Учебная программа биология 6-9 классы школ с русским языком обучения Астана 2009




Скачать 458.11 Kb.
НазваниеУчебная программа биология 6-9 классы школ с русским языком обучения Астана 2009
страница1/4
Дата публикации14.06.2013
Размер458.11 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Биология > Программа
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Республики Казахстан

Национальная академия образования им.Ы.Алтынсарина

Учебная программа
БИОЛОГИЯ




6-9 классы школ с русским языком обучения

Астана 2009

I. Пояснительная записка

1. Объект учебного предмета научные знания о клеточном, тканевом, организменном, популяционном, видовом, биогеоценотическом, биосферном уровнях органического мира, его многообразии, взаимосвязи с окружающей средой, значении в сохранении устойчивости биосферы; основных биологических теориях (клеточная, эволюционная, хромосомная) и концепций (в области экологии, антропосоциогенез, возникновение жизни на Земле).

2. Предмет учебного предмета изучение биологических и естественно-научных знаний.

3. Общие цели учебного предмета – подготовка биологически и экологически грамотной личности, понимающей зна­чение жизни как наивысшей ценности; формирование у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии, знакомство учащихся с методами научного познания живой природы, постановкой проблем, требующих самостоятельной деятельности по их разрешению

4. Задачи учебного предмета

– формирование научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

– обеспечить сознательное усвоение основных биологических идей, понятий, концепций, теорий в их взаимосвязи, становлении, развитии;

– ознакомление с растениями и животными, экосистемами, охраной редких и исчезающих видов флоры и фауны мира и Казахстана;

– формировать знания об основных методах исследования, разви­вать умения и навыки изучения биологических объектов;

– применение биологических знаний для оценки антропогенного воздействия в сохранении и равновесии биосферы, решении социальных, экологических и техногенных проблем.

– развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся посредством наблюдения и практических, лабораторных работ по изучению живых объектов, экскурсий на природу, в зоопарк, краеведческий музей, заповедник, национальный парк, заказник с целью изучения многообразия видов растений, животных, пищевых связей, влияния сезонных явлений на их жизнь.

– воспитание бережного отношения к природе, своему организму и организмам других людей.

– реализация ключевых компетенций современного биологического образования, что является ориентацией на формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетентности.

– научить учащихся самостоятельному поиску естественно-научных знаний.

5. Дидактические основания, регулирующие отбор содержания учебного предмет - содержание предмета состоит из эколого-эволюционных и функциональных аспектов. В связи с этим большое внимание уделяется роли живых организмов в эволюционном процессе, экосистеме; в соответствии с ожидаемыми учебными результатами рассматриваются следующие аспекты:

– соответствие учебным задачам;

– соответствие возрастным особенностям учащихся;

В общеобразовательной школе в 6-9 классах учащиеся при изучении учебного предмета «Биологии» знакомятся с основными группами живых организмов (растения, животные, грибы, вирусы), с их строением в сравнении с функциями и жизнедеятельностью, строением человека и его здоровьем, основными закономерностями развития органического мира.

^ 6. Учебная нагрузка по предмету

6 класс: «Биология. Живые организмы» - 51 час.

7 класс: «Биология. Многообразие живых организмов» - 68 часов.

8 класс: «Биология. Человек и его здоровье» - 68 часов.

9 класс: «Биология. Основы общей биологии» - 68 часов.

7. Вариативная часть содержания учебного предмета - с учетом возможностей общеобразовательных школ, желаний самих учащихся и их родителей, учителя составляют программы курсов по выбору. Например, «Медицинская биология», «Основы экологии», «Ноосфера», «Заповедники Казахстана», «Красная книга Казахстана» и т.д.
^ II. Базовое содержание учебного предмета

Распределение базового содержания образования по классам с указанием часов

6 класс

Живые организмы (Всего 51 час, по 1,5 часа в неделю)

Введение (2 часа)

Биология - наука о жизни, ее разделы. Многообразие живых организмов. Общие признаки живых организмов. Значение живых организмов в природе и в жизни человека.

Казахстанские и зарубежные ученые-биологи.

Охрана растений и животных. Красная книга. Заповедники, заказники и др.

^ Растения (26 часов)

Клетка. Ткани растений (3 часа). Клетка - наименьшая структурная и функциональная единица живых организмов. История открытия клетки. Увеличительные приборы.

Строение растительной клетки. Понятие о растительных тканях: особенности, виды, функции.

^ Вегетативные органы растений (14 часов). Корень и корневая система. Зоны корня. Видообразование корней. Корень - питание растения из почвы. Удобрения (минеральные и органические), их применение.

Побег и почки. Строение почек. Типы и строение стеблей. Передвижение питательных веществ по стеблю. Видообразование стеблей.

Лист. Внешнее строение листа. Формы листьев. Простые и сложные листья. Жилкование листьев. Расположение листьев на стебле.

Образование органических веществ в растениях на свету. Фотосинтез. Условия, необходимые для фотосинтеза. Космическая роль растений. Испарение воды листьями. Приспособление растений к влажному и сухому климату. Видоизменения листьев.

Вегетативное размножение растений.

^ Генеративные органы растений (8 часов). Строение цветка. Однополые и обоеполые цвстки. Формула цветка. Соцветия, их биологическое значение. Виды соцветий. Половое размножение растений. Опыление. Оплодотворение.

Плоды. Сочные и сухие плоды.

Семя, строение и состав. Строение двудольных и однодольных семян. Условия произрастания семян. Образование проростка.

Дыхание растений. Поглощенис и транспортировка кислорода, выделение углекислого газа. Влияние различных условий на дыхание растений.

Озеленение. Сроки и методы посадки деревьев и кустарников.

^ Заключение (1 час)

Демонстрация. Таблицы: строение растительного организма и растительной клетки; способы размножения и расселения растений. Схемы: строение одно- и многоклеточных растений, растительных тканей; жизнедеятельность растений. Гербарные и живые экземпляры растений. Муляжи, модели.

^ Лабораторные работы:

№ 1. Устройство микроскопа и лупы, приемы работы с микроскопом, приготовление микропрепарата.

№ 2. Строение растительной клетки (на примере кожицы лука и кожицы листьев любого комнатного растения).

№ 3-4. Ткани растений (образовательная покровная, основная, проводящая, выделительная).

№ 5. Стержневые и мочковатые корневые системы.

№ 6. Зоны корней.

№ 7. Внутреннее строение стебля.

№ 8. Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева.

№ 9. Видоизменения подземньтх побегов. Корневища, клубни, луковица.

№ 10. Внутреннее строение листьев.

№11. Черенкование комнатных растений.

№ 12. Строение цветка.

№ 13. Простые и сложные соцветия.

№ 14. Сухие и сочные плоды.

№ 15. Строение двудольных и однодольных семян.

Практические работы. Ознакомление учащихся с правилами ебора растений для подготовки наглядных материалов. Сбор урожая на учебно-опытном участке. Проведение осенних работ по подготовке почвы, внесению удобрений. О вреде для живого организма большого количества удобрений. Значение отдельных удобрений (азотистых, фосфорных, калийных, микроэлементов) для растительного организма. Осенний посев семян. Уход за многолетними культурными и комнатными растениями. Черенкование комнатных растений. Вегетативное размножение растений на учебно-опытном участке.

Экскурсии:

  1. Знакомство с многообразием растений, сезонными изменениями, с условиями жизнедеятельности растений, распространением плодов и семян. Ознакомление с методами выращивания растений в теплицах и оранжереях.

  2. Изучение растений и растительных сообществ в есте-ственных местах обитания.

^ Фенологические наблюдения. Организация наблюдений за природой. Регулярное отражение результатов опытов и наблюдений в календаре природы.

Животные (23 часа)

^ Особенности организма животных (1 час). Общее понятие о среде обитания животных. Приспособление животных к окружающей среде.

Одноклеточные или Простейшие (3 часа). Среда обитания и распространение одноклеточных организмов. Многообразие и классификация: Ложноножки (амеба, арцелла), Жгутиковые (зеленая эвглена, вольвокс), Ресничатые (инфузория-туфелька). Простейшее строение одноклеточных животных, жизнедеятельность одноклеточных (движение, питание, дыхание, развитие и размножение). Значение одноклеточных животных в природе и в жизни человека.

^ Многоклеточные организмы (13 часов). Животная клетка. Типы тканей. Органы и система органов. Строение и жизнедеятельность многоклеточных животных. Питание. Питательные вещества - строительный материал и источник энергии для многоклеточных животных. Пищеварительная, дыхательная и выделительная системы беспозвоночных и позвоночных животных. Кровь, лимфа и кровообращение многоклеточных организмов.

Кровь, состав крови, функция. Клетки крови. Лимфа, антитела. Понятие об иммунитете, естественный и искусственный иммунитет. Кровеносная система беспозвоночных. Открытая кровеносная система. Замкнутое кровообращение. Кровеносная система позвоночных животных (на примере рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих). Сердце: строение, функции. Кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры. Большой круг кровообращения. Малый круг кровообращения.

Движение многоклеточных животных. Опорно-двигательный аппарат. Движение, его значение. Движение беспозвоночных животных (гидра, улитка, речной рак, паук, дождевой червь, моллюск, кальмар). Движение позвоночных животных (рыба, лягушка, ящерица, голубь, собака). Строение и значение опорно-двигательного аппарата. Размножение и индивидуальное развитие многоклеточных. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое и половое размножение. Половые клетки, их строение и функции. Оплодотворение. Индивидуальное развитие животных (общие закономерности и примеры развития). Раздельнополые животные и гермафродитизм. Размножение беспозвоночных (пресноводная гидра, дождевой червь, паук). Размножение насекомых с полным (на примере бабочки) и неполным превращением развития (кузнечик, таракан, стрекоза). Значение развития с полным и неполным превращением для сохранения вида.

Особенности размножения позвоночных животных (рыба, лягушка, птица, собака). Женская половая клетка - яйцеклетка. Мужская половая клетка - сперматозоид. Оплодотворение. Зародыш.

Икрометание. Нерест рыб. Яйцекладка у ящериц, змей, черепах. Яйцекладка у птиц. Виды птенцов (выводковые и гнездовые). Забота о потомстве.

Особенности развития млекопитающих. Индивидуальное развитие организма. Сроки жизни.

Поведение животных (5 часов). Нервная система и поведение. Нервная система беспозвоночных (на примере гидры и дождевого червя). Нервные узлы: нейромоторные волокна, нервная сеть. Раздражимость организма. Понятие о рефлсксе.

Нервная система позвоночных. Усложненис основных отделов головного мозга рыб, зсмноводных, пресмыкающихся, птиц, млскопитающих.

Нервная система и органы чувств. Строение и развитие нервной системы и особенности поведения (защита детонышей). Общественные насекомые: разделение труда, язык общения и др. Инстинкт - взаимосвязь условного и безусловного рефлексов. Переселение - приспособление к сохранению вида.

Использование знаний о поведении животных на прак-тике.

Заключение (1 час)

Лабораторные работы:

№ 1. Наблюдение под микроскопом или увеличительным стеклом за одноклеточными животными (инфузория-туфелька): изучение внешнего строения, форм тела, движения, раздражимости.

№ 2. Изучение внешнего строения, движения, питания и раздражимости пресноводной гидры.

№ 3. Изучение внешнего строения дождевого червя, моллюска, улитки (членистость, слизистое покрытие тела, движение). Наблюдение за моллюсками при поднятии на поверхность воды. Раскрытие раковин, открытие дыхательного отверстия. Изучение строения раковины и дыхательного отверстия.

№ 4. Наблюдение за аквариумными рыбками: внешнее строение, расположение плавников, питание, условные рефлексы.

№ 5. Изучение внешнего строения птиц и млекопитающих. Изучение скелета птиц и млекопитающих.

Практическая работа. Культивирование в питательной среде простейших (инфузория-туфелька, пресноводная гидра).
^ 7 класс

Многообразие видов и их охрана (Всего 68 часов, по 2 часа в неделю)

Введение (2 часа)

Общая характеристика царства органического мира (бактерии, вирусы, грибы, растения, животные). Прокариоты и эукариоты,

Предмет и задачи систематики. Основоположники систематики. Систематические группы. Многообразие видов - величайшая ценность природы и устойчивости сообществ. Охрана многообразия видов в природе.

^ Бактерии, вирусы и грибы (7 часов)

Царство Бактерии (3 часа). Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Биологические особенности бактерий. Размножение бактерий. Классификация бактерий. Бактерии - фотосинтетики, симбионты, паразиты, сапрофиты. Роль бактерий в природе, в жизни человека и в биосфере. Исполь-зование бактерий в биотехнологии. Болезнетворные бактерии, меры борьбы с ними.

Гипотезы о происхождении бактерий.

Цианобактерии (сине-зеленые водоросли), их строение и жизнедеятельность. Азотофиксирующие и симбиотические цианобактерии. Экология цианобактерий. Значение цианобактерий.

Демонстрация. Схемы: классификация бактерий; цепи питания с участием бактерий; круговорот веществ в природе.

Лабораторные работы:

№ 1. Рассматривание бактерий кисломолочных продуктов (простокваши, сметаны), огуречного и капустного рассолов, заранее подготовденной сенной палочки.

Вирусы (1 час). Биология вирусов. Строение вирусов и размножение. Многообразие вирусов. Бсілсзнетворные вирусы. Вирусные заболевания растений. Происхождение вирусов.

Царство Грибы (3 чиса). Биология грибов. Размножение грибов. Низшие и высшие грибы. Классификация грибов. Основные группы грибов: зигоспоровые, аскомицеты и базидиомицеты. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Патогенные грибы. Методы защиты растений от грибов-паразитов. Использование грибов в биотехнологии. Лекарственные свойства грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Профилактика грибных отравлений. Охрана грибов. Эволюция грибов.

Демонстрация. Натуральные и гербарные экземпляры плодовых тел шляпочных грибов, трутовика, спорыньи, грибов-паразитов.

Лабораторные работы:

№ 2. Изучение под микроскопом плесневых грибов и дрожжей.

№ 3. Ознакомление с видами съедобных и ядовитых грибов.

Экскурсии. Знакомство с местными видами грибов, их ролью в природе и хозяйственной деятельности человека.

Практические работы. Определение методов защиты сельскохозяйственных культур от грибов-паразитов. Обучение правильному сбору грибов.

^ Царство растений (Многообразие растений) (25 часов)

Общая характеристика (1 час). Многообразие расте-ний. Развитие растительного организма. Автротрофные организмы. Классификация растений. Происхождение растений. Роль растений в биосфере и экосистемах. Охрана растений.

^ Низшие растения

Водоросли (3 часа). Общая характеристика водорослей. Особенности строения, питания, размножения водорослей. Принципы систематизации водорослей. Отдел зеленых водорослей. Одноклеточные водоросли и их представители. Многоклеточные водоросли. Красные и бурые водоросли. Искусственное культивирование водорослей. Значение водорослей в природе и в сельском хозяйстве.

Лишайники (1 час). Внешнее и внутреннее строение лишайников. Лишайники - симбиотические организмы. Раз-множение. Значение лишайников.

Роль низших растений в экосистемах, их использование в биотехнологии, промышленности и медицине.

^ Высшие растения

Многообразие высших растений (1 час). Особенности строения, жизнедеятельности; размножение и циклы развития. Роль высших растений в экосистемах, их практическое значение. Охрана видового многообразия растений.

^ Отдел Мохообразные (2 часа). Особенности строения, циклы развития. Распространение мохообразных. Зеленый мох. Мох сфагнум. Происхождение мохообразных. Образование торфа. Значение мохообразных в природе и в жизни человека.

^ Отдел Плаунообразные, Хвощевидные, Папоротникообразные (2 часа). Особенности строения, цикл развития, распространение. Древние папоротниковидные. Образование каменного угля. Плаун булавовидный, хвощ полевой, мужской папоротник. Происхождение. Значение в природе и в жизни человека плаунообразных, хвощевидных, папоротникообразных.

^ Отдел Голосеменные (1 час). Особенности строения, размножения, цикл развития. Сосна обыкновенная, ель Шренка, можжевельник, эфедра. Происхождение голосеменных; значение в природе и в народном хозяйстве.

^ Отдел Покрытосеменные (1 час). Общая характеристика. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Многообразие покрытосеменных.

Класс Двудольные растения (8 часов). Семейства макоцветные, крестоцветные, розоцветные, бобовые, мальвовые, тыквенные, пасленовые, астроцветные.

^ Класс Однодолъные растения (2 часа). Семейства лилейные, луковые, злаковые.

Основные этапы эволюции растений. Культурные растения (3 часа). Многообразие культурных растений. Отдельные представители (зерновые, овощные, масленичные, плодово-ягодные, технические, лекарственные растения). Центры происхождения культурных растений. Условия разведения культурных растений.

Демонстрация. Таблицы: многообразие низших и выс-ших растений. Гербарные и живые образцы дикорастущих и культурных растений. Карты: центры происхождения культурных растений: многообразие видов культурных растений; филогенетическое древо растительного мира. Слайды, видео-фильмы, диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, муляжи, макеты, модели растений, микропрепараты, электронные учебники.

Лабораторные работы:

№ 4. Изучение под микроскопом одноклеточных и нитчатых водорослей. Ознакомление с внешним и внутренним строением лишайников.

№ 5. Строение зеленого мха.

№ 6. Строение хвоща полевого.

№ 7. Строение папоротника мужского.

№ 8. Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов).

№ 9. Определение видов растений по характерным признакам (розоцветные, крестоцветные, бобовые). Работа с определителем.

№ 10. Сравнение строения растений класса однодомных и двудомных.

№ 11. Определение видов кормовых и сорных растений.

№ 12. Определение лекарственных растений местности, где находится школа. Правила сбора лекарственных растений.

Практические работы. Работа на пришкольном учебно-опытном участке. Разведение комнатных и декоративных видов растений. Сбор семян растений. Посадка растений, уход за растениями.

Экскурсии. Изучение растений и растительных сообществ в естественных местах обитания. Изучение древесных растений родного края. Определение известных семейств кустарников и трав местных видов растений. Изучение влияния факторов окружающей среды на растительные сообщства. Теплица: ознакомление с методами выращивания растений в защищенном грунте.

^ Царство животных (Многообразие животных) (34 часа)

Общая характеристика царства животных (1 час).

Особенности строения и жизнедеятельности животных, отличающие их от других живых организмов.

Роль животных в биосфере. Прииципы классификации жпвотных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, хордовые. Происхождение животных.

^ Беспозвоночные животные

Подцарства Однокдеточные или Простейшие (2 часа). Общая характеристика одноклеточных животных. Систематика одноклеточных. Основные типы простейших: саркожгутиконосцы, инфузории, споровики. Особенности строения, среда обитания, жизнедеятельность, питание, размно-жение простейших. Роль простейших в природе и в жизни человека.

^ Подцарство Многоклеточные организмы (1 час). 0бщая характеристика подцарства многоклеточных. Классификация многоклеточных.

Тип Кишечнополостные (2 часа). Основные особенности кишечнополостных. Многообразие видов. Классы: гидроидные, сцифоидные медузы, коралловые полипы. Способы размножения, особенности индивидуального развития. Роль в биосфере и экосистеме.

^ Тип Плоские черви (1 час). Общая характеристика. Многообразие видов. Основные классы: ресничные, сосальщики, ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития.

^ Тип Круглые черви (1 час). Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности в зависимости от среды обитания. Многообразие видов.

Тип Кольчатые черви (1 час). Общая характеристика. Многообразие видов. Основные классы: многощетинковые, малощетинковые, пиявки.

^ Тип Моллюски (2 часа). Общая характеристика. Особенности строения, жизнедеятельности. Многообразие видов. Основные классы: брюхоногие, двустворчатые, головоногие. Приспособленность к среде обитания. Роль в экосистеме и биосфере.

^ Тип Членистоногие (2 часа). Общая характеристика. Особенности строения, жизнедеятельности. Многообразие видов. Классификация. Основные классы: ракообразные, паукообразныс, насекомые. Приспособленность к срсде обита-ния. Размноженис и развитис. Основныс отряды паукообразных и насекомых.

Тип Иглокожие (1 чис). Общая характеристика. Много-образие видов. Основные классы: морские звезды, морские ежи, голотурии. Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в природе, практическое значение.

^ Тип Хордовые (Позвоночные животные)

Общая характеристика типа хордовых (1 час). Классификация хордовых животных. Подтипы: бесчерепные, оболочники, позвоночные. Особенности строения, жизнедеятельности и происхождения ланцетника. Роль хордовых животных в экосистемах, их практическое значение.

^ Надкласс Рыбы (2 часа). Общая характеристика рыб. Классификация надкласса рыб: хрящевые и костные рыбы. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития рыб.

^ Класс Хрящевые рыбы. Многообразие хрящевых рыб: акулы, скаты и химеры.

Класс Костные рыбы. Классификация костных рыб. Отдельные подклассы: хрящекостные, двоякодышащие, кистеперые и лучеперые. Значение и охрана рыб.

^ Класс Земноводные (2 часа). Общая характеристика зем-новодных как первых наземных позвоночных. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, развития (на примере лягушки). Основные отряды: безногие, хвостатые и бесхвостые. Происхождение, значение и охрана земноводных.

^ Класс Пресмыкающиеся ( 2 часа). Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности пресмы-кающихся. Размножение и развитие пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Отдельные отряды: клювоголовые, чешуйчатые, черепахи, крокодилы. Происхождение. Значение и охрана пресмыкающихся.

^ Класс Птицы ( 3 часа). Общая характеристика. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, развития птиц. Происхожденис птиц. Значение и охрана птиц.

Экологическис группы птиц. Классификация птиц: Бескилевые, Водоплавающие, Летающие, Отдельные экологичес-

кие группы птиц: лесные, водноболотные, птицы степей и пустынь, перслетные, кочующие, оседлые. Охрана птиц.

Птицеводство - одна из отраслей животноводства. Основные породы домашних птиц.

Класс Млекопитающие (4 часа). Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие видов. Экологические группы: наземные, подземные, водные, летающие. Систематика и происхождение. Млекопитающие Казахстана. Основные отряды: насекомоядные, грызуны, рукокрылые, парнокопытные, хищные, непарнокопытные, ластоногие. Охрана млекопитающих.

Происхождение и историческое развитие хордовых жи-вотных.

Роль заповедников, национальных парков, заказников в охране редких видов позвоночных животных.

^ Домашние и сельскохозяйственные животные (5 часов). История одомашнивания животных. Происхождение домашних животных. Основные, культурные центры одомашнивания животных. Методы селекции животных. Многообразие домашних животных.

Коневодство и его основные отрасли. Основные породы лошадей, разводимых в Казахстане.

Верблюдоводство. Основные породы верблюдов: казахские, калмыцкие, монгольские. Значение верблюдоводства. Овцеводство и его отрасли. Овцеводство - одно их традиционных отраслей животноводства кочевых народов. Основные направления овцеводства в Казахстане. Породы овец, разводимых в Казахстане.

Скотоводство и его отрасли. Основные породы крупного рогатого скота в Казахстане. Основные направления в скотоводстве.

Другие отрасли животноводства: пчеловодство, шелководство, кролиководство, мараловодство, свиноводство, звероводство.

^ Заключение (1 час)

Демонстрация. Таблицы, рисунки: простейшие: кишечнополостные; плоские, круглые и кольчатые черви; виды моллюсков, костные и хрящевые рыбы; земноводные, пресмыкающиеся; птицы; млекопитающие; филогенетическое древо животного мира. Влажные препараты ракообразных, паукообразных, насекомых. Коллекции членистоногих: ракообразных, паукообразных, насекомых. Схемы: пищевые цепи; циклы развития животных. Географическая карта центров происхождения домашних и сельскохозяйственных животных. Муляжи, макеты, модели, чучела, влажные препараты, микропрепараты, слайды, видеофильмы, диафильмы, диапо-зитивы, кинофильмы, электронные учебники.

Лабораторные работы:

№ 13. Строение и жизнедеятельность инфузории туфельки.

№ 14. Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражимость, движение гидры.

№ 15. Внешнее строение дождевого червя.

№ 16. Внешнее строение моллюсков.

№ 17. Внешнее строение речного рака.

№ 18. Внешнее строение рыбы.

№ 19. Внешнее строение лягушки.

№ 20. Внешнее строение и скелет птиц.

№ 21. Скелет и внутреннее строение млекопитающих.

Практические работы. Определение разных видов животных по их внешнему строению. Разведение животных в уголке живой природы, уход за ними, наблюдение за жизнедеятельностью. Мероприятия по охране животных.

Экскурсии. На природу, в зоопарк, краеведческий музей, заповедник, национальный парк, заказник с целью изучения многообразия видов животных, пищевых связей, влияния сезонных явлений на их жизнь.

^ Летние задания

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебная программа биология 6-9 классы школ с русским языком обучения Астана 2009 iconПрограмма по литературному чтению для школ с русским языком обучения...
Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения...

Учебная программа биология 6-9 классы школ с русским языком обучения Астана 2009 iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального...
Государственного стандарта для школ с родным языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики и учебника...

Учебная программа биология 6-9 классы школ с русским языком обучения Астана 2009 iconПрограмма разработана на основе проекта федерального компонента Государственного...
Государственного образовательного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения,на основе программы по русской литературе...

Учебная программа биология 6-9 классы школ с русским языком обучения Астана 2009 iconПрограмма по литературному чтению. Пояснительная записка
Программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта...

Учебная программа биология 6-9 классы школ с русским языком обучения Астана 2009 iconПрограмма составлена на основе проекта федерального компо­нента Государственного...
О расширить спи­сок писательских имен и произведений, рекомендованный проектом Государственного стандарта для школ с родным (нерусским)...

Учебная программа биология 6-9 классы школ с русским языком обучения Астана 2009 iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с фгос ноо на основе примерной рабочей программы для школ с родным...

Учебная программа биология 6-9 классы школ с русским языком обучения Астана 2009 iconПояснительная записка Программа составлена на основе проекта федерального...
М. Г. Ахметзянова, выпущенный издательством «Магариф» в 2009 году и учебника «Русская литература». Учебник-хрестоматия для 10 класса...

Учебная программа биология 6-9 классы школ с русским языком обучения Астана 2009 iconУчебная программа английский язык 5-9 классы Астана 2010
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367

Учебная программа биология 6-9 классы школ с русским языком обучения Астана 2009 iconУчебная программа русская литература 5-9 классы Астана 2010
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367

Учебная программа биология 6-9 классы школ с русским языком обучения Астана 2009 iconГрафик проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2012 -2013 учебном году
Татарский язык и литература для учащихся русскоязычных групп школ с русским языком обучения



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница