Методическая разработка классного часа в 7 классе по теме: «Мы выбираем здоровье»




Скачать 136.43 Kb.
НазваниеМетодическая разработка классного часа в 7 классе по теме: «Мы выбираем здоровье»
Дата публикации22.06.2014
Размер136.43 Kb.
ТипМетодическая разработка
www.lit-yaz.ru > Биология > Методическая разработка



Методическая разработка

классного часа в 7 классе по теме:

«Мы выбираем здоровье»

2011 год

Цель:

  • Расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни.

  • Показать вредное влияние табакокурения, алкоголизма, наркотиков организму.

  • Повышение творческой деятельности учащихся.

Задачи:

  • Развить умение аргументировать свою точку зрения.

  • Помочь школьникам выработать зрелую, обоснованную позицию в отношении курения, алкоголизма и употребления наркотиков, осознать глубину данной проблемы.

  • Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.


Оборудование: интерактивная доска, рисунки учащихся по теме: «Мы выбираем здоровье», музыкальные записи, слайдовая презентация.

^ Ход классного часа.

Учитель:

Тема сегодняшнего классного часа: «Мы выбираем здоровье» (слайд 1). В ходе классного часа вы познакомитесь с ролью здоровья в жизни человека, факторами, влияющими на здоровье, а также узнаете о том, кто отвечает за здоровый образ жизни и каковы пути сохранения здоровья. (Слайд 2).

Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.

Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Однако некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению, алкоголю, наркотикам активно укорачивают свою жизнь.

Каждый из вас читал «Приключения Тома Сойера» Марка Твена. Мне хотелось бы напомнить вам фрагмент из книги, где Марк Твен выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия от курения. (Слайд 3)

После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.

Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все, же Том заявил:

  • Да это же совсем легко! Знай, я это раньше, я уж давно научился бы.

  • - И я тоже, - подхватил Джо. – Плевое дело!..

  • Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще.… Несмотря на все усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий».

Вопрос: Что же произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак? (Слайд 4).

( идет обсуждение)

Учитель: О вреде курения сказано немало (слайд 5). Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Так ли это?

(Выступление ученика с сообщением «Губительная сигарета» (слайд 6-7))

(Приложение №1)

Учитель: К вредным привычкам, кроме курения, относится еще более пагубная – потребление алкоголя. К сожалению, в жизни они часто сочетаются друг с другом. Так, среди непьющего населения курильщиков 40%, а среди злоупотребляющих алкоголем уже 98%. (Слайд 8)

(Выступление ученика с сообщением «Всего одна рюмка»)

(Приложение №2)

Учитель: Современное общество штормит не только от курения и алкоголизма, постепенно на первое место выходит еще более страшное хроническое заболевание – наркомания и токсикомания. (Слайд 9).

(Выступление ученика с сообщением « Наркотики. Что это?»)

(Приложение №3)

Учитель: Ребята познакомили нас с информацией об отрицательном действии и негативных последствиях употребления психоактивных веществ.

Однако всегда встает вопрос (слайд 12):

- «Почему люди начинают курить, принимать алкоголь, наркотики?»

- «Кто чаще всего становится наркоманом?»

- «Причины, которые толкают человека к наркотикам?» (Слайд 13)

(Идет обсуждение проблемы с детьми).

Причины, которые могут назвать ребята:

  • уйти от какой – либо проблемы;

  • из-за любопытства;

  • от одиночества;

  • желание испытать новые ощущения;

  • от безделья;

  • кризис, стресс;

  • неудовлетворенность жизнью;

  • семейные проблемы;

  • желание казаться взрослым;

  • заставили;

  • чтобы не отставать от других.

Учитель: одной из главных причин, по которым дети начинают пробовать алкоголь, табак и наркотики психологи считают любопытство (слайд 14).

Попробуем теперь разобраться в этой причине. Почему возникает это любопытство, чего не хватает в жизни этих ребят!

У каждого человека в жизни должна быть цель. Каждый из нас должен к чему-то стремиться. Ведь, живя бесцельно, человек ничего не может добиться, он даже не знает, в какую сторону надо двигаться. Я предлагаю вам выбрать из списка человеческих стремлений пять, которые важны для вас. К чему стремятся люди в жизни? (Слайд 15).

  • Хорошее образование

  • Хорошая работа и карьера

  • Счастливая семья

  • Слава

  • Деньги, богатство

  • Дружба

  • Достижения в искусстве, музыке, спорте

  • Уважение и восхищение окружающих

  • Наука как познание нового

  • Хорошее здоровье

  • Уверенность в себе и самоуважение

  • Хорошая пища

  • Красивая одежда, ювелирные украшения

  • Власть и положение

  • Сохранение жизни и природы на земле

  • Счастье близких людей

  • Благополучие государства

  • Хороший дом, квартира


Учитель: Не забывайте, что имея впереди цель, вы будете двигаться в нужном направлении.

Следующая причина – одиночество (слайд 16)

Давайте постараемся выяснить: одиночество, это хорошо или плохо?

Я предлагаю вам список позиций одиночества. Тот пункт, который не несет в себе ничего хорошего, мы будем обозначать « - », тот, из которого можно извлечь пользу « + ». (слайд 17)

  • Состояние депрессии

  • Возможность разобраться в себе, своих чувствах, мыслях

  • Не с кем поговорить

  • Не к кому прикоснуться

  • Возможность разобраться в своих ошибках

  • Возможность приобретения нового опыта

  • Возможность раскрытия определенных склонностей

  • Понижение самооценки

  • Возможность саморазвития

  • Возникновение страха, апатии, других губительных ощущений

  • Возможность для творчества

Какой из этого мы можем сделать вывод?

Ответ: От нас самих зависит, как мы воспримем одиночество. Как используем это время: для саморазвития или саморазрушения!

Следующая причина - знак протеста, чтобы снять напряжение. (Слайд 18)

Очень часто в нашей жизни происходят конфликты, в том числе и с родителями, учителями, одноклассниками. В знак протеста уничтожать себя, просто глупо, можно придумать массу других возможностей высказать свое возмущение.

Как снять напряжение? (Слайд 19)

  • Послушать музыку

  • Пойти подышать свежим воздухом. Жизнь прекрасна вокруг!

  • Принять ванну, вода расслабляет

  • Пошуметь, покричать

  • Поплакать, это помогает, но не более 10 минут

  • Почитать, посмотреть телевизор – переключить внимание

  • Посчитать до 30 мысленно

  • Сконцентрировать внимание на постороннем объекте

  • Постараться не думать ни о чем, в течении 20-30 сек.

  • Заняться спортом (качать пресс), отличный выход для злости

  • Заняться творчеством (писать, рисовать, вышивать и т. д.)

  • Заглянуть в глубины себя, осознать свою вину

  • Обратиться к друзьям за поддержкой

  • Обратиться к психологу, к родителям, или к любому старшему человеку, которому ты доверяешь, ведь эти люди уже прошли через это.

Психологи выделяют одной из главных причин – влияние друзей или авторитетных личностей. (Слайд 20)

Безусловно, влияние друзей очень велико, и человеку потребуется настойчивость и сила воли, чтобы сказать однозначно «нет». В первую очередь отказаться надо внутри себя, принять однозначную позицию. (Слайд 21)

  • Нет. Я знаю, что это опасно для меня.

  • Нет. Я уже пробовал и мне не понравилось

  • Нет. Я не хочу конфликтов с учителями, родителями.

  • Нет. Это не в моем стиле.

  • Нет. Мне надо на тренировку.

  • Нет. Если я это сделаю, потеряю власть над собой.

Учитель: А теперь давайте выполним практическое задание. На каждом столе, у каждой группы – конверт. В конверте 2 проблемы, которые вы постараетесь разрешить. Время – 2 минуты. (Слайды 22, 23)

Проблема 1.

Четверо друзей из одного двора решили встретиться в новогоднюю ночь, чтобы покататься с горки. Саша зашел за Андреем, затем они вместе пошли за Сергеем и Мишей. Миша что-то долго копался в своей комнате, наконец, вышли на улицу. «А я что-то для вас припас»,- гордо сказал Миша и достал спрятанную под курткой бутылку с вином.

«Вот это да!» – восхитился Андрей. Сережа смутился, а Сашка решительно заявил: «……………………».

Какие аргументы может привести Саша, чтобы убедить своих друзей отказаться от спиртного?

Проблема 2.

  • У А. С. Пушкина есть обращение к красавице, которая нюхала табак:

Ты любишь обонять не утренний цветок,

А вредную траву зелену,

Искусством превращенну,

В пушистый порошок!

Подумайте, что может написать поэт по отношению к курящим дамам – нашим современницам?

(Обсуждение.)

Приложение № 4.(детские стихи, написанные ими во время осуждения проблемы)

Учитель: А сейчас, я предлагаю каждой группе заполнить таблицы:

Группе 1. «Мой выбор – не курить»

Группе 2. «Мой выбор – не употреблять наркотики»

Группе 3. «Мой выбор – нет наркотикам».

Группе 4. «Мой выбор – заниматься физкультурой и спортом».

(Приложение № 5)

(Обсуждение)

Учитель: А в заключении, я хочу вам рассказать одну интересную историю:

Притча о бабочке.

В древности жил – был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст. Жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил:

«Все в твоих руках».

Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.

Приложение №1

Губительная сигарета.

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.

Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего, лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.

Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь).

Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.

Никотин включает в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становиться необходимым.

Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вы Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень.

Ученые выяснили, что курение в ДВА раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков полпачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух трех сигарет из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца и прекращалось дыхание.

Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются. Вот почему у курящих ребят слабеет память, вот почему среди них чаще встречаются плохо успевающие.

Ученые выяснили, что в табаке содержится масса ядовитых веществ. Среди них наиболее известен никотин: по своей ядовитости он равен синильной кислоте.

Окись углерода (угарный газ) вступает в соединение с гемоглобином, который является переносчиком кислорода. При курении происходит резкое уменьшение содержания кислорода в крови. А это очень тяжело переносит головной мозг подростка. Аммиак раздражает слизистую оболочку рта, гортани, трахеи, бронхов. Вот почему у курильщиков не редкость рыхлость десен, язвочки во рту, часто восполняется зев, что приводит к возникновению ангин. От длительного курения происходит сужение голосовой цели, появляется осиплость голоса.

В последние годы ученые уделяют пристальное внимание веществам, вызывающим рак. К ним в первую очередь, относятся бензопирен и радиоактивный изотоп полоний-210. Если курильщик наберет в рот дым, а затем выдохнет его через платок, то на белой ткани останется коричневое пятно. Это и есть табачный деготь. В нем особенно много веществ вызывающих рак. Если ухо кролика несколько раз смазать табачным дегтем, то у животного образуется раковая опухоль.

Трудно даже перечислить вредные вещества, содержащиеся в табаке, их ведь насчитали почти 1200!

В течение нескольких лет ученые проводили наблюдение над 200 курящими и 200 некурящими школьниками. А теперь посмотрим, какими оказались сравнительные результаты.

 

курящие

не курящие

1. нервные

14%

1%

2. понижение слуха

13%

1%

3. плохая память

12%

1%

4. плохое физическое состояние

12%

2%

5. плохое умственное состояние

18%

1%

6. нечистоплотны

12%

1%

7. плохие отметки

18%

3%

8. медленно соображают

19%

3%

Оказалось также, что на организм девочки табак действует гораздо сильнее: «вянет кожа», быстрее сипнет голос.

Вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения.

^ Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.

Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др. ).

Курение и школьник несовместимы. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного.

Приложение 2.

Всего одна рюмка.

Алкоголь - яд для любой живой клетки. Проникнув в организм алкоголь, очень скоро расстраивает работу тканей и органов. Быстро сгорая, он отнимает у них кислород и воду. Клетки сморщиваются, деятельность их затрудняется. При значительном и частом попадании алкоголя в организм клетки разных органов в конце концов, погибают. под действием алкоголя нарушается чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Перерождается ткань печени, почек, сердца, сосудов и др.

Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, при этом, в первую очередь, страдают высшие отделы мозга. быстро доставленный потоком крови к головному мозгу, алкоголь проникает в нервные клетки, при этом разрушается, в результате чего связь между различными отделами мозга расстраивается.

Алкоголь влияет также на кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу. С начало они расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров. Вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека.

Ученые выяснили, что под влиянием спиртных напитков в коре больших полушарий головного мозга в след за усиливающемся возбуждением наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу низших, так называемых подкорковых отделов мозга. Вот почему опьяневший человек как бы теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению. утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии. Каждая новая порция спиртного все больше парализует высшие нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в хаотическую деятельность резко возбужденных отдело Ученые выяснили, что алкоголь, введенный в организм не сразу выводиться от туда, и какое-то количество этого вещества продолжает свое вредное действие на органы в течении 1-2 дней, а в некоторых случаях и больше.

Алкоголь вызывает приятное, приподнятое настроение, а это побуждает к повторному употреблению спиртного напитка. В первое время при желании и твердости характера еще можно отказаться от вина. В противном случае под влиянием алкогольной интоксикации (да и уговоров друзей) воля ослабевает, и человек уже не может противостоять влечению к алкоголю. под влиянием алкоголя получают простор инстинкты, ослабляется воля и самоконтроль, и нередко люди совершают проступки и ошибки, в которых раскаиваются всю жизнь.

Очень опасен алкоголь для юных, особенно для девушек, поскольку их организм в период роста легче подвергается воздействию наркотиков. Исследования ученых доказали, что у юношей и девушек алкоголизм как тяжелая, трудно излечимая болезнь возникает и развивается в ЧЕТЫРЕ раза быстрее, чем у взрослых. Разрушение личности также происходит гораздо быстрее. Нелишне повторить, что при употреблении вина у девушек и юношей поражаются все органы, но особенно ранимы центральная нервная система, резко падает память, нарушается психика, снижается контроль за своими действиями …

Приложение № 3.

Наркомания – гибель человека.

Наркомания и токсикомания – это тяжелые хронические заболевания, причиной которых является употребление различных психоактивных веществ, вызывающих у человека особые измененные состояния – состояния наркотического опьянения.

Уже после первых приемов психоактивного вещества возникает психическая зависимость, то есть болезненное стремление вновь и вновь испытать это измененное состояние, постоянно прокручиваются в голове мысли о препарате, об испытанных ощущениях.

Если употребление психоактивного вещества продолжается достаточно долго, возникает физическая зависимость. Это происходит вследствие перестройки всего организма под действием постоянного поступления психоактивного вещества. Как только действие наркотика прекращается, наступает тяжелое состояние, которое наркоманы называют «ломка». В этот период человек испытывает тяжелейшее физическое и психическое страдание.

Большинство психоактивных веществ, в первую очередь, наркотических имеет особенность: даже после первого приема и незначительной дозы возникает зависимость, справиться с которой человек самостоятельно не в силах. Зависимого человека можно долго лечить и, в конце концов, возвратить ему нормальную физическую форму, но психологически вылечить его почти невозможно.

Причины

Последствия

Любопытство

Зависимость

За компанию

Проблемы в семье

Желание испытать новые ощущения

Проблемы в школе

От безделья

Потеря друзей

Кризис, стресс

Проблема с деньгами на дозу

Неудовлетворенность жизнью

Кража, грабеж

Семейные проблемы

Убийство

Желание казаться взрослым

Тюрьма

Приложение № 4

^ Мой выбор – заниматься физкультурой и спортом!

Аргументы «ЗА»

Аргументы «ПРОТИВ»

























^ Мой выбор – не курить!

Аргументы «ЗА»

Аргументы «ПРОТИВ»



















^ Мой выбор – нет наркотикам!

Аргументы «ЗА»

Аргументы «ПРОТИВ»





































Мой выбор – не употреблять алкоголь!

Аргументы «ЗА»

Аргументы «ПРОТИВ»








































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка классного часа в 7 классе по теме: «Мы выбираем здоровье» iconМетодическая разработка классного часа по теме «День защитника Отечества»...
Название работы: «Методическая разработка классного часа по теме «День защитника Отечества»

Методическая разработка классного часа в 7 классе по теме: «Мы выбираем здоровье» iconМетодическая разработка классного часа 2012 год Фролова Е. Ю. Рождество...
Рождественских праздников со студентами техникума. Цели проведения этого мероприятия – возобновление традиций празднования православных...

Методическая разработка классного часа в 7 классе по теме: «Мы выбираем здоровье» iconМетодическая разработка классного часа в 9 «А» классе по теме: «Богатыри земли русской»
Оформление: класс оформить в русском народном стиле, развесить по классу картины В. М. Васнецова, поставить мольберт

Методическая разработка классного часа в 7 классе по теме: «Мы выбираем здоровье» iconМетодическая разработка классного часа Тема: Навеки перед нами подвиг твой
Методическая разработка предназначена для обмена опытом в проведение классных часов, посвященных Великой Отечественной войне

Методическая разработка классного часа в 7 классе по теме: «Мы выбираем здоровье» iconМетодика подготовки и проведения классного часа Сценарий классного часа
Методическая разработка представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий и...

Методическая разработка классного часа в 7 классе по теме: «Мы выбираем здоровье» iconМетодическая разработка классного часа на тему патриотического воспитания:...
Данная разработка выполнена для проведения классного часа «Моя профессия – моя гордость»

Методическая разработка классного часа в 7 классе по теме: «Мы выбираем здоровье» iconМетодическая разработка классного часа, посвящённого 9 миллиардной...
Методическая разработка классного часа, посвящённого 9 миллиардной тонне нефти, добытой в Ханты – Мансийском автономном округе в...

Методическая разработка классного часа в 7 классе по теме: «Мы выбираем здоровье» iconМетодическая разработка классного часа по теме «Путешествие в Страну Дорожных знаков»
Водители автомобилей должны придерживаться своих правил, пешеходы должны знать свои. И если те и другие выполняют и соблюдают пдд,...

Методическая разработка классного часа в 7 классе по теме: «Мы выбираем здоровье» iconМетодическая разработка классного часа по теме «Путешествие в Страну Дорожных знаков»
Водители автомобилей должны придерживаться своих правил, пешеходы должны знать свои. И если те и другие выполняют и соблюдают пдд,...

Методическая разработка классного часа в 7 классе по теме: «Мы выбираем здоровье» iconМетодическая разработка классного часа
Классный час предназначен для учащихся 5-6 классов средней образовательной школы



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница