Планы практических занятий по нормальной физиологии для студентов стоматологического факультета учебно-методические указания Санкт-Петербург 2009




НазваниеПланы практических занятий по нормальной физиологии для студентов стоматологического факультета учебно-методические указания Санкт-Петербург 2009
страница1/6
Дата публикации26.06.2013
Размер0.67 Mb.
ТипУчебно-методические указания
www.lit-yaz.ru > Биология > Учебно-методические указания
  1   2   3   4   5   6


Министерство здравоохранения Российской федерации
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет

имени академика И.П.Павлова
Кафедра нормальной физиологии

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Учебно-методические указания

Санкт-Петербург

2009

Составители: В. В. Грачева

В. В. Дулинец

В. И. Евлахов

И. В. Карпова

А. М. Коробкова

Л. Н. Шалковская

А. Ю. Юров

А. Ф. Якимовский


Ответственный редактор – А.М.Коробкова

* - вопросы для самостоятельной подготовки

Тема: ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ
Теоретические вопросы

    1. Внутренняя среда организма и ее компоненты. Понятие гомеостазиса.

    2. *Гисто-гематические барьеры. Микросреда клеток.

    3. Система крови. Кровь, как внутренняя среда организма. Физиологические функции крови.

    4. Составные части крови. Гематокритный показатель. Объем циркулирующей крови.

    5. Плазма крови. Состав плазмы, функции основных компонентов плазмы: белков, ионов, микроэлементов. Осмотическое, гидростатическое и онкотическое давление плазмы крови, их значение в транскапилярном обмене жидкости.

    6. *Кислотно-щелочное равновесие плазмы крови. Буферные системы крови. Физиологические механизмы, поддерживающие pH крови.

    7. Форменные элементы крови. Эритроциты, форма, размеры, количество, функции. Эритроцитоз, эритропения, их возможные причины.

    8. Методы подсчета эритроцитов.

    9. Гемоглобин, его структура и функции. Виды гемоглобина и его соединения (физиологические и патологические).

    10. Абсолютное и относительное количество гемоглобина в крови, способы определения.

    11. Цветовой показатель крови: величина, способ вычисления, клиническое значение.

    12. Гемолиз, его виды. Механизм осмотического гемолиза и границы осмотической резистентности эритроцитов.

    13. СОЭ: величина, методика определения. Клиническое значение определения СОЭ.

    14. Лейкоциты: строение и функции различных видов лейкоцитов. Лейкоцитарная формула, ее клиническое значение. Количество лейкоцитов и методы их подсчета в периферической крови. Физиологический лейкоцитоз.

    15. Группы крови. Система АВО, система «резус-фактор», другие антигенные системы.

    16. Физиологические основы переливания крови. Правила переливания крови. Резус-конфликт матери и плода. Кровезамещающие растворы.

    17. Методики определения групп крови по системе АВО.

    18. Определение резус-фактора в крови человека


Практические работы

  1. Подсчет эритроцитов.

  2. Определение количества гемоглобина в крови.

  3. Вычисление цветового показателя крови.

  4. Гемолиз.

  5. Определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ) по Панченкову.

  6. Подсчет лейкоцитов.

  7. Определение группы крови.

  8. Определение резус-фактора в крови человека экспресс-методом с универсальной сывороткой.


Темы рефератов

1. Гисто-гематические барьеры.

2. Иммунитет и аллергия.

3. Антигенные системы крови.

4. Иммунная функция полости рта.

Ситуационные задачи

  1. Цветовой показатель равен 0,7. Означает ли это, что количество эритроцитов в крови выше нормы?

  2. Почему количество эритроцитов у мужчин выше, чем у женщин?

  3. Как изменится величина гематокрита при эритропении?

  4. У абитуриента при исследовании крови обнаружено повышенное содержание эритроцитов в крови. Все остальные показатели в норме. С чем это может быть связано?

  5. Что произойдет с эритроцитами в растворе, содержащем только белки с концентрацией, равной концентрации белков в плазме?

  6. Что произойдет с эритроцитами в дистиллированной воде?

  7. Почему при внутривенном введении используют 5% раствор глюкозы, концентрация глюкозы в котором превышает нормальное содержание этого вещества в крови?

  8. К врачу обратился пациент, возвратившийся из прогулки по лесу. На голени определяется ранка незначительных размеров, возможно укус змеи. Как определить наличие в крови гемолитических ядов?

  9. Назовите причину отеков тканей вследствие длительного голодания.

  10. Сколько граммов NaCl необходимо добавить в 1 л воды, чтобы получить физиологический раствор?

  11. Почему цвет артериальной крови отличается от венозной?

  12. В каком соотношении берется кровь и антикоагулянт при определении СОЭ по Панченкову? Как изменится СОЭ, если это соотношение нарушится?

  13. Пациент сдал кровь в 14 ч. 30 мин. Количество лейкоцитов составило 10*109/ л. С чем это может быть связано? Какие дополнительные исследования крови необходимо провести для того, чтобы отличить физиологический лейкоцитоз от патологического?

  14. Как изменится величина СОЭ, если увеличится содержание: а) альбуминов, б) фибриногена, в) глобулинов ?

  15. Какую кровь можно переливать пациенту, у которого кровь группы В (III), Rh отрицательный?

  16. При определении группы крови по системе АВО агглютинация произошла:

  1. с цоликлонами анти-А и анти-В.

  2. в универсальных сыворотках I, II, III групп.

Назовите группу крови.

  1. Почему пациенту с IV группой крови можно переливать до 500 мл крови I группы? Почему нельзя переливать кровь IV группы пациенту с кровью I группы?

  2. В двух стаканах (пробирках) находится по 10 мл гепаринизированной крови I и IV групп. Будет ли агглютинация при переливании крови I группы из пробирки в пробирку с кровью IV группы?

  3. В случае какого брака и почему возможно опасение за ребенка:

  1. Мать - Rh положительна, отец - Rh отрицателен.

  2. Мать - Rh отрицательна, отец - Rh положителен.


Основная литература

  1. Основы физиологии человека // Ред. Б.И.Ткаченко. т.1 .- Спб.: Международный фонд истории науки, 1994.

  2. Нормальная физиология человека//Ред. Б.И. Ткаченко – М.: Медицина, 2005.

  3. Нормальная физиология. //Ред. В.П.Дегтярев, С.М.Будылина - М.: Медицина, Учебная литература для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов - 2006

  4. Физиология человека. Compendium. Изд. 2-е. //Ред. Б.И.Ткаченко, В.Ф.Пятин.- Спб-Самара, 2002.

  5. Физиология человека. Compendium.// Ред. Б.И.Ткаченко –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.


Дополнительная литература



  1. Беркау Р., Биржа М., Боджикс Р., Флетчер Э. Современная медицинская энциклопедия. – СПб.: Норинт, 2004.

  2. Волынцева В.А., Куприянов В.С. Физиологические особенности органов полости рта.- Чебоксары, 1989.

  3. Козинец П.И., Погорелов В.М., Шмаров Д.А. Клетки крови - современные технологии их анализа.- М.: Триада-фарм, 2002.

  4. Руководство по гематологии //Ред. Воробьев А.И. - М. Ньюдиамед,.

  5. Нормальная физиология.//Ред. В.А.Полянцев.- М.:Медицина, 1989.

  6. Физиология и патология системы крови.// Ред. Ю.В. Наточин - Чита, 2001.

  7. Физиология человека. // Ред. В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько.- М.:Медицина, 2003.

  8. Физиология человека //Ред. Шмидт Р., Тевс Г. Т.2 - М.: Мир,2005


Тема: ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ

Теоретические вопросы

  1. Физиологические функции и строение мембран в клетках возбудимых тканей. Механизмы транспорта веществ через клеточную мембрану. Электро- и хемозависимые ионные каналы, ионные насосы. Ионоселективность возбудимых мембран. Ионные градиенты.

  2. Раздражимость, понятие о раздражении и раздражителях. Модальность, пороговая сила и адекватность раздражителя. Возбудимость, возбудимые ткани - определение понятий. Возбудимость как основное свойство нервной и мышечной ткани.

  3. Мембранный потенциал покоя. Роль мембранного потенциала в осуществлении физиологических функций. Условия и ионные механизмы формирования мембранного потенциала покоя. Величины мембранного потенциала покоя в различных тканях.

  4. Изменения мембранного потенциала при изменении состояния ионных каналов и проницаемости мембраны для ионов калия, натрия, кальция, хлора, при угнетении активности K+/Na+- АТФазы. Деполяризация и гиперполяризация.

  5. Физиологический электротон: механизмы его формирования и свойства.

  6. Потенциал действия нервной клетки и нервного волокна: условия возникновения, значение критического уровня деполяризации. Ионные механизмы и фазы развития потенциала действия. Свойства потенциала действия.

  7. Возбудимость в различные фазы потенциала действия, относительная и абсолютная рефрактерность.

  8. Зависимость возбудимости от величины мембранного потенциала и критического уровня деполяризации. Изменения возбудимости при действии постоянного тока, катодическая депрессия и анодическая экзальтация.

  9. *Гальванические явления, возникающие при наличии металлических включений в полости рта. Физические основы этих явлений. Влияние гальванизма на состояние органов полости рта и другие системы организма.

  10. *Применение законов раздражения возбудимых тканей в стоматологической практике. Лекарственный электрофорез и его использование в стоматологии

  11. Зависимость возникновения возбуждения от характеристик раздражителя (силы, времени действия и скорости нарастания). Порог раздражения и хронаксия как характеристики возбудимости. Аккомодация.

  12. *Определение возбудимости мышц и нервов в стоматологии. Применение постоянного тока для определения возбудимости пульпы зуба с диагностической целью (электроодонтдиагностика). Метод хронаксиметрии и его использование в стоматологии.

  13. Распространение возбуждения по возбудимым мембранам. Классификация нервных волокон. Механизм проведения возбуждения по безмиелиновым и миелинизированным нервным волокнам.

  14. Законы проведения возбуждения по нервам. Изолированность и двусторонность проведения. Значение анатомической и функциональной целостности нерва для проведения возбуждения. Влияние местных анестетиков.

  15. Особенности строения и проведения возбуждения в нервно-мышечном синапсе. Ионные механизмы действия ацетилхолина.

  16. Молекулярные механизмы сокращения скелетной мышцы. Сопряжение процессов возбуждения и сокращения мышц (электро-механическое сопряжение). Мембрано-миофибриллярная связь в скелетных мышцах. Роль АТФ и ионов кальция в мышечном сокращении и расслаблении. Теория "скользящих нитей".

  17. *Виды мышечного сокращения: одиночное и суммированное (зубчатый и гладкий тетанус).

  18. *Режимы мышечных сокращений: изометрический, изотонический, рабочий.

  19. *Электромиография скелетных мышц. Факторы, определяющие амплитуду и частоту электромиограмм.

  20. *Электромиограмма жевательных мышц Применение электромиографии в стоматологической клинике.

  21. Двигательные (нейромоторные) единицы скелетных мышц. Факторы, определяющие силу сокращения скелетных мышц.

  22. Физические свойства жевательных мышц. Сила и работа жевательной мускулатуры. Гнатодинамометрия. Пародонт, его выносливость к жевательному давлению.

  23. Гладкие мышцы: функции, строение, особенности иннервации, хемочувствительность, проведение возбуждения, автоматия. Особенности электромеханического сопряжения в гладких мышцах (роль внеклеточного кальция). Фармако-механическое сопряжение в гладких мышцах. Сократительная активность гладких мышц, пластичность и реакции на растяжение.

  24. Трофическое влияние нервов на мышцы, передаваемое через синапсы. Последствия денервации мышц.


Практические работы

  1. Приготовление нервно-мышечного препарата: седалищный нерв - икроножная мышца лягушки.

  2. Обнаружение тока повреждения (второй опыт Гальвани).

  3. Опыт "физиологический реоскоп".

  4. Наблюдение вторичного тетануса.

  5. Проводимость нерва и ее нарушения.

  6. Запись сокращений скелетной мышцы: зубчатый и гладкий тетанус, оптимум и пессимум частоты раздражения.

  7. Запись спонтанных сокращений гладкой мышцы.

  8. Электромиография человека.

Темы рефератов

    1. Изменения возбудимости нервов и скелетной мускулатуры при действии местных анестетиков и ионов кальция.

    2. Хронаксия и реобаза как показатели состояния возбудимых тканей. Хронаксиметрия, как метод диагностики нервно-мышечных заболеваний.

    3. Электрофизиологические методы диагностики в стоматологической практике.

Электроодонтометрия и ее значение.

    1. Применение метода электромиографии в стоматологии


Ситуационные задачи

  1. У больного паралич нижних конечностей. Как с помощью хронакси­метрии определить, что повреждено: периферические нервы или структуры головного мозга?

  2. Почему нарушаются функции возбудимых тканей при отравлении циа­нидами, которые угнетают процессы биологического окисления?

  3. В процессе хирургической манипуляции с целью местного обезболи­вания было применено воздействие постоянным током. Объясните меха­низм данного вида обезболивания.

  4. После процедуры электрофоретического введения лекарственных препаратов в область коленного сустава, при выключении постоянного тока, обеспечивающего электрофорез, больной испытал неприятные ощущения в месте нахождения электрода. Чем это было вызвано? Какой полюс источника постоянного тока контактировал с коленным суставом при электрофорезе? Каким образом можно было избежать эффектов, неприятных для пациента?

  5. При тяжелых формах рахита, сопровождающихся резкой гипокальциемией, у детей наибольшую угрозу жизни представляет развитие генерализованных судорог скелетных мышц. Объясните механизм возникновения судорог.

  6. У больного, отравившегося хлорофосом, наблюдались судороги скелетной мускулатуры, сменившиеся ее параличом. Объясните механизм развития описанных симптомов, зная, что хлорофос ингибирует ацетилхолинэстеразу.

  7. Курареподобные вещества, являющиеся блокаторами никотиновых холинорецепторов, используются в медицине в качестве миорелаксантов. Почему действие этих препаратов приводит к расслаблению скелетных мышц?

  8. Больной, жалующийся на двоение в глазах и нарушение акта глотания, появившиеся после употребления в пищу домашних мясных консервов, был срочно госпитализирован с диагнозом ботулизм. Известно, что токсин бактерий ботулизма угнетает высвобождение ацетилхолина в мионевральных синапсах. Какова причина развития описанных симптомов? Почему данному больному может понадобиться применение искусственной вентиляции легких?

  9. Больному, находящемуся в состоянии клинической смерти, врач "Скорой помощи" внутрисердечно ввел раствор хлористого кальция. Почему эта манипуляция может помочь восстановить работу сердца и увеличить силу сердечных сокращений?

  10. Больному, страдающему гипертонической болезнью, был рекомендован прием препарата, уменьшающего проницаемость клеточных мембран для ионов кальция. Почему подобные препараты снижают тонус сосудистой стенки?


Основная литература

  1. Основы физиологии человека // Ред. Б.И.Ткаченко. т.1 .- Спб.: Международный фонд истории науки, 1994.

  2. Нормальная физиология человека//Ред. Б.И.Ткаченко – М.: Медицина, 2005.

  3. Нормальная физиология. //Ред. В.П.Дегтярев, С. М. Будылина - М.: Медицина, Учебная литература для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов – 2006.

  4. Физиология человека. Compendium. Изд. 2-е. //Ред. Б.И.Ткаченко, В.Ф.Пятин.- Спб-Самара, 2002.

  5. Физиология человека. Compendium.// Ред. Б.И.Ткаченко –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

Дополнительная литература.

  1. Вислобоков А.И., Игнатов Ю.Д., Мельников К.Н. Фармакологическая модуляция ионных каналов мембраны нейрона. СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2006. 288 с.

  2. Гайтон А., Холл Д. Медицинская физиология .- М.: Логосфера, 2008. - 1296 с.

  3. Савченков Ю.И. Пац Ю.С. Стоматологическая физиология.- Изд-во Феникс, 2007 г.

  4. Физиология человека // Ред. Шмидт Р, Тевс Дж. - М., Мир, 3 издание, 2005 г.

  5. Фундаментальная и клиническая физиология // Ред. А.Г. Камкин, А. А Каменский // М., Академия, 2004.

  6. Фалер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. Руководство для врачей. М.: БИНОМ-Пресс. 2002 .

  7. Ходжкин А. Нервный импульс. М.: Мир, 1965.

  8. Шеперд Г. Нейробиология. Т. 1,2. М.: Мир, 1987.

  9. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект Пресс. 2000

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Планы практических занятий по нормальной физиологии для студентов стоматологического факультета учебно-методические указания Санкт-Петербург 2009 iconПланы практических занятий по нормальной физиологии для студентов...
Система крови. Кровь как внутренняя среда организма. Физиологические функции крови

Планы практических занятий по нормальной физиологии для студентов стоматологического факультета учебно-методические указания Санкт-Петербург 2009 iconМетодические указания к проведению практических занятий для студентов...
Методическая разработка содержит планы практических занятий, перечень вопросов для устного опроса студентов, а также практические...

Планы практических занятий по нормальной физиологии для студентов стоматологического факультета учебно-методические указания Санкт-Петербург 2009 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история удмуртской литературы...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов факультета журналистики Удгу очной и заочной форм обучения, содержит планы,...

Планы практических занятий по нормальной физиологии для студентов стоматологического факультета учебно-методические указания Санкт-Петербург 2009 iconМетодические указания по практике немецкого языка (как второго иностранного)...
Методические указания предназначены для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики ргу, романо-германского отделения,...

Планы практических занятий по нормальной физиологии для студентов стоматологического факультета учебно-методические указания Санкт-Петербург 2009 iconМетодические указания для выполнения практических занятий по дисциплине...
Семахин Е. А. История экономических учений. Методические указания для выполнения практических занятий. Н. Новгород: вгипу, 2010....

Планы практических занятий по нормальной физиологии для студентов стоматологического факультета учебно-методические указания Санкт-Петербург 2009 iconМетодические указания для студентов
Художественные тексты рекомендуется прочитывать до занятий (лекционных, практических, семинарских), посвященных данным литературным...

Планы практических занятий по нормальной физиологии для студентов стоматологического факультета учебно-методические указания Санкт-Петербург 2009 iconМетодические указания для студентов дневной и заочной формы обучения...
Методические указания содержат программу курса, список литературы и источников, планы семинарских занятий, примерную тематику дипломных...

Планы практических занятий по нормальной физиологии для студентов стоматологического факультета учебно-методические указания Санкт-Петербург 2009 iconЭкономический факультет кафедра «Менеджмент и маркетинг» методические...
Методические указания предназначены для студентов специальности «Бизнес и администрирование» экономического факультета

Планы практических занятий по нормальной физиологии для студентов стоматологического факультета учебно-методические указания Санкт-Петербург 2009 iconМетодические рекомендации Деловой английский язык Материал для подготовки...
Деловой английский язык (материал для практических занятий) для студентов 3 курса специальности эус (факультета дистанционного обучения)...

Планы практических занятий по нормальной физиологии для студентов стоматологического факультета учебно-методические указания Санкт-Петербург 2009 iconМетодические указания по проведению практических занятий по дисциплине...
Сироткин Ф. П. Расчет параметров режимов сварки: Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине «Технология...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница