Крымское республиканское учреждение «центр проблем образования министерства образования и науки, молодежи и спорта автономной республики крым» о проведении индексации




Скачать 151.15 Kb.
НазваниеКрымское республиканское учреждение «центр проблем образования министерства образования и науки, молодежи и спорта автономной республики крым» о проведении индексации
Дата публикации22.06.2013
Размер151.15 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Бухгалтерия > Документы


КРЫМСКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
О проведении индексации первоначальной стоимости групп необоротных активов и порядке их ликвидации в республиканских учреждениях образования

(методические рекомендации)
Рекомендации разработаны в помощь руководителям, бухгалтерским службам учебных заведений с целью оказания практической помощи по вопросам проведения индексации первоначальной стоимости групп необоротных активов и порядке их ликвидации, предупреждения нарушений, выявляемых органами Государственной финансовой инспекции Украины в АРК в ходе проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности.
^ Общие положения
Единым нормативным документом, детально определяющим методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о необоротных активах, а также обеспечивающим правильное документальное оформление и своевременное отражение в регистрах бухгалтерского учета поступления, перемещения, выбытия всех необоротных активов, принадлежащих учреждению, в том числе и сданных в аренду, является Инструкция по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 №64 (в редакции приказа Государственного казначейства Украины от 21.02.2005 №30) (далее - Инструкция № 64).
В составе необоротных активов учитываются: земельные участки, капитальные расходы на улучшение земель, здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие, силовые машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, приборы, столовый, кухонный и хозяйственный инвентарь, вычислительная техника, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, музейные ценности, экспонаты зоопарков, выставок, библиотечные фонды, орудия лова, специальные инструменты и специальные приспособления, белье, постельные принадлежности, одежда и обувь, временные нетитульные сооружения, природные ресурсы, инвентарная тара, материалы долговременного использования с научной целью, авторские и смежные с ними права, права пользования природными ресурсами, имуществом, объектами промышленной собственности, другие материальные и нематериальные активы долговременного использования.

В бухгалтерском учете стоимость, по которой отражаются необоротные активы, подразделяется на:

    • первоначальную (себестоимость по фактическим расходам на приобретение, сооружение и изготовление необоротных активов);

    • балансовую (остаточную) (первоначальная стоимость за вычетом суммы начисленного износа);

    • восстановительную (первоначальная стоимость, измененная после переоценки).

^ Изменение первоначальной (восстановительной) стоимости необоротных активов осуществляется в случае индексации их первоначальной стоимости в соответствии с действующим законодательством Украины, а также при достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации соответствующих объектов и модернизации, которая привела к дополнительному укомплектованию необоротных активов.

^ Индексация (переоценка) необоротных активов
Согласно Инструкции №64 бюджетные учреждения могут проводить индексацию (переоценку) первоначальной (восстановительной) стоимости групп необоротных активов исходя из индекса инфляции в соответствии с порядком, предусмотренным ст.146.21 Налогового кодекса Украины.

Согласно указанной статье необоротные активы могут индексироваться только в том случае, если коэффициент индексации превышает единицу. При проведении индексации основных средств по результатам прошедшего года коэффициент индексации рассчитывается по следующей формуле:
Кi = [I(а-1) - 10]:100,
где Кi – коэффициент индексации;

I(а-1) – индекс инфляции года, по результатам которого производится индексация.

В формуле применяется индекс инфляции года, который ежегодно определяется Государственной службой статистики Украины.

Если значение коэффициента индексации (Кi) меньше единицы, то индексация стоимости необоротных активов не проводится.

По данным Государственной службы статистики Украины индекс инфляции за 2011 год составляет 104,6%. Определим коэффициент индексации:
Кi = (104,6 - 10) : 100 = 0,946
Как видим, значение коэффициента инфляции не превышает единицу, следовательно, индексация первоначальной (восстановительной) стоимости групп необоротных активов учреждениями за 2011 год не проводится.

При проведении индексации одновременно осуществляется индексация суммы износа, начисленного на необоротные активы, которая сложилась на момент проведения индексации.

Согласно приказу руководителя учреждения создается комиссия, которая определяет целесообразность проведения индексация первоначальной (восстановительной) стоимости групп необоротных активов. В соответствии с заключениями, предоставленными комиссией, руководитель учреждения принимает решение о проведении или не проведении индексации (письмо Государственного казначейства Украины от 17.05.2005 №07-04/950-4121 «О проведении индексации необоротных активов»).

В связи с инфляционными процессами балансовую стоимость объектов жилищного фонда ежегодно приводят в соответствие с реальной стоимостью жилья. Для этого используют Методику определения балансовой стоимости объектов жилищного фонда, утвержденную постановлением Кабинета Министров Украины от 09.03.1995 №163 (с изменениями), действие которой распространяется на все жилые дома и относящиеся к ним здания и сооружения независимо от форм собственности, а также постановление Кабинета Министров Украины от 31.08.1996 №1024 «О порядке индексации стоимости объектов жилищного фонда».

Как предусмотрено указанными документами, индексация стоимости объектов жилищного фонда должна проводиться до 15 февраля ежегодно по состоянию на 01 января.

Индексы к балансовой стоимости жилищного фонда по состоянию на 01.01.2012 определены приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 03.05.2012 №186 «Об утверждении Индексов к балансовой стоимости объектов жилищного фонда по состоянию на 01 января 2012 года». Поэтому, со дня вступления в силу данного приказа, бухгалтерам учреждений необходимо было провести индексацию балансовой стоимости объектов жилищного фонда и отразить указанные хозяйственные операции в бухгалтерском учете и финансовой отчетности за II квартал 2012 года.

Если стоимость отдельных видов необоротных активов после индексации значительно отличается от аналогичных новых образцов, то стоимость этих необоротных активов необходимо привести в соответствие со стоимостью аналогичных новых образцов, действующей на дату проведения индексации на эти виды активов (п.1.10 Инструкции №64).
Переоценка необоротных активов бюджетных учреждений производится постоянно действующей комиссией (далее - комиссия), которая назначается приказом руководителя учреждения ежегодно и действует в течение года в составе:

    • руководителя или заместителя (председателя комиссии);

    • главного бухгалтера или его заместителя;

    • руководителей групп учета (в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями) или других работников бухгалтерии, осуществляющих учет необоротных активов;

    • лица, на которых возложена ответственность за сохранность необоротных активов;

    • другие должностные лица (по усмотрению руководителя учреждения).

Комиссией осуществляется переоценка каждой отдельной единицы необоротных активов и устанавливаются новые цены. На однотипные предметы устанавливаются одинаковые цены (в пределах одного учреждения).

Если остаточная стоимость объекта необоротных активов равна нулю, то его переоцененная остаточная стоимость прибавляется к его первоначальной (переоцененной) стоимости без изменения суммы износа объекта. По результатам переоценки комиссией составляется акт об изменении стоимости необоротных активов, который утверждается руководителем учреждения. Ответственность за организацию работы комиссии возлагается на руководителя учреждения, а за объективность определения реальной стоимости активов - на руководителя и председателя комиссии.

Проводя индексацию необоротных активов, необходимо иметь в виду, что изменение стоимости необоротных активов после проведения индексации не является основанием для перевода их на другой субсчет.

Кроме того, изменение первоначальной стоимости необоротных активов в связи с проведением их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации не принадлежит к доходам учреждения.
^ Бухгалтерский учет
Результаты индексации необоротных активов следует отразить в отдельных ведомостях произвольной формы. Для необоротных активов, остаточная стоимость которых равняется нулю, основанием для занесения данных в ведомость являются акты оценки.

После проведения переоценки комиссия составляет акт об изменении стоимости необоротных активов, который утверждается руководителем учреждения (п.1.10 Инструкции №64).

В бухгалтерском учете результат индексации отражается в соответствии с требованиями Инструкции о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 10.07.2000 №61 (с изменениями и дополнениями) (далее – Инструкция №61) и сопровождается следующими записями:
Таблица №1

^ Содержание хозяйственной операции

Дебет субсчета

Кредит субсчета

Изменена стоимость необоротных активов после проведения индексации (дооценки):

Первоначальная (восстановительная) стоимость необоротных активов

101-122

401

Начисленный износ

401

131-133

Указанные операции отражаются в мемориальном ордере по форме №274 (бюджет) (Инструкция о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядке их составления, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 27.07.2000 №68). Позиция «Сумма оборотов по мемориальному ордеру» в виде соответствующей корреспонденции переносится в книгу «Журнал-Главная».

Сведения об изменении первоначальной стоимости и суммы износа объектов жилищного фонда заносятся в карточки их аналитического учета по типовой форме №ОЗ-6 (бюджет) «Инвентарная карточка учета основных средств в бюджетных учреждениях», утвержденной совместным приказом Главного управления Государственного казначейства и Государственного комитета статистики от 02.12.1997 №125/70 (далее - Инструкция № 125/70).

Сумма увеличения первоначальной (восстановительной) стоимости жилищного фонда отражается в ^ Отчете о движении необоротных активов (форма №5) (приложение 15 к Порядку составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 24.01.2012 №44) в строке 640 «Дооцінено необоротні активи» (п.4.3 данного Порядка).
Списание необоротных активов
К числу наиболее распространенных ситуаций, в ходе которых происходит списание объектов необоротных активов, относится ликвидация.

Среди причин, по которым производится ликвидация зданий, сооружений, оборудования, приборов, оснащения, транспортных средств, инвентаря и других объектов необоротных активов бюджетных учреждений, можно выделить следующие:

    • непригодность к дальнейшему использованию;

    • физический и моральный износ;

    • повреждение вследствие аварии или стихийного бедствия (при условии, что их восстановление является невозможным или экономически нецелесообразным, и они не могут быть реализованы);

    • снос зданий, сооружений, разрушенных со временем или в случае строительства новых объектов;

    • недостачи, выявленные в результате инвентаризации.

Рассматривая причины, по которым производится списание объектов необоротных активов с баланса бюджетной организации, следует обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, нельзя считать обязательным условием для списания необоротных активов с баланса начисление 100-процентного износа по объекту пригодному для дальнейшей эксплуатации.

Во-вторых, п.20 Типовой инструкции о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины, Министерства экономики Украины от 10.08.2001 №142/181(на данный момент документ утратил силу), предусматривал списание с баланса объектов необоротных активов, утративших свое значение, но пригодных для использования, только при условии, что их невозможно продать или передать другому учреждению. Не смотря на то, что в Инструкции №64 не содержится подобных требований, считаем, что данное условие нельзя игнорировать. Поэтому, при ликвидации таких объектов, рекомендуем учреждениям иметь доказательства того, что ими были предприняты попытки продажи или передачи другому учреждению «ненужного объекта», который, тем не менее, остался невостребованным.

Для определения непригодности необоротных активов и установления невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание этих активов приказом руководителя учреждения ежегодно создается постоянно действующая комиссия, состав которой изложен выше.

Необоротные активы, ставшие непригодными, подлежат списанию в соответствии с требованиями, предусмотренными постановлением Кабинета Министров Украины от 08.11.2007 №1314 «Об утверждении порядка списания объектов государственной собственности» (далее – Порядок №1314), Инструкцией №64.

Для участия в работе комиссии по установлению непригодности автомобилей, нагревательных котлов, подъемников и прочих необоротных активов, находящихся под надзором государственных инспекций, приглашается представитель соответствующей инспекции, который подписывает акт о списании или передает комиссии свое письменное заключение, прилагаемое к акту. В тех учреждениях, где техническое обслуживание осуществляется своими штатными специалистами, акт или справка подготавливаются ими. В этом случае в состав комиссии входит соответствующий специалист данного учреждения.

Постоянно действующая комиссия учреждения:

    • производит осмотр необоротных активов для составления акта на их списание, используя при этом необходимую техническую документацию (технические паспорта, поэтажные планы, ведомости дефектов и другие документы), а также данные бухгалтерского учета;

    • устанавливает невозможность восстановления и дальнейшего использования объекта в данном учреждении и вносит предложения о его продаже, передаче или списании;

    • устанавливает конкретные причины списания объекта: физический или моральный износ, реконструкция, нарушение нормальных условий эксплуатации, авария и т. п.;

    • устанавливает лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие необоротных активов из эксплуатации;

    • устанавливает возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списанного объекта и производит их оценку;

    • осуществляет контроль за изъятием из списанных необоротных активов пригодных узлов, деталей, материалов из цветных и драгоценных металлов, определяет их количество, вес и контролирует их сдачу на соответствующий склад.

В тех случаях, когда оборудование списывается в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением действующих объектов, комиссия проверяет его наличие в плане реконструкции и технического переоснащения, утвержденном вышестоящей организацией, и делает в акте на списание ссылки на пункт и дату утверждения плана.

По результатам обследования комиссия составляет акты на списание основных средств по формам, установленным Инструкцией №125/70: "Акт о списании основных средств" (типовая форма ОЗ-3 (бюджет)), "Акт о списании автотранспортных средств" (типовая форма ОЗ-4 (бюджет)), "Акт о списании изъятой из библиотеки литературы" (типовая форма ОЗ-5 (бюджет)). Акты утверждаются руководителем учреждения.

Следует отметить, что в актах на списание указываются данные, характеризующие объект: год изготовления или строительства, дата его получения учреждением, первоначальная стоимость, сумма начисленного износа по данным бухгалтерского учета, количество проведенных капитальных ремонтов и т. п., а также подробно указываются причины выбытия объекта, состояние основных частей, деталей и узлов, конструктивных элементов и обосновывается нецелесообразность и невозможность их восстановления.

Особое внимание необходимо обратить на порядок списания компьютерной техники.

Чтобы списать монитор, который является составной частью компьютера, сначала необходимо списать с баланса учреждения весь объект, составив акт о списании основных средств по вышеуказанной типовой форме № 03-3 (бюджет). В акте необходимо детально изложить выбытие объекта и включить в перечень материальных ценностей, поступивших после списания, системный блок, который является составляющей компьютера и пригоден к использованию.

В соответствии с п.23 Порядка №1314 узлы, агрегаты, детали, годные к использованию, приходуются с отражением на счетах бухгалтерского учета. Для этого, комиссия осуществляет их оценку и составляет соответствующий акт. Каждая составляющая, годная к использованию, оценивается по первоначальной (восстановительной) стоимости с учетом начисленного износа и приходуется как отдельный инвентарный объект (в нашем примере - системный блок). Такие рекомендации даны в письме Государственного казначейства Украины от 11.11.2010 №17-04/2828-21196.

Отражение в бухгалтерском учете операций по списанию основных средств (компьютера) с баланса бюджетного учреждения и оприходованию его составных частей (системного блока) осуществляется в соответствии с Инструкцией №61 (см. таблицу №2)
Таблица №2

п/п

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

Списывается с баланса бюджетного учреждения по первоначальной (восстановительной) стоимости компьютер, составными частями которого является системный блок и монитор, на основании акта по типовой форме № ОЗ-З (бюджет)

401

104

Одновременно списывается сумма износа

131

401

2

Приходуется по первоначальной (восстановительной) стоимости системный блок, годный к использованию на основании акта по типовой форме №ОЗ-З (бюджет) (оборотная сторона акта)

104

401

Одновременно отражается сумма начисленного износа

401

131


При списании с учета учреждений необоротных активов, выбывших вследствии аварий, к акту о списании прилагается копия акта об аварии, где объясняются причины, вызвавшие аварию, и указываются меры, принятые в отношении виновных лиц.

После оформления соответствующих актов о списании необоротных активов, материально ответственное лицо вносит запись в инвентарный список основных средств по форме №ОЗ-11 (бюджет) в графе «Выбытие (перемещение)», в которой указывает документы, являющиеся основанием для выбытия объектов необоротных активов, причину такого выбытия (перемещения) и передает его в бухгалтерию. В бухгалтерии учреждения (централизованной бухгалтерии), на основании вышеуказанного документа, производятся соответствующие записи о выбытии в инвентарных карточках форм №№ОЗ-6, ОЗ-8, ОЗ-9 (бюджет), а также в описи инвентарных карточек по учету основных средств формы №ОЗ-10 (бюджет).

Инвентарные карточки списанных необоротных активов после внесения в них отметок о списании сдаются в архив. Срок хранения инвентарных карточек в архиве 3 года. Инвентарная карточка ликвидированных или реализованных необоротных активов прилагается к документам (актам, накладным), которыми была оформлена их ликвидация или реализация. В случае реализации необоротного актива карточка передается покупателю.

Номера выбывших или ликвидированных инвентарных объектов не присваиваются другим объектам, которые поступили в течении трех лет.

Описи инвентарных карточек по учету необоротных активов сдаются в архив после того, как в последнюю инвентарную карточку вносится отметка о списании объекта необоротных активов

Разборка и демонтаж необоротных активов до утверждения актов на их списание не допускаются.

^ Особый порядок ликвидации необоротных активов установлен при списании необоротных активов, которые содержат драгоценные металлы.

Согласно Инструкции №64 детали и узлы списанных необоротных активов, изготовленные с применением драгоценных металлов, драгоценных камней, цветных металлов, которые не используются для нужд учреждения, подлежат сдаче специализированным предприятиям Украины, осуществляющим приемку и переработку отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней.

Запрещается уничтожать, сдавать на лом из цветных и черных металлов технику, аппаратуру, приборы и другие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, без предварительного их изъятия и одновременного оприходования пригодных для дальнейшего использования деталей (п.26 Порядка №1314).

С целью получения согласия на списание имущества субъект хозяйствования подает субъекту управления вместе с обращением относительно списания имущества следующие документы (п.6 Порядка №1314):

    • технико-экономическое обоснование необходимости списания имущества, в котором содержатся экономические и/или технические расчеты, информация об ожидаемом финансовом результате для списания имущества и о том, как это повлияет на финансовый план (для государственных предприятий), а также прямое использование средств, которые предполагается получить в результате списания;

    • сведения об имуществе, предлагаемом к списанию по данным бухгалтерского учета (кроме объектов незавершенного строительства), согласно приложению 1;

    • акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию, согласно приложению 2;

    • акт технического состояния имущества, утвержденный руководителем объекта хозяйствования;

    • сведения о наличии отягощений или ограничений в отношении распоряжения имущества, предлагаемого к списанию (вместе с соответствующими подтверждающими документами);

    • сведения о земельном участке, на котором расположено недвижимое имущество, с указанием направлений дальнейшего использования земельных участков, которые высвобождаются, а также копии соответствующих подтверждающих документов, в частности Государственного акта о праве постоянного пользования землей, кадастрового плана;

    • сведения об объектах незавершенного строительства, а именно: дата начала и приостановки строительства, утвержденная общая стоимость, стоимость работ, выполненных по состоянию на дату приостановки строительства (кем и когда утвержден заказ на проектирование, общая сметная стоимость проектно-изыскательских работ, стоимость проектно-изыскательских работ, выполненных до их приостановки, стадии выполнения работ).



Директор О.В.Трещев


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Крымское республиканское учреждение «центр проблем образования министерства образования и науки, молодежи и спорта автономной республики крым» о проведении индексации  iconО проведении анкетирования педагогических работников общеобразовательных учебных
«Мастер года», утвержденным постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 06. 07. 2011 №305, во исполнение приказа...

Крымское республиканское учреждение «центр проблем образования министерства образования и науки, молодежи и спорта автономной республики крым» о проведении индексации  iconО проведении III этапа Всеукраинских ученических олимпиад в Автономной...
Данный приказ опубликовать в «Педагогическом вестнике Крыма» и разместить на веб-сайтах Министерства образования и науки, молодежи...

Крымское республиканское учреждение «центр проблем образования министерства образования и науки, молодежи и спорта автономной республики крым» о проведении индексации  iconМетодические рекомендации общие положения
Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины, Министерства образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики...

Крымское республиканское учреждение «центр проблем образования министерства образования и науки, молодежи и спорта автономной республики крым» о проведении индексации  iconМинистерство образования и науки Автономной Республики Крым Крымское...
С печатными источниками информации на занятиях кружков и секций гуманитарного профиля

Крымское республиканское учреждение «центр проблем образования министерства образования и науки, молодежи и спорта автономной республики крым» о проведении индексации  iconО проведении тренинга по программе Intel
Во исполнение приказа Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Автономной Республики Крым от 12. 12. 2012г. №1276 «О проведении...

Крымское республиканское учреждение «центр проблем образования министерства образования и науки, молодежи и спорта автономной республики крым» о проведении индексации  iconРуководителям общеобразовательных
Поручения Министерства образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым от 17. 09. 2012г. «По подготовке и реализации...

Крымское республиканское учреждение «центр проблем образования министерства образования и науки, молодежи и спорта автономной республики крым» о проведении индексации  iconУчёным советом криппо
Министерства образования и науки Украины от 20. 07. 2004г. №601 и Плана мероприятий об улучшении качества художественно-эстетического...

Крымское республиканское учреждение «центр проблем образования министерства образования и науки, молодежи и спорта автономной республики крым» о проведении индексации  iconО проведении X республиканского фестиваля ученического творчества
Программы развития образования и науки, физической культуры и спорта, поддержки семьи в Автономной Республике Крым на 2012-2016 годы,...

Крымское республиканское учреждение «центр проблем образования министерства образования и науки, молодежи и спорта автономной республики крым» о проведении индексации  iconО направлении на III этап Международного литературно-языкового
Автономной Республики Крым от 07. 11. 2012 №1132» и в соответствии с письмом Министерства образования и науки, молодежи и спорта...

Крымское республиканское учреждение «центр проблем образования министерства образования и науки, молодежи и спорта автономной республики крым» о проведении индексации  iconПоложение о проведении конкурса работ «Спасибо Вам за Победу!»
Конкурс работ «Спасибо Вам за Победу!» (далее Конкурс) проводится во исполнение приказа Министерства образования и науки, молодежи...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница