«Методическое обеспечение успешной деятельности школьников в образовательном пространстве школы»




Скачать 479.47 Kb.
Название«Методическое обеспечение успешной деятельности школьников в образовательном пространстве школы»
страница1/3
Дата публикации14.06.2013
Размер479.47 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Биология > Программа
  1   2   3
«Қостанай қаласы әкімдігінің ББ №6 орта мектебі» ММ

ГУ «Средняя школа №6 отдела образования акимата города Костаная»

«Мектеп білім кеңістігінде оқушылардың табысты қызметінің әдістемелік қамтамазыз ету» тақырып бойынша ғалыми оқушылар педагогикалық мектеп конференциясының материалдары.

Материалы

школьной научно – ученическо -педагогической конференции

по теме «Методическое обеспечение успешной деятельности школьников в образовательном пространстве школы».

Қостанай қ., 2008ж.

г.Костанай, 2008г.
Содержание



  1. Программа конференции




  1. «Методическое обеспечение успешной деятельности школьников в образовательном пространстве школы», Щетинкина С.Е., зам.директора по методической работе




  1. «Использование нотной грамоты и элементов игры на фортепиано на уроках музыки в общеобразовательной школе», Колыванова О.Н., учитель музыки




  1. «Устная речь на уроках английского языка и внеурочной деятельности», Кабанова Т.М., учитель английского языка




  1. «Практическая направленность развивающего обучения на уроках биологии и валеологии» ,Терпиловская М.В., учитель биологии, валеологии




  1. « Развитие познавательной активности школьников в изучении физики», Крючкова С.П., учитель физики




  1. «Организация поисково-исследовательской деятельности как средство самореализации ученика», Мусина Т.Г., учитель биологии; Свинцова Е.А., учитель химии




  1. «Компьютерные технологии в работе школьной библиотеке», Тулегенова Р.М., библиотекарь




  1. Методическое обеспечение процесса творческой деятельности учащихся на уроках казахского языка и литературы, Мухамбетова Г.С., учитель казахского языка и литературы


Программа

школьной научно – ученическо -педагогической конференции

по теме «Методическое обеспечение успешной деятельности школьников в образовательном пространстве школы»

2007-2008 учебный год.
Цель: отследить эффективность создания системы работы учителей школы по работе над методической темой, направленной на формирование и развитие учащихся.

Время проведения: май 2008г.

Начало работы конференции: 13.30ч.

Регламент работы : с 13.00 –15.30 ч.

Время выступления: 5-10 мин.

Выступающие:

1.Щетинкина С.Е., зам.директора по методической работе

Тема: «Методическое обеспечение успешной деятельности школьников в образовательном пространстве школы»
2.Колыванова О.Н., учитель музыки

Тема: «Использование нотной грамоты и элементов игры на фортепиано на уроках музыки в общеобразовательной школе»
3.Кабанова Т.М., учитель английского языка

Тема: «Устная речь на уроках английского языка и внеурочной деятельности»
4.Учащихся углубленного английского 6 класса (Рыжкова Я, Бессчетнова А, Рыспаева Т., Куандыкова А, Валеева Р, Иванова В., Уральцева О., Моисеев И.)

Тема: «Портфолио учащихся»

Руководитель: Кабанова Т.М., учитель английского языка
5.Терпиловская М.В., учитель биологии, валеологии

Тем: «Практическая направленность развивающего обучения на уроках биологии и валеологии»
6.Науменко Татьяна, ученица 9 класса

Тема: «Осанка. Причины нарушения осанки у школьников»

Руководитель: Терпиловская М.В., учитель биологии, валеологии
7.Крючкова С.П., учитель физики

Тема: Развитие познавательной активности школьников в изучении физики.
8.Бегов Арман, ученик 9 класса

Тема: «Электростатика и жизнь»

Руководитель: Крючкова С.П., учитель физики
9.Мусина Т.Г., учитель биологии; Свинцова Е.А., учитель химии

Тема: «Организация поисково-исследовательской деятельности как средство самореализации ученика»


  1. Тулегенова Р.М., библиотекарь

Тема: «Компьютерные технологии в работе школьной библиотеке»

  1. Мухамбетова Г.С., учитель казахского языка и литературы

Тема: «Методическое обеспечение процесса творческой деятельности учащихся на уроках казахского языка и литературы»

«Методическое обеспечение успешной деятельности школьников в образовательном пространстве школы»

Щетинкина С.Е.

Каждая личность способна к практически

неограниченному духовному развитию, и в

пределах своего общества она достигает

того уровня развития, который необходим

и достаточен для жизни в этом обществе.

Д.Б. Эльконин

В Концепции развития образования до 2015 года четко определена цель среднего образования: формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно – ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира.
Современные преобразования в стране, новые стратегические ориентиры в устойчивом развитии, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. В соответствии с этим модернизация образования зависит от понимания ответственности и профессионального уровня педагогов, их личной причастности к решению многообразных проблем образовательного процесса.

Вхождение РК в мировое образовательное пространство, обусловившее переход на 12-летнее образование, требуют от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения, инициирует инновационную деятельность.

Критерием инновационной деятельности стали профессионализм, творчество, компетентность. Учителю дана полная самостоятельность в работе. Он сам может решать, как лучше строить образовательный процесс, планировать материал, какими учебно-методическими комплексами пользоваться, какие методы применять. Единство целей и задач образования должно органически сочетаться с разнообразием и гибкостью обучения и воспитания.

Реализация Государственной программы развития образования в РК на период с 2005-2010 годы предполагает создание эффективной системы образования, обеспечивающей формирование профессионально-компетентностной личности, конкурентноспособного специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость профессиональной деятельности, нести ответственность за ее результат.

Цель деятельности школы была определена как: формирование деятельной, поликультурной личности, имеющей знания об окружающем мире и умеющей познавать его; имеющей знания о самом себе и умеющей использовать свои природные задатки; имеющей физиологическое и нравственное здоровье и умеющей его сохранять.
^ Методическая тема школы: методическое обеспечение успешной деятельности школьника в образовательном пространстве школы.

Цель методической деятельности: создание условий для совершенствования профессионального мастерства учителя, роста его творческого потенциала, направленного на формирование и развитие учащихся.

Содержание и формы методической работы школы в данном учебном году были направлены на решение следующих задач:

  1. Повышение качества образования в школе путем усовершенствования содержания и методов обучения в деятельности педагогов;

  2. Повышение профессионального мастерства и информационной культуры учителей;

  3. Обеспечение оперативной помощи в работе учителя и учащихся.

  4. Проведение диагностики производственных проблем, планирование и создание оптимальных условий для организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Для реализации методической темы и на достижение цели что работал, какие формы работы применялись?

Формы организации методической работы над единой методической темой следующие:

1.Педсоветы, методсоветы.

2.Тематические заседания методических объединений.

3.Проведение смотров –конкурсов, творческих работ.

4.Семинары –практикумы.

5. ШМУ.

6.Творческие отчеты.

7.Обзоры научной, педагогической литературы.

8.Декады педагогических технологий.

9.Самообразование.

Методическая работа в школе организовывалась через предметные методические объединения.

Методический совет координировал инновационную работу методических объединений, разрабатывал, рассматривал, оценивал вопросы, связанные со стратегией развития школы.

Основными направлениями методической работы в течение последних лет были:

  • обновление содержания образования;

  • освоение различных систем развивающего обучения;

  • совершенствование технологии урока, поиски и апробации современных пед.технологий;

  • обучение педагогических кадров, повышение их методического
    мастерства.

Основным назначением методической службы школы остается создание условий адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников, поэтому важным направлением в работе является постоянное совершенствование педагогического мастерства.


Ежегодно педагоги школы повышают свое педагогическое мастерство, обучаясь на курсах ИПК и ПРО, участвуя в работе проблемных семинарах школы и города.

Прохождение курсовой подготовки :

Учебный год

Количество учителей

Название предмета

Место прохождения

2005-2006

8 учителей (Колыванова О.Н., Кирпичева Е.В., Едресова Ш.К., Сурнина Н.В., Каехтина Г.А, Мальтиева К.Б., Мухортова Т.В., Кирпичева Н.В.)

зам.дир.по воспитательной работе, зам.дир.по учебной работе,

учителя казахского языка и литературы, история, экология география, библиотекарь, кл.руководитель

обл.ИПК и ПРО, КГПИ центр повышения квалификации и переподготовки работников образования

2006-2007

20 учителей (Щетинкина С.Е., Казиева А.К., Минькина Н.Н., Сурнина Н.В., Файзуллина Х.С., Бычкова Н.М., Махамбетова Р.Ж., Филиппова Н.Я., Свинцова Е.А., Терпиловская М.В., Муханова С.К., Свинцова Е.А., Терпиловская М.В., Мухамбетова Г.С., Фоменко Т.В., Лукина Н.В., Тулегенова Р.М., Лазуткина Г.И., Колыванова О.Н., Шегибаев Т.И.)

Зам.дир. по методической работе, зам.дир.по воспитательной работе,учителя истории, химии, русского языка и литературы, казахского языка, музыки, биологии, математики, технологии, логопед, соц.педагог,

библиотекарь,

кл.руководитель

обл.ИПК и ПРО, КГПИ центр повышения квалификации и переподготовки работников образовании, республиканский ИПК.

2007-2008

(10 учителей)

Темирова Н.В.,Шевченко О.В., Муханова С.К., Кабанова Т.М.,Величко Л.И., Чумакова И.В. (3),Шегибаев Т.И., Какора А.М., Болотова Ж.А., Райн А.Я., Щетинкина С.Е.

РМО, учителя начальных классов, казахского языка, английского языка, изо, технологии, зам.директора

обл.ИПК и ПРО, КГПИ центр повышения квалификации и переподготовки работников образовании, республиканский ИПК.


Ежегодно педагоги школы повышают свое педагогическое мастерство, посещая городские семинары. В 2006-2007 учебном году 13 педагогов школы посетили 21 городской семинар.В 2007-2008 учебном году 28 педагогов школы посетили 27 городских семинаров.

В 2005-2006 учебном году учителями методического объединения физики, математики и информатики был проведен областной семинар по теме «Методика преподавания и новые педагогические и информационные технологии в 12-летней школе». В программе семинара были: теоретическая часть «Индивидуализация знаний учащихся через дифференцированный подход» (Крючкова С.П.), «Новые информационные технологии на рубеже 12-летнего образования» (Бутнараш О.Л.,) и практическая часть – открытый урок «Золотое правило механики» (Крючкова С.П.), внеклассное мероприятие «Торжественное посвящение в секцию МИФ» (Кирпичева Е.В., Бутнараш О.Л.). Данный семинар стал реальной поддержкой учителям в их стремлении познакомиться и освоить интенсивно развивающиеся в настоящее время различные педагогические направления.

В 2006-2007 учебном году учителями школы проведено три городских семинара. Учителями мо истории, географии по теме «Формирование аналитической компетентности учителя: технология целеполагания», учителями мо биологии, химии по теме «Современный урок как среда развития личности», учителями мо казахского языка и литературы по теме «Мұғалімнің шығармашылық әлеуетінің біліктілігі» Данные семинары прошли на высоком методическом уровне, учителя проводившие открытые уроки (Минькина, Сурнина Н.В., Мальтиева К.Б.,Мусина Т.Г., Терпиловская М.В., Свинцова Е.А., Мухамбетова Г.С., Шегибаев Т.И.) получили высокую оценку педагогов города, так как применяли на уроках интерактивные технологии, современные технические средства (видео, мультимедийный комплекс, компьютеры с выходом в интернет). Хотелось чтобы все уроки были открытыми, с применением технических средств и активных форм обучения, но не всегда это возможно из-за отсутствия технических средсв в большом объеме, хотя в данном учебном году три учебных какбинета (205, 309, 204) пополнены техникой (компьютер, телевизор, видеомагнитофон) и это радует.

В 2007-2008 учебном году учителям мо биологии и химии проведен один городской семинар для молодых коллег по теме «Основы конструирования современного урока с использованием информационных технологий». Семинар прошел на достаточно высоком уровне.

Педагоги школы активно участвуют в городских конкурса, олимпиадах.

^ Результативность участия в городских и областных конкурсах профессионального мастерства за три года с 2005-2008 такова: десять педагогов школы заняли призовые места в городских конкурсах, а именно:

В 2005-2006 учебном году Кабанова Т.М, учитель английского языка принимала участие в городской дистанционной олимпиаде среди учителей английского языка.

В 2006-2007 учебном году Мусина Т.Г. (биология), Кирпичева Н.В (английский язык), Райн А.Я. (немецкий язык), Терпиловская М.В. (биология) вышли во второй тур городского конкурса «Новый урок», цель конкурса: стимулирование творческой деятельности в освоениии современных технических современных технических средств обучения. По итогам второго тура Мусина Т.Г. вышла в третий тур, где заняла первое место. Свинцова Е.А., учитель химии приняла участие в городской олимпиаде учителей химии и биологии, которая включала два тура (1 тур- решение олимпиадных заданий, 2 тур –защита творческого проекта). По итогам конкурса была отмечена грамотой отдела образования в номинации «За целеустремленность и инициативу».

В 2007-2008 учебном году Кирпичева Е.В., зам.директора по учебной работе, учитель математики заняла 3 место в городском дистанционном конкурсе «Кубок по поиску информации-2008»; Крючкова С.П., учитель физики принимала участие в городском конкурсе руководителей ШМО учителей математики, физики, информатики и заняла 1 место; Лазуткина Г.И., учитель технологии заняла 1 место в Какора А.М., учитель технологии –3 место в городской смотр-выставка «Декоративно-прикладного искусства»; Величко Л.И., учитель изо заняла 4 место в городском конкурсе детских рисунков «Мир глазами детей». Отмечены дипломами участника за представлении «Системы работы ШМО» на городском конкурсе «Лучший руководитель школьного методического объединения» хотя в первом этапе конкурса «Методическая копилка» приняло участие 6 руководителей ШМО (Колыванова О.Н., Сурнина Н.В., Бычкова Н.М., Терпиловская М.В., Крючкова С.П., Темирова Н.В.).

^ Участие в научно-практических конференциях :




Название конференции

Ф.И.О..

Школа

Дата проведения

Место проведения

Название доклада

Где опубликован

1

Научно-практическая студенческая конференция «Дулатовские чтения-2008 »

Бегов Арман, ученик 9 класса и

Крючкова Светлана Петровна, учитель физики

6

10 апреля 2008г.

Костанайский инженерно-экономический университет им. М.Дулатова

«Электростатика и жизнь»




2

Научно-практическая студенческая конференция «Дулатовские чтения-2008 »

Цухт Алена, ученица 7 класса и

Райн Анна Яковлевна, учитель немецкого языка

6

10 апреля 2008г.

Костанайский инженерно-экономический университет им. М.Дулатова

«Германия Марины Цветаевой»




3

Научно-практическая студенческая конференция «Дулатовские чтения-2008 »

Бабенова Мекенай, ученица 10 класса и

Шегибаев Тусупнназар Искакович

6

10 апреля 2008г.

Костанайский инженерно-экономический университет им. М.Дулатова

«Взгляды Абая на рыночную экономику Казахстана»




Система повышения педагогического мастерства учителя складывается из методической работы, работы теоретико-методического семинара, курсовой подготовки и аттестации. Аттестация педагогических кадров является хорошим показателем деятельности педагогов, механизмом совершенствования управлением качеством образования.




Теоретико-методические семинары

Курсовая переподготовка учителей

Аттестация учителей

2003-2004

3

3

8

2004-2005

5

3

12

2005-2006

1 областной

8

7

2006-2007

3 (1 областной)

16

0

2007-2008

1

10

5



Основным назначением методической службы школы остается создание условий адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников, поэтому важным направлением работы методического совета является постоянное совершенствование педагогического мастерства.

Современное общество требует от работников образования качественного выполнения профессиональных функций. Это возможно при овладении новым педагогическим мышлением, при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте через организацию работы по индивидуальным методическим темам. Каждый учитель школы работает над индивидуальной методической темой, которая позволяет решать конкретную педагогическую проблему, внедрять в свою педагогическую деятельность элементы передового педагогического опыта, повышать качество обучения.

Тематика индивидуальных методических тем, направлена на:

1. Решение конкретной педагогической проблемы.

2. Внедрение в свою практику элементов передового педагогического опыта .

3. Пополнение психолого-педагогических знаний.

4. Создание целостной педагогической системы.

5. Прогнозирование и оценивание образовательного процесса.

Ориентация методической службы на самообразование, саморазвитие и самосовершенствование крайне необходима, ибо расширение культурного кругозора, развитие рефлексии, способности к самокритике - это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности учителя.

Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, не может быть исследования без освоения его приемов, методов и подходов

Ни одна специальность не дает такой возможности совершенствовать себя, как педагогическая. Сегодня на конференции педагоги и учащиеся нашей школы выступят со своими наработками по различным направлениям учебно-воспитательного процесса
«А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить интерес в познании себя, жизни, мира…» В.Ф.Шаталов.

«Использование нотной грамоты и элементов игры на фортепиано на уроках музыки в общеобразовательной школе»

Колыванова О.Н.
Общество на протяжении всей своей истории в большинстве своем было музыкально безграмотным. Безграмотным в прямом смысле – не умеющим читать и записывать музыкальный язык.. Владение музыкальными инструментами и умение красиво петь, особенно в сочетании со знанием нот, большей частью высоко оценивалось в обществе и было остро востребовано им.
Однако в течение этих “золотых” для развития профессиональной музыки столетий просветительская музыкальная педагогика была не самой популярной областью музыкального знания.

В обществе до сих пор настолько сильна опасная уверенность, что музыкальная грамотность подвластна только одаренным, что проблему всеобщего музыкального образования принято считать не достаточно злободневной и совершенно не насущной.
Часто приходится слышать сомнения, так уж необходима музыкальная образованность человеку без ярко выраженных способностей к музыке. Если рассматривать музыку, как вид искусства – необязательно, как, возможно, необязательно каждого учить балету, живописи или скульптуре. Но музыка – это прежде всего язык. Этот язык занимает большую часть нашей жизни, формирует наше сознание и мировоззрение. Недавние исследования Калифорнийского университета в городе Ирвайн под руководством ныне покойного Гордона Шоу научно подтвердили также, что музыка и уроки фортепиао развивают мозг человека и прежде всего пространственно-временное мышление.

Голос человека является не только органом восприятия музыкальных звуков, но также и необходимым инструментом для развития музыкального слуха. Об этом писал еще Д.Е.Огороднов, утверждавший что человеческая гортань также воспринимает звуки, как и слух человека. Развивая голос с помощью музыкального инструмента, мы можем бесконечно совершенствовать способность учащихся распознавать звуки в их абсолютной высоте, а также в ладовом соотношении к друг другу. Без этого умения невозможно формирование музыкальной памяти и музыкального мышления.
Для формирования навыков слышания звуков, как элементов музыкальной речи, начинающим необходимо петь музыкальные произведения по нотам с раннего детства. Это связано с тем, что развитие голоса с помощью пропевания музыки словами, а не нотами, не способствует формированию и развитию музыкальной грамотности, так как не закрепляет за звуками постоянных «имен» и не способствует закреплению связи между воспринимаемыми звуками и музыкальной письменностью. Пение сольфеджио помогает учащимся «поднять» новый пласт музыкальной информации от речевого воспроизведения звуков ( сольмизация) к пониманию их высотных соотношений и ладовых закономерностей. Сольфеджио – это фундамент музыкальной грамотности детей, без которого никакое дальнейшее полноценное музыкальное развитие невозможно.
Справедливости ради нужно заметить, что сольфеджио в том полноценноом виде, в котором оно существует в музыкальных школах, училищах и консерваториях– это не правило, но исключение мировой музыкально-педагогической практики. До сегодняшнего дня музыка в общеобразовательных школах мира преподается как предмет скорее поверхностно – информативный. Это большей частью – уроки О музыке, на которых в основном не учат навыкам владения музыкальным языком.
. Поскольку музыка – это прежде всего язык, самым оптимальным органом его «произношения» или исполнения по нашему мнению является фортепиано в совокупности с голосом, а не голос сам по себе.
Это связано с тем, что при развитии языкового мышления ( в том числе музыкального), для человека исключительно важно научиться «проговаривать» основополагающие элементы языка самому, делая их частью собственного сознания. До сих пор было принято считать, что «проговаривания» (пропевания) мелодии голосом достаточно для развития музыкального мышления. Это не так. Ограничивая «проговаривание» музыкального языка одним только голосом, мы
во-первых пренебрегаем многоголосной природой музыки ,
во-вторых, изначально оставляем за бортом обучения людей, не способных чисто интонировать.
. Фортепиано я рассматриваю, как точку опоры для развития музыкального голоса потому, что игра на этом инструменте изначально не требует от обучающегося абсолютно никаких выраженных музыкальных способностей, а извлечение звука на нем - никаких физических усилий или специальной подготовки. Для неподготовленного человеческого слуха тонкости ладовых тяготений на начальном этапе не имеют большого значения. Зато возможность всегда иметь под рукой инструмент, который издает звуки в их абсолютной высоте - это возможность развивать голос и слух самостоятельно.
Фортепиано также – единственный общедоступный инструмент, объединяющий прочтение Скрипичного и Басового ключа одновременно и дающий неограниченные возможности для развития мелодического и гармонического слуха учащихся как в классе, так и дома, а также чувства метра и ритма. Несомненно, этот инструмент был и остается королем музыкального образования.

В системе обучения музыкальному чтению я применяю различные игры, песни, которые помогают начинающим выучить Музыкальный Алфавит на уровне автоматизма. Это в значительной степени помогает ускорить чтение нот с листа при игре на фортепиано и сольфеджировании. Речь и речевая память человека становясь точкой опоры в понимании звуковысотности музыки, как бы помогают воссоздать заново всю эволюцию развития музыкального языка, колыбельной которого был голос, а первыми музыкальными звуками стало распевание гласных человеческой речи.
Следующим важнейшим базовым этапом начального обучения музыке я считаю развитие музыкального зрения человека, как основного инструмента «добывания» новой информации из источников музыкального письменности. Под «музыкальным» зрением я подразумеваю способность обучающихся визуально воспринимать нотное письмо в системе, а не вырывая каждую ноту из общего контекста по одной с целью ее предварительного логического осмысления.
Для преподавателя, имеющего дело с нотоносцем на протяжении всей жизни, трудно порой представить, как видит эту систему «человек с улицы», как работает его восприятие и на что оно пытается опереться. Тем не менее зрительное восприятие начинающего первым делом ищет аналогов нотному стану в уже полученном опыте восприятия, к примеру, от знакомства с книгами. Большинство начинающих думает, что ноты -это та же «книга» для звуков и запись в них строится по тем же графическим правилам. Но это не так!


Во-первых, каждая буква алфавита графически индивидуальна, поэтому запоминание каждой буквы происходит путем сравнения и контраста и требует отдельного разучивания. Нотные же знаки представлены в виде одинаковых кружков и похожи друг на друга как близнецы и поэтому их легче всего запоминать в системе.


Во-вторых, строчки книг располагаются параллельно, как и строчки нотоносца. Однако графически в книжном письме междустрочье – это пустое пространство для зрительного разделения одной линии от другой, а в нотной грамоте – это такая же строчка, только белого цвета, как на шахматной доске.


В третьих, при чтении литературного текста глаза должны концентрироваться на одной строчке письма и переводить фокус от буквы к букве по прямой, а при чтении нотной записи фокус необходимо рассеивать на нескольких десятках черных и белых дорожек одновременно. Зрение любого новичка не подготовлено к такой операции и нуждается в специальной тренировке.

В четвертых, графика отражения ритма в нотной записи является более яркой и запоминающейся, чем графика отражения высоты звучания, потому что нота на линейке и нота между линейкой почти ничем друг от друга не отличается , разве что еле заметной тоненькой полоской посередине.
Даже для взрослого человека, который уже прочитал много книг и глаза которого привыкли к буквенной графике такая разница является еле заметной, не говоря уже о ребенке.
Длительности же нот «кричат» контрастной - черной или белой - кодировкой и всякими штилями и «флажками».
Для того, чтобы помочь зрительному восприятию человека справиться с этими трудностями, я решила прибегнуть к вспомогательной графике в подаче нотного письма. Следует заметить, что идея использования цветов и образов при обучении музыке не нова и применялась во многих методиках и многими преподавателями музыки мира и раньше. Но прежде чем приступить к «раскрашиванию» нотного стана мне все же пришлось хорошо подумать над ключевым вопросом, выраженным в следующем оглавлении:
^ Что может объяснить цвет?
Сколько цветов и каких было бы оптимальнее всего использовать для дидактической раскодировки Нотного стана? Это вопрос принципиальный и основывается он на том, о чем цвет должен предупредить сознание учащихся и какие органы восприятия являются адресатами этой информации.
Физиолоигчески мы воспринимает звук и цвет различными органами чувств. Попытка найти аналогии в восприятии начинающего между звуком и цветом лишает его точки опоры, ибо в повседневной жизни ему никогда не приходилось воспринимать звуки органами зрения а краски органами слуха. Поэтому, я думаю, нужно придерживаться такого правила: если мы используем на уроках музыки цвет, он должен помогать именно зрению понимать нотное письмо. Для того, чтобы развивать музыкальный слух, музыкальную память и музыкальное мышление существует звук и голос, который может раскрыть образ, фонетически помогающий раскодировать имя звука.


Итак, одной из проблем зрительного прочтения музыкального письма является графическая идентичность нотных знаков . С целью понимания логики музыкальной организации нот и дифференциации нотных символов, я решила зрительно систематизировать нотные кружки исходя из их расположения на линейках и между ними.
Опираясь на образную ассоциацию: линейки - «твердь» и промежутки между ними - «воздух», а также вспомнив, что идея Нотного Стана родилась у Гвидо Аретинского от взгляда на собственную ладонь, я выбрала два контрастных цвета, чтобы зрительно размежевать одну группу нотных знаков от другой.. Так, на линейках, естественнее всего мне показалось закрепляется кодировка теплого, красного цвета, а между линейками – холодного голубого. Эти два цвета являются самыми контрастыми в радужном спектре и как нельзя лучше отвечают цели зрительного разделения нотных знаков согласно их расположению на нотоносце.

Учитывая то, что начиная с 2-3 летнего возраста дети уже понимают разницу между полами и разделение мира на мальчиков и девочек для них естественно и понятно, я также назвала красные ноты «девочками», а голубые – «мальчиками». Эта ассоциация «цепляет» детское восприятие и помогает запомнить графическую разницу между нотными знаками достаточно эффективно.

Равнозначность дорожек нотного письма, которая не выражена в нотописи из-за того что линейки являются тонкими, а пространства – широкими, я тоже решила подчеркнуть с помощью вспомогательной графики, а именно расширив на начальном этапе «черное» поле до ширины «белого». Это сразу помогло сознанию начинающих понять, что белая полоса – это не «промежуток между строчками» а равноценная дорожка для записи музыки по аналогии с шахматами.
Такой графический прием также помог начинающим распределить уже выученные последовательности Музыкального Алфавита на строчках нотного письма.
С целью разделить систему Скрипичного и Басового ключа визуально я раскрасила расширенные линейки в контрастные цвета. Выбор этих цветов – коричневого для Басового и зеленого – для Скрипичного ключей – тоже оказался не случаен.
Поскольку линейки и промежутки между ними помогают распределять звуки по высоте, а также потому что звуки музыки постепенно переходят из низкого регистра к верхнему, резкий контраст в выборе цветовой палитры кодировки Скрипичного и Басового ключей может создать для восприятия человека ненужные трудности и стать источником ложной информации. Следовательно, выбор цветов должен опираться на зрительный опыт учащегося, в котором внешне контрастные краски могли бы являться частью единого целого, как это бывает в природе. Идеальным образцом для такого выбора могут быть растения, скажем, дерево, ствол которого ближе к землле является коричневым а крона – зеленой.
Сочетание зеленого и коричневого цветов стали хорошей графической точкой опоры для понимания самой природы музыкальной организации на письме. Образ дерева также помогает восприятию человека понять суть расположения звуков по регистрам . Так, в основе регистров лежит басовый регистр. Звуки самого нижнего регистра на басовом ключе записываются с помощью добавочных линеек, что графически как бы является корнями «дерева». Нижний регистр отличается глубиной и богатством звучания обертонов - ствол. Средний регистр отличается постепенной «воздушностью» в красках дерева – начало кроны , он постепенно перерастает в самый высокий регистр, выше которого только птицы – верхние добавочные линейки.

Развитие музыкального мышления связано с музыкальной речью человек. По аналогии с кубиками, помогающими выучить буквы фонетически, я ввела картинки, которые помогают начинающим запомнить название каждой ноты на нотоносце. Для этого я добавила картинку,фонетически перекликающуюся с названием каждой ноты. Так, нота «до» была представлена в виде картинки «до»- домик, «ре» – репка, «ми» – миска, «фа» – фартук, «соль» – солонка , «ля» – лягушка и «си = – сито.

Как мною уже было написано ранее, интонационная природа музыкального языка помогла мне сделать выбор в пользу сольмизационной системы . Благодаря этому я ввела сольфеджирование и развитие слуха на базе сольфеджио во все виды музыкальной деятельности – от теоретических упражнений до разучивания песенного репертуара.. Пропевание мелодий сольфеджио чрезвычайно ускоряет запоминание ее. Постоянное наличие других голосов или аккомпанемента при сольфеджировании развивает гармонический слух и способствует совершенствовании музыкальной памяти.

В своей работе начальное обучение я стараюсь не разделять на сольфеджио, теорию музыки, ритмику и музыкальную литературу. Все эти компоненты тесно взаимосвязаны и составляют единую универсальную систему.
Я очень надеюсь, что эти наработки помогут учителям музыки найти наиболее оптимальные и продуктивные пути в работе с учениками для того, чтобы язык музыки стал повсеместным и музыкальное искусство продолжало процветать, развиваться и совершенствоваться.

«Устная речь на уроке английского языка и во внеурочное время.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Методическое обеспечение успешной деятельности школьников в образовательном пространстве школы» iconМодульный спецкурс для воспитателей доу по теме: «Использование икт...
Тема: «Нормативно-правовая база по использованию икт в образовательном пространстве доу. Возможности использования икт в образовательном...

«Методическое обеспечение успешной деятельности школьников в образовательном пространстве школы» iconПрограмма внеурочной деятельности для учащихся начальной школы мбоу гимназии №6 г. Мурманска
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочноевремя

«Методическое обеспечение успешной деятельности школьников в образовательном пространстве школы» iconПрограмма внеурочной деятельности для учащихся начальной школы мбоу «сош №9»
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время

«Методическое обеспечение успешной деятельности школьников в образовательном пространстве школы» iconПрограмма внеурочной деятельности для учащихся начальной школы моу лицей с. Долгоруково
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время

«Методическое обеспечение успешной деятельности школьников в образовательном пространстве школы» iconОбразовательная программа внеурочной деятельности для учащихся начальной...
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время

«Методическое обеспечение успешной деятельности школьников в образовательном пространстве школы» iconПрограмма внеурочной деятельности для учащихся начальной школы моу...
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время

«Методическое обеспечение успешной деятельности школьников в образовательном пространстве школы» iconПрограммно-методическое обеспечение
Программно-методическое обеспечение мбоу г. Иркутска сош №11 с углубленным изучением отдельных предметов

«Методическое обеспечение успешной деятельности школьников в образовательном пространстве школы» iconПлан воспитательной работы школы на 2013 2014 учебный год Цель школы
Цель школы: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,...

«Методическое обеспечение успешной деятельности школьников в образовательном пространстве школы» iconМетодика реализации проекта «Школы успешной молодежи миит» Москва, 2010 г
Научно-образовательные материалы для модульного обучения победителей Школы успешной молодежи миит 30

«Методическое обеспечение успешной деятельности школьников в образовательном пространстве школы» iconПрограмма развития с. Хунзах 2010 г. Программа развития Хунхахской...
Организационно-методическое и информационное обеспечение деятельности образовательного учреждения



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница