в 4 т. / Аристотель. – М., 1983. Т. 4.

3

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1986.

4

Мусульманская священная история от Адама до Иисуса. Рассказы Корана о посланниках Божиих. – М., 1996.

5

Кант, И. Из лекций по этике / И. Кант // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. – М., 1990.

6

Лютер, М. Избранные произведения / М. Лютер. – СПб., 1994.


7

Макиавелли, Н. Государь / Н. Макиавелли. – М., 1992.

8

Размышления и афоризмы французских моралистов: XVI – XVIII вв. – М., 1996

9

Ницше, Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. – М., 1994.

10

Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика / Е.В. Золотухина-Аболина. – Ростов-на-Дону, 2003.

11

Толстой, Л.Н. Не убий никого // Этическая мысль: научно-публицистические чтения / Л.Н. Толстой. – М., 1992.

12

Швейцер, А. Культура и этика // А. Швейцер. Упадок и возрождение культуры. – М., 1993.

13

Бондаренко, Ю.Я. У истоков современной морали / Ю.Я. Бондаренко. – М., 1991.

14

Гусейнов, А.А. Великие моралисты / А.А. Гусейнов. – М., 1995.

15

Иванов, В.Г. История этики Древнего мира / В.Г. Иванов. – СПб., 1998.

16

Иванов, В.Г. История этики средних веков / В.Г. Иванов. – Л., 1984.

17

Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес. – М., 1992.

18

Моральные ценности и личность. – М., 1994.

19

Карпец, И.И. Уголовное право и этика / И.И. Карпец. – М., 1985.

20

Смертная казнь: за и против / сост. : О.Ф. Шишов, Т.С. Парфенова. – М., 1989.

21

Ревуненкова Н.В. Протестантизм. - СПб.: Питер, 2007.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы этики» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по творческим специальностям. Материалы составлены на основе...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы этики» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «литература»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы этики» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов снг»
...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы этики» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов снг»
...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы этики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы культуры речи»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы этики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Классические языки» для студентов заочной формы обучения по специальности 0503010....

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы этики» iconУчебно-методический комплекс теория этики направление 031400. 62 «Культурология»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы этики» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Нижний Новгород
Трофимова Л. И. Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи». – Н. Новгород: вгипу, 2009. с

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы этики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология»
Учебно-методический комплекс дисциплины преподавателя разработан : преподавателем Бассалыго О. В

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы этики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Основы социологии и политологии...
Учебно-методический комплекс подготовлен преподавателем социальной психологии филиала Алтгу в г. Камень-на-Оби Кулик Л. Е



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница