Программа дисциплины «Биология» для подготовительных курсов на базе основного общего образования




Скачать 77.25 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Биология» для подготовительных курсов на базе основного общего образования
Дата публикации21.06.2013
Размер77.25 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
www.lit-yaz.ru > Биология > Программа дисциплины
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Куйбышевский медицинский техникум»

Программа дисциплины «Биология»

для подготовительных курсов

на базе основного общего образования

Составила

Преподаватель биологии

ГАОУ СПО НСО «КМТ»

Апалькова Т.П.

Куйбышев

2012
Пояснительная записка
Наука биология исследует общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах. Значение биологии как науки исключительно велико и играет определяющую роль в формировании материалистического мировоззрения. Необходимость изучения дисциплины « биология» заключается в расширении знаний на основе преемственности развития основных биологических понятий, научных фактов. Они показывают практическое применение биологических знаний как научной основы отраслей современного производства и рационального природопользования, а также для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

Для реализации этих целей предмет «Биология» в среднем специальном учебном заведении является одной из основных дисциплин образовательного цикла.

В качестве вступительного экзамена по биологии абитуриентам по окончании основного общего образования (9 классов) предлагается тест. Подготовка к тестированию требует особого подхода. Прежде всего, это повторение всех разделов курса ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека и тренировка в выполнении различных тестовых заданий. Все вопросы учебных тем группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы.

Предлагаемая программа по биологии на базе основного общего образования, рассчитанная на 12,5 часов, составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Цель данной программы - помочь абитуриентам более эффективно повторить учебный материал, интенсифицировать процесс его усвоения, поднять уровень знаний так, чтобы все разнообразие живой природы воспринималось ими как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности. Учебный материал подается в текстовой форме и обеспечивает четкость, конкретность, информативность, систематичность, динамичность его изложения. Построение и закрепление знаний, полученных в школе, основано на вторичном фиксировании изученных фактов и понятий, формировании прочности и осмысленности умений и навыков при анализе и обобщении изучаемого материала. Многократные тренировочные упражнения вырабатывают умения выделять главное и второстепенное, развивают навыки самоконтроля, активизируют процесс познания, знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, живой природы.

На экзамене по биологии абитуриент должен показать знание строения и жизни растений, животных, человека, основных групп растений и классификации животных;

умение обосновать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы с приведением примеров.


^ Используемая литература:
1. Л.П.Анастасова, В.С. Кучменко. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной школы. М., «Дрофа» 2004

2. Т.С.Сухова Биология, тесты 6-11 класс М., «Дрофа», 2007

3. И.В.Чернухина Знаете ли вы биологию? Готовимся к ЕГЭ. Новосибирск, 2007

4. А.А.Каменский Биология. Единый государственный экзамен. Типовые тестовые задания М., «экзамен» 2009
^ Тематическое планирование дисциплины «Биология» на подготовительных курсах для абитуриентов на базе 9 классов




Основные разделы

Темы

Кол-во часов

1

Ботаника – наука о растениях.


Ботаника - наука о растениях. Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле.

Цветковое растение и его строение:

Семя. Строение семян (на примере однодольного и двудольного растения). Питание и рост проростка.

Корень. Виды корней. Типы корневых систем (стержневая и мочковатая). Зоны корня. Рост корня. Поглощение корнями воды и миндальных солей, необходимых растению. Корнеплоды (видоизменения корня). Значение корня.

Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Фотосинтез. Роль зеленых растений в природе и жизни человека.

Стебель. Понятие о побеге. Почки вегетативные и цветочные, их строение и расположение на стебле. Рост стебля в длину. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями. Образование годичных колец. Значение стебля. Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица, биологическое и хозяйственное значение.

Вегетативное размножение цветковых растений. (видоизмененными побегами, стеблевыми и корневыми черенками, отводками, делением куста, прививкой). Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.

Цветок и плод. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка и венчик), тычинки, пестик или пестики. Соцветия и их биологическое значение. Оплодотворение. Образование семян и плодов. Значение цветков, плодов и семян в природе и жизни человека.

Растения и окружающая среда. Взаимосвязь органов. Основные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания.


2,5

2

Классификация растений.
Зоология – наука о животных Одноклеточные организмы.

Многообразие цветковых растений и их классификация. Элементарные понятия о систематических (таксономических) категориях - вид, род, семейство, класс. Значение международных названий растений.

Класс двудольных растений. Класс однодольных растений. Отличительные признаки растений основных семейств; их биологические особенности и народнохозяйственное значение.

Основные группы растений:

Водоросли.. Значение водорослей в природе и хозяйстве.

Мхи. Хвощ. Плаун. Папоротник. Строение и размножение.

Голосеменные. Строение и размножение голосеменных ( на примере сосны и ели). Распространение хвойных, их значение в природе, в народном хозяйстве.

Покрытосеменные (цветковые). Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на Земле и господство в современной флоре. Влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие растений.

Бактерии. Размножение бактерий и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Грибы. Общая характеристика грибов. Лишайники. Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайников в природе и хозяйстве.

Зоология - наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Сходство и различие животных и растений. Классификация животных.

Одноклеточные. Многообразие и значение одноклеточных.

Общая характеристика типа. Среда обитания и жизнедеятельность представителей (амеба, эвглена зеленая, инфузория туфелька).


2,5

3

Многоклеточные животные

Тип Кишечнополостные.

Общая характеристика типа. Среда обитания и жизнедеятельность представителей (гидра, морские полипы и медузы).

Тип Плоские черви Общая характеристика типа.

Тип Круглые черви.

Общая характеристика типа. Внешнее строение. Полость тела. Питание. Размножение и развитие. Многообразие паразитических червей и борьба с ними.

Тип Кольчатые черви.

Общая характеристика типа. Внешнее строение. Кожно-мускульный мешок. Полость тела. Системы органов Процессы жизнедеятельности.

Тип Моллюски.

Общая характеристика типа. Среда обитания и внешнее строение. Особенности процессов жизнедеятельности.

Тип Членистоногие.

Общая характеристика типа.

Класс Ракообразные. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Размножение. Особенности развития систем и органов. Органы чувств.

Класс Паукообразные. Пауки, клещи – особенности и различия в строении.

Класс Насекомые. Внешнее строение и внутреннее строение. Процессы жизнедеятельности. Размножение. Типы развития. Роль насекомых в природе, их практическое значение.

Тип Хордовые.

Общая характеристика типа.

Класс Ланцетники. Ланцетник - низшее ходовое животное. Среда обитания. Внешнее строение. Хорда. Особенности внутреннего строения.

Класс Рыбы. Общая характеристика класса. Особенности в строении органов и систем хрящевых и костных рыб. Плавательный пузырь. Нервная система. Органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Многообразие рыб.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Лягушка. Особенности среды обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Особенности строения внутренних органов и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Многообразие земноводных и их значение.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Класс Птицы. Общая характеристика Скелет и мускулатура. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Их значение в жизни человека.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Система органов. Нервная система, органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Роль млекопитающих в природе и жизни человека

2,5

4

Человек и его здоровье. Общий обзор организма человека.

Общий обзор организма человека. Элементарные сведения о строении и функциях тканей. Строение скелета человека. Мышцы. Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Состав крови. Свертывание крови как защитная реакция. Иммунитет. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Строение сердечнососудистой системы. Работа сердца. Значение дыхания. Строение органов дыхания и газообмен в легких. Голосовой аппарат. Питательные вещества. Пищеварительная система – строение и функции. Пищеварение и расщепление. Витамины и их значение для организма. Значение желез внутренней секреции. Органы выделительной системы. Значение выделения продуктов обмена веществ.

2,5

5

Человек и его здоровье. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств.

Рефлекс. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Значение органов чувств. Функции органов слуха и зрения.

2,5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Биология» для подготовительных курсов на базе основного общего образования iconЛитература на базе основного общего образования (9 классов)
Для поступающих на все специальности на базе основного общего образования (9 классов) устанавливаются испытания по двум общеобразовательным...

Программа дисциплины «Биология» для подготовительных курсов на базе основного общего образования iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих...
Вступительные испытания по русскому языку проводятся по программе соответствующей образовательным программам основного общего среднего...

Программа дисциплины «Биология» для подготовительных курсов на базе основного общего образования iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих...
Вступительные испытания по русскому языку проводятся по программе соответствующей образовательным программам основного общего среднего...

Программа дисциплины «Биология» для подготовительных курсов на базе основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа основного общего образования...
К результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования...

Программа дисциплины «Биология» для подготовительных курсов на базе основного общего образования iconПояснительная записка Программа составлена на базе стандарта основного...
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего...

Программа дисциплины «Биология» для подготовительных курсов на базе основного общего образования iconПрограмма для специальности 071202 Библиотековедение на базе основного общего образования
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Программа дисциплины «Биология» для подготовительных курсов на базе основного общего образования iconПрограмма для специальности 071202 Библиотековедение на базе основного общего образования
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Программа дисциплины «Биология» для подготовительных курсов на базе основного общего образования iconПрограмма для специальности 071202 Библиотековедение на базе основного общего образования
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Программа дисциплины «Биология» для подготовительных курсов на базе основного общего образования iconПрограмма для специальности 071202 Библиотековедение на базе основного общего образования
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Программа дисциплины «Биология» для подготовительных курсов на базе основного общего образования iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница