Сочинение-описание животного




Скачать 75.56 Kb.
НазваниеСочинение-описание животного
Дата публикации23.12.2013
Размер75.56 Kb.
ТипСочинение
www.lit-yaz.ru > Биология > Сочинение
МАОУ Гимназия №6


СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО

Конспект открытого урока

развития речи в 5 классе

Учитель русского языка и литературы

Кичатова Светлана Викторовна

г.о.Красноармейск

2013 год

Цели урока:

-обучающая углубить и обобщить знания учащихся об описании

как типе речи; отрабатывать навыки построения текста

описательного характера в художественном стиле;

-развивающая - развивать умение использовать в тексте

художественно-изобразительные средства языка для описания

животных; развитие наблюдательности и культуры речи учащихся;

-воспитательная – формирование коммуникативных качеств;

воспитание любви к братьям нашим меньшим.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,

печатный раздаточный материал.
Ход урока.
I.Речевая разминка (Текст стихотворения читается учителем и

одновременно проецируется на экран).

Слайд 1.
Сквозь летние сумерки парка

По краю искусственных вод

Красавица, дева, дикарка –

Высокая лебедь плывёт.

Плывёт белоснежное диво,

Животное, полное грёз,

Колебля на поле залива

Лиловые тени берёз.

Головка её шелковиста

И мантия снега белей,

И дивные два аметиста

Мерцают в глазницах у ней.

И светлое льётся сиянье

Над белым изгибом спины,

И вся она, как изваянье

Приподнятой к небу волны.

(Н.Заболоцкий)

- Прочитайте стихотворение про себя.

- Какие слова вам показались непонятными?

(^ Мантия, аметист, грёзы, изваянье).

(На доску проецируются слова с указанием их лексического значения).

Слайд 2.

мантия – широкая и длинная одежда в виде плаща;

аметист – драгоценный камень фиолетового или голубовато-

фиолетового цвета;

грёза – светлая мечта, а также призрачное видение, сновидение;

изваяние – скульптурное изображение.

-Какую птицу описывает автор? (Лебедя).

-Видели ли вы когда-нибудь эту птицу? Какой она вам запомнилась?

-Эта птица любима народом. В художественных произведениях, в народной поэзии часто появляется образ белой лебеди. Докажите это.

-Какой вы представляете себе эту птицу, прочитав стихотворение Н.Заболоцкого? (Птица гордая, красивая, величавая, независимая).

-Автор хотел показать, что это загадочная, гордая птица и в то же время царственно красивая. Подтвердите это строчками из стихотворения.

(«Плывёт белоснежное диво, животное, полное грёз»).

-С какой интонацией необходимо читать стихотворение?

(Торжественно, немного загадочно).

-Прочтите это стихотворение выразительно.

(Несколько учащихся читают выразительно стихотворение, остальные оценивают, насколько передаётся читающими замысел автора).

-Прочитав стихотворение, мы увидели, что автор с нежностью относится к этой птице, любуется ею.

-Какой тип речи использует автор в своём стихотворении? Докажите.

(Использует описание, так как всё, что изобразил автор, мы можем увидеть на одной картине или фотографии).

-Наша задача: используя тип речи – описание подготовиться к заочной выставке «Моё любимое животное».

У каждого из вас есть животное, которое нравится вам больше других. Может быть, вы дружите с ним, наблюдаете за ним, а может быть, увидев однажды, вы запомнили его навсегда.

Чтобы организовать эту выставку, вам необходимо представить своё животное, описав его внешний вид, поведение, повадки, то есть написать сочинение-описание животного.
В тетрадях записываются число,

тип работы – сочинение –описание,

тема сочинения – «Моё любимое животное».

II.Работа по теме.

1. – Прежде чем самостоятельно начать работу над описанием животного, мы должны выполнить ряд заданий.

– Перед вами текст. Определите его тему, основную мысль и отношение автора к птицам.
Я люблю воробьёв, этих дерзких, смелых и умных разбойников, благополучно живущих даже в шумных, многолюдных городах. Люблю их весеннее бодрое чириканье. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье! Я часто любуюсь весёлыми воробьями, смотрю, как бочком-бочком скачут они по бульварным дорожкам, клюют крошки хлеба, которые я вынимаю из кармана.

Воробьи не обладают изяществом и красотой, звонко петь не умеют, но всё же милы мне эти весёлые, маленькие, дерзкие разбойники.

(По И.Соколову-Микитову).
(Тема текста – рассказ о воробьях. Основная мысль – автор любит этих птиц, несмотря на то, что они не обладают изяществом и красотой. Автор называет их смелыми, умными, дерзкими, весёлыми, бодрыми, задорными. Всё это доказывает, что писатель их любит).


3.Своё сочинение нужно написать в художественном стиле,

используя тип речи – описание), так как это позволит образно,

наглядно представить определённый предмет.
3. – Чтобы точно описать животное, необходимо быть очень наблюдательным, научиться видеть признаки предметов, выделять главные среди них, самые важные.

– Прослушайте текст и скажите, на какую деталь в описании обращает внимание писательница В.Дмитриева.

Жучка и вправду была неказиста на вид. Вместо шерсти у неё висели какие-то серые лохмотья, в косматых ушах и облезлом хвосте засели репьи, морда вся заросла, и только глаза были у неё хороши. Большие, прозрачные, жёлтые, как янтарь, они глядели так умно и внимательно, что казалось –

вот-вот Жучка заговорит человеческим голосом.

(В.Дмитриева «Малыш и Жучка»).
(Писательница выделяет глаза Жучки, умные, внимательные).
В своём сочинении вы должны также отметить какие-то признаки, которые отличали бы ваше животное от остальных.
4. Эпитеты, метафоры, сравнения – это изобразительно-художественные средства языка, которые помогут вам сделать описание образным, эмоциональным.
– Перед вами отрывок из рассказа А.Куприна «Ю-Ю».

Какие художественно-изобразительные средства использует писатель, чтобы показать красивую, гордую кошку?
Выросла всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая с огненными пятнами.

На груди пышная белая манишка. Усы в четверть аршина. Шерсть длинная и вся лоснится. Задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш.
(Автор использует эпитет –«с огненными пятнами», метафоры – «на груди пышная белая манишка», «задние лапки в широких штанишках», сравнение – «хвост как ламповый ёрш»).
5. – Давайте ещё раз вернёмся к стихотворению Н.Заболоцкого.

Какие изобразительные средства использует в нём автор?

(Эпитеты, сравнения, метафору).

– Как поэт избегает повтора слова лебедь?

(В стихотворении автор эту птицу называет красавица, дева, дикарка, белоснежное диво, животное, полное грёз).
6. Практическая работа.

На экран проецируются изображения животных (Слайды № 3, 4, 5, 6)

-слон;

-жираф;

-олень;

- котёнок.

Учащимся предлагается самостоятельно составить рассказ-описание.

Работает один ученик, а все остальные дополняют.
7. Подведение итогов урока, составление плана работы дома.
Слайд №7.

Чтобы начать работу, вам необходимо:

– определить тему сочинения (какое животное описывать);

– определить основную мысль (убедить в том, что это животное

действительно интересно и вы его любите);

– выбрать стиль и тип речи;

– собрать рабочие материалы;

– используя изобразительные средства языка, описать животное;

– отредактировать написанное.

III.Задание на дом.

Написать сочинение-описание «Моё любимое животное».

Приложение

(печатный раздаточный материал)


Сквозь летние сумерки парка

По краю искусственных вод

Красавица, дева, дикарка –

Высокая лебедь плывёт.

Плывёт белоснежное диво,

Животное, полное грёз,

Колебля на поле залива

Лиловые тени берёз.

Головка её шелковиста

И мантия снега белей,

И дивные два аметиста

Мерцают в глазницах у ней.

И светлое льётся сиянье

Над белым изгибом спины,

И вся она, как изваянье

Приподнятой к небу волны.

(Н.Заболоцкий)

Я люблю воробьёв, этих дерзких, смелых и умных разбойников, благополучно живущих даже в шумных, многолюдных городах. Люблю их весеннее бодрое чириканье. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье! Я часто любуюсь весёлыми воробьями, смотрю, как бочком-бочком скачут они по бульварным дорожкам, клюют крошки хлеба, которые я вынимаю из кармана.

Воробьи не обладают изяществом и красотой, звонко петь не умеют, но всё же милы мне эти весёлые, маленькие, дерзкие разбойники.

(По И.Соколову-Микитову).

Жучка и вправду была неказиста на вид. Вместо шерсти у неё висели какие-то серые лохмотья, в косматых ушах и облезлом хвосте засели репьи, морда вся заросла, и только глаза были у неё хороши. Большие, прозрачные, жёлтые, как янтарь, они глядели так умно и внимательно, что казалось –

вот-вот Жучка заговорит человеческим голосом.

(В.Дмитриева «Малыш и Жучка»).

Выросла всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая с огненными пятнами.

На груди пышная белая манишка. Усы в четверть аршина. Шерсть длинная и вся лоснится. Задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш.

(А.Куприн «Ю-Ю»).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сочинение-описание животного iconСочинение описание животного. Игнатьева Наталья Борисовна учитель...
Научить описывать животных, показать особенности сочинения-описания с элементами повествования

Сочинение-описание животного iconУрок в 4 «А» классе. Учитель Бабанова Л. Н. Тема: Сочинение описание...
Тема: Сочинение описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Цель: Учить описывать картину

Сочинение-описание животного iconУроке русского языка мы писали сочинение -описание на тему: «Прощание с нарядом»
Вот и пришла осень. Мы снова вернулись в школу. Начались школьные занятия. На уроке русского языка мы писали сочинение –описание...

Сочинение-описание животного iconСочинение описание по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»
Тема урока: «Сочинение – описание по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Сочинение-описание животного iconСочинение-описание по картине И. И. Шишкина «Дубовая роща» тема II
Ходякова Л. А. Сочинение по картине в 6-м кл.: метод пособие / Л. А. Ходякова, Е. В. Кабанова; под ред проф. Л. А. Ходяковой. — М.:...

Сочинение-описание животного iconТема: Сочинение-описание по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». (5 класс) Цели
Тема: Сочинение-описание по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». (5 класс)

Сочинение-описание животного iconПраздник, посвящённый дню матери
Педагог вместе с детьми до праздника готовит сочинение «Моя мама». Это сочинение-описание внешности, черт характера, занятости мам...

Сочинение-описание животного iconТематическое планирование уроков в 7 классе
Развитие речи. Описание природы. Рассуждение. Стили. Описание внешности. Описание действия

Сочинение-описание животного iconТема: Сочинение-описание «Дыхание весны» Цели
Оборудование: иллюстрации о весне, аудиозапись пьесы П. И. Чайковского “Времена года. Апрель”, рисунки

Сочинение-описание животного iconОбучение сочинению-описанию по картине
Тема урока: Сочинение- описание по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница