Когда следует обратиться за помощью к логопеду?




Скачать 94.97 Kb.
НазваниеКогда следует обратиться за помощью к логопеду?
Дата публикации04.11.2014
Размер94.97 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Биология > Документы

Когда следует обратиться за помощью к логопеду?


Наши дети нам ничего не должны! Они лишь могут или не могут, хотят или не хотят, делают или не делают. Это мы, взрослые, должны создать для наших детей такие условия, чтобы они хотели и могли сделать то, на что мы ориентируемся, оценивая развитие ребенка.

Важно, чтобы родители заботились о своевременном речевом развитии ребенка, обращали внимание на ее чёткость и правильность. Ведь, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче излагать свои мысли. Ваш малыш будет увереннее в себе, своих действиях, в общении с друзьями. Чем правильнее речь, тем активнее происходит его всестороннее развитие. Любое нарушение речи  может повлиять на развитие  и поведение ребенка. Вырастая, ребенок осознает свой недостаток, становится нерешительным, молчаливым, стеснительным. Родители должны сделать всё возможное, для своего малыша!

У человека речь формируется постепенно, это не врожденная способность. Она формируется одновременно с общим развитием ребенка. Многие родители зачастую в недоумении: «Почему малыши плохо говорят?»
Большое значение для развития речи имеет состояние его высшей нервной деятельности, т.е. психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), его физическое состояние.

Также негативно отражаются на становлении речи разного рода болезни (особенно на часто болеющих детей), наследственный фактор, ухудшенная экология, скудное питание, отсутствие взаимопонимания в семье и др. Эти причины пагубно сказываются на развитие организма ребенка, снижают его психическую активность.
Как в домашних условиях помочь малышу, когда вас беспокоит, что он мало говорит, а по нормам возраста должен говорить больше?


^

Цель этой таблицы – очертить границы нормы развития речи, так вы будете знать, чего ожидать от вашего ребенка.


Нормы развития речи:

Здесь кратко представлены этапы формирования детской речи в норме и даны приблизительные сроки её становления в период от рождения до шести лет.

^ 2-3 месяца - ребенок гулит

5-7 месяцев – ребенок лепечет






месяцев


  • Воспроизведение звуков с интонацией

  • Реагирует на свое имя

  • Реагирует на голоса других людей без визуальных подсказок, поворачивает голову и глаза к источнику звука

  • Отвечает надлежащим образом на дружественный и сердитый тон

12 месяцев

  • Использует одно или несколько простых слов со значением (это может быть фрагмент слова)

  • Понимает простые инструкции

1 год

6 мес.

  • Имеет активный словарь около 5-20 слов

  • Словарь состоит в основном из существительных

  • Часто повторяет слово или фразу снова и снова

  • Употребляет много жаргонизмов с эмоциональным содержанием

  • Способен выполнять простые команды

2 года

  • Называет целый ряд объектов из своего окружения

  • Использует как минимум два предлога, как правило: в, на, под

  • Составляет короткие предложения, в значительной степени по модели существительное-глагол, длина предложений  1,2 слова

  • Примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому

  • Активный словарь примерно 150-300 слов

  • Объем и высота голоса плохо контролируются

  • Иногда правильно использует местоимения “Я” и “Ты”. Хотя “Мне”, и “Я” часто путают

  • Начинают появляться понятия “Я” и “мои”

  • Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)”

  • Задает вопросы “Что это?”

3 года

  • Правильно использует местоимения “Я” и “Ты”

  • Используют редкие слова в множественном числе и в прошедшем времи

  • Знает, по крайней мере три предлога, как правило: на, под, за

  • Знает основные части тела и может показать их и назвать

  • Активный словарный запас около 900-1000 слов

  • Около 90% из того, что ребенок говорит, должна быть понятно взрослым

  • В речи начинают преобладать глаголы

  • Понимает простые вопросы, связанные с окружающей средой и деятельностью

  • Должен знать свой пол, имя, возраст, адрес, имена родителей

  • Не стоит ждать, чтобы он ответил на все вопросы, даже если он их понимает

4 года

  • Знает названия знакомых животных

  • Может использовать в речи как минимум четыре предлога или может продемонстрировать свое понимание их значения по просьбе взрослого

  • Знает названия общих объектов в иллюстрированных книгах и журналах

  • Знает названия основных цветов

  • Может повторить 5 цифр

  • Может повторить слова из четырех слогов

  • Понимает такие понятия, как больше, когда видит соотношение большого с маленьким

  • Легко следует простым командам

  • Часто повторяет слова, фразы, слоги и даже звуки

5 лет

  • Использует много спонтанных описательных слов: прилагательных и наречий

  • Знает основные сенсорные антонимы: большой-маленький, жесткий-мягкий и т.д.

  • Может считать до десяти

  • Речь должна быть полностью понятна взрослому, несмотря на проблемы артикуляции

  • Знает все гласные и согласные буквы

  • Повторяет предложение до девяти слов

  • Может назвать предметы с точки зрения использования (шляпа, обувь, кресло)

  • Выполняет три команды, которые даны одна за другой

  • Должен знать свой возраст, адрес и имена ближайших родственников

  • Простые понятия времени: утро, день, ночь, день, позже, после, в то время

  • Ориентируется в днях: завтра, вчера, сегодня

  • Речь в целом грамматически правильная


лет


  • Знает все дни недели и легко ориентируется во времени

  • Речь полностью понятна и общественно полезна

  • Должен уметь составлять связный рассказ по картинке, устанавливать связи между объектами и событиями

  • Активный словарный запас более 2000 слов

  • Ребенок задает вопросы типа “Почему”, “Зачем”

  • Активное расширение словарного запаса

Примерные сроки формирования звуков в норме:

     0-1 год

1-2 года

3-4 года

4-5 лет

   5 лет

а, у, и,

п, б, м

о, н, нь, т, ть, д, дь, к, г, х, в, ф

й, ль, э, с, сь, з, зь, ц

 

ш, ж, ч, щ

л, р, рь




^ К ЛОГОПЕДУ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ ЕСЛИ:

К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.

К концу 4-го месяца малыш не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.

К концу ^ 5-го месяца не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.

К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам. Не пытается привлечь к себе внимание каким-либо определенным звуком.

К концу ^ 9-го месяца у малыша нет лепета, и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания  и слоги, подражая интонации говорящего.

К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания, либо ручкой в знак прощания.

^ К году малыш не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы (покажи, принеси), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.

К ^ 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».

К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.

К 2 годам малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси чашку».  Не узнает  близких на фотографии.

К 2, 5 годам не понимаем разницу между словами «большой» и «маленький».

К ^ 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

В^ 5 лет речь не разборчива и не понятна для окружающих.

В 6 ле малыш не может пересказать события прошедшего дня,  просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа.  Не правильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух.

^ Так же следует обратиться к логопеду, если Ваш малыш:

- не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;

- не прислушивается (как это делают слабослышащие дети), не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей;

- употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

- повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

- делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

- затрудняется перед началом речи.
^

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ:


СОВЕТ 1

Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

СОВЕТ 2

Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).

СОВЕТ 3

Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

СОВЕТ  4

Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

СОВЕТ 5

Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

СОВЕТ 6

Не «сюсюкайте»! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁСенький», то ребёнок так и будет говорить. «Сюсюканье» тормозит речевое и психическое развитие.

СОВЕТ 7

Говорите размеренно, четко. Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых.

СОВЕТ 8

Чаще говорите одно и то же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его неоднократно и в разных контекстах.

СОВЕТ 9

Способствует развитию речи и эмоциональное пересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).

СОВЕТ 10

Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

СОВЕТ 11

Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.

СОВЕТ 12

Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

СОВЕТ 13

Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

СОВЕТ 14

Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произношение и попытаться его повторить.

СОВЕТ 15

^ ТОЛЬКО ВЫ!
Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

И ГЛАВНЫЙ СОВЕТ: согласовывайте с логопедом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи;

покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК);

систематически и аккуратно выполняйте с ним домашние задания;

занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;

не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;

соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.

Я желаю вам удачи!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Когда следует обратиться за помощью к логопеду? iconРебенок плохо говорит?
Когда следует обратиться за помощью? Если возник такой вопрос, скорее всего. Ваша тревога обоснована – нужно было сделать это еще...

Когда следует обратиться за помощью к логопеду? iconВозрастные нормы речевого развития ребёнка. Когда следует обратиться к специалисту?
Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются...

Когда следует обратиться за помощью к логопеду? iconГотов ли мой ребёнок к школе?
Эти вопросы, мы советуем вам обратиться за помощью к методическим пособиям

Когда следует обратиться за помощью к логопеду? iconИсследование портрета толстосума. Заповеди для желающих достичь успеха в денежной магии
Обратиться ко мне за профессиональной консультацией и магической помощью вы можете по адресу

Когда следует обратиться за помощью к логопеду? iconФразы до 0,5 б
Задания можно выполнять в произвольном порядке. Однако к заданию 12 рекомендуется обратиться в последнюю очередь. Номер, присвоенный...

Когда следует обратиться за помощью к логопеду? iconОтветы на вопросы родителей
Когда обращаться к логопеду? В старшей группе детского сада, куда ходит мой сын, половина детей говорит так, что понять их могут...

Когда следует обратиться за помощью к логопеду? iconБогини в каждой женщине
Одни женщины обращаются к психиатру, когда чувствуют себя совершенно деморализованными и "разбитыми", другие – когда постигают, что...

Когда следует обратиться за помощью к логопеду? icon28. 09. 2012 гтрк кубань (kubantv ru) В белоглинском районе судебные...
Однако, несмотря на неоднократные извещения налоговиков, не торопился отдать долг государству. Представителям налоговой службы пришлось...

Когда следует обратиться за помощью к логопеду? iconУрок 4: Авторитет в богословии
Когда ломается машина, мы ищем надежного механика, чтобы поручить ему ремонт. Когда мы больны, мы ищем врача-специалиста. В любой...

Когда следует обратиться за помощью к логопеду? iconВ море, было море успокаивающимся. Поднимали его бушевало море. Всегда,...
Тут следует всмотреться. Какой смысл бушевало (аришат ארעישת) море из-за Йоны, и не бушевала земля, когда был идущим, чтобы не пребывало...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница