Урок-семинар по теме «гигиена кожи»




Скачать 210.35 Kb.
НазваниеУрок-семинар по теме «гигиена кожи»
Дата публикации11.07.2013
Размер210.35 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Биология > Урок
Урок-семинар по теме

«ГИГИЕНА КОЖИ»
Методическая задача: место полового воспитания в рамках обобщающего урока-семинара.

Задачи урока:

Обучающие:

  • углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи;

  • Научить работе с дополнительной литературой и другими образовательными ресурсами, составлению выступлений по определённой тематике;

  • Научить вести научную дискуссию адекватно подростковому возрасту.

Развивающие:

  • Развивать навыки реферирования;

  • Развивать творческие способности при составлении рассказов от имени кожи;

  • Развивать формы групповой работы;

Воспитывающие:

  • Воспитание внимательного отношения к устной речи;

  • Воспитание культуры выступления перед аудиторией;

  • Половое воспитание;

  • Экологическое воспитание;

  • Гигиеническое воспитание;

  • Воспитание умственного труда.

Форма урока: урок-семинар с игровыми моментами и элементами соревновательности.

Методы: рассказ, беседа, выступление с докладом, репродуктивные, поисковые, творческие.

Уровни: анализ, синтез, умение делать выводы, подводить итоги.

Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация по теме, доклады учащихся, таблиц «Кожа», «Гигиена кожи», цветовые сигналы групп, раздаточный материал (карточки для групповой и индивидуальной работы, кроссворд, домашнее задание).

^ Подготовительная работа: разбить предварительно класс на 3 команды (по 5-7 человек), предложить темы выступлений о венерических заболеваниях, проявляющихся на коже, темы рассказов от имени кожи, подготовить цветовые сигналы для каждой группы («семафоры» красного, синего и жёлтого цвета).

^ ПЛАН СЕМИНАРА


  1. Вступительное слово учителя.

  2. Проблемная ситуация.

  3. Решение проблемной ситуации.

  4. Разминка по типу «Счастливый случай»

  5. Групповое решение ситуативных задач.

  6. Работа по индивидуальным карточкам.

  7. Музыкальная физкультурная пауза.

  8. Рассказ учителя о рефлексогенных зонах поверхности кожи человека.

  9. Проблемы венерических заболеваний.

  10. Разгадывание кроссворда.

  11. Выводы по уроку.

  12. Домашнее задание.

  13. Рефлексия.

  14. Оценивание.


^ ХОД ЗАНЯТИЯ.


    1. Вступительное слово учителя. Оглашение плана семинара и его формы, знакомство с командами, со счётной комиссией (из числа старшеклассников или приглашённых учителей), цветовые сигналы групп (красного, синего или желтого).

    2. Проблемная ситуация: «В 1646 году ради забавы знатных гостей миланского герцога Моно было выкрашено золотой краской тело маленького шестилетнего мальчика. Он возглавил праздничное шествие, олицетворяя собой золотой век и роскошь герцогского замка. После праздника о нём забыли. А утром мальчик внезапно умер…» (Слайд 1)

    3. Решение проблемной ситуации (Почему умер мальчик?) – выяснение вопроса: Каковы функции кожи? (Краткие фронтальные пояснения каждой команды).

    4. Разминка по типу игры «Счастливый случай». По 10 вопросов каждой команде на время по 1 минуте (Приложение 1).

    5. Групповое решение ситуативных задач с обсуждением в группе в течение 5 минут (Приложение 2). Ответы объявляются вслух. Каждый правильный ответ оценивается в 10 баллов. За досрочный ответ добавляется 1 балл. (Слайд 2)

    6. Работа по индивидуальным карточкам в течение 1 минуты (Приложение 3). Карточки собираются и сдаются в счётную комиссию. Каждый правильный ответ оценивается в 1балл. (Слайд 3)

    7. Музыкальная физкультурная пауза (выполнение физических упражнений под музыку в течение 1 минуты). (Слайд 4)

    8. Фрагмент стихотворения Яшина: «Ступи, мой товарищ, попробуй

И ты в холодок росы,

Сорви надоевшую обувь,

Пройдись по земле босым!» (Слайд 5)

Рассказ учителя о рефлексогенных зонах поверхности кожи человека. Концентрация их на стопе и ухе. (Слайды 6,7)

Приёмы точечного массажа су-джок (Слайд 8)

Эрогенные зоны.

IX. Проблема венерических заболеваний. Рассказ учителя:

« В течение многих лет люди ведут борьбу с венерическими заболеваниями, однако успехи их очень скромные. Согласно оценке экспертов ВОЗ количество больных гонореей на земном шаре увеличивается, хотя эта болезнь излечивается сравнительно легко. На каждые 4 случая гонореи приходится 1 случай сифилиса. Эта болезнь лечится значительно труднее. В последние годы стремительно растёт число больных СПИДом, лечение которого до сих пор не разработано.

Причина малой эффективности борьбы с этими болезнями в том, что венерические болезни – это болезни поведения. Они связаны почти исключительно со случайными и кратковременными половыми связями. Известно так же, что жёны и мужья больных СПИДом не заражаются им от больных супругов. Поэтому многие люди считают, что СПИД послан им в наказание за половую распущенность. Только жаль, что заболевают им иногда совсем невинные люди и даже дети.

В качестве поведенческих заболеваний венерические болезни в большинстве случаев встречаются в возрасте, когда человек ещё не обладает достаточно развитыми механизмами внутреннего торможения. И хотя потребность в половом контакте у него ещё не сильна, зато выражена большой настойчивостью, и он ещё не научился регулировать её. До 70% случаев заражения венерическими заболеваниями происходит в состоянии алкогольного опьянения.

Официальная медицина определяет выявляет только десятую часть всех вензаболеваний. К сожалению, больные пытаются скрыть этот факт от родных и медиков. Раннее обращение за медицинской помощью, добросовестное лечение, осведомлённость о течении болезней и путях их распространении – важное значение в их профилактике.

Нам следует знать, как же выражены эти заболевания, как они проявляются на коже».

(Сообщения учащихся о проявлениях на коже и проблемах здоровья в

случаях заболевания гонореей и сифилисом). (Слайды 9,10) (Приложение 4)

X. Разгадывание кроссворда (Слайды 11-12). Ответы команды дают по очереди с переходом хода в случае неверного ответа. (Приложение 5)

XI. Выводы по уроку. Выводы формулирует каждая группа исходя из заданий:

Задание первой группе: На основании знаний. полученных в течение изучения темы «Кожа» и в ходе семинара, сделать вывод, какие требования может предъявить своему хозяину эпидермис его кожи.

Задание второй группе: На основании знаний. полученных в течение изучения темы «Кожа» и в ходе семинара, сделать вывод, какие требования может предъявить своему хозяину слой дермы его кожи.

Задание третьей группе: На основании знаний. полученных в течение изучения темы «Кожа» и в ходе семинара, сделать вывод, какие требования может предъявить своему хозяину слой подкожной жировой клетчатки его кожи. (Слайд 13).

XII. Домашнее задание (Приложение 6): Прочесть внимательно «рассказ наоборот». Найти не менее 20 ошибок, составить правильный ответ. Составить ребус по пословицам о коже и теле человека.

XIII. Рефлексия: Понравился ли урок? Какая часть урока понравилась больше? Были ли полезны полученные за время урока знания? Будут ли они использованы вами в дальнейшем?

XIV. Объявление результатов соревнования команд. Награждение команды – победительницы. Оценивание отдельных учеников из других команд (обычно почти всех хорошими оценками).

Литература:


  1. Кон И.С. Введение в сексологию. – 3-е изд., доп. – М.: Медицина, 2000.

  2. Курило Н.Ф. О генеративном здоровье подростков. Ж-л Биология в школе № 2. М.: Школа-Пресс, 1998.

  3. Миррахимов М.М., Брудный А.А., Мейманалиев Т.С. Об этике здоровья. Бишкек: Кыргызстан, 1999.

  4. Огарёва Н.А. Школьникам о СПИДе. Ж-л: Биология в школе, №1. М.: Педагогика, 1988.

  5. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. М.: Просвещение, 1988.

  6. Чемоданов В.И. Половое воспитание. Трудные вопросы. Ж-л Биология в школе № 1. М.: Педагогика 1990.

  7. Чемоданов В.И. Половое воспитание: состояние и задачи. Ж-л Биология в школе, № 3. М.: Педагогика 1989.



Приложение 1

Вопросы командам (время 1 минута)


  1. Наружный покров тела (кожа)

  2. Что придаёт волосу эластичность? (выделение сальной железы, жир)

  3. Склад питательных веществ и энергии (жировая ткань)

  4. Самый глубокий слой кожи (клетчатка)

  5. Витамин, образуемый в эпидермисе (витамин Д)

  6. Защитный пигмент кожи (меланин)

  7. От чего он защищает? (от ультрафиолетовых лучей)

  8. Площадь кожи человека (около 2 м2)

  9. Избыток солей и воды удаляется через (потовые железы)

  10. Почему волос встаёт на коже дыбом? (из-за мышц, поднимающих его)




  1. Вещество, предохраняющее волос от ломкости (жир сальной железы)

  2. Что предохраняет кожу от ударов (жир)

  3. Делящийся слой клеток (эпидермис)

  4. Число слоёв кожи (3)

  5. Чем является волос на большей части тела человека? (рудиментом)

  6. Чем пронизана дерма? (кровеносными сосудами)

  7. Наружный слой кожи (эпидермис)

  8. Слой плотной соединительной ткани (дерма)

  9. Что заставляет мышцы кожи сокращаться? (нервные волокна)

  10. В чём находится волос? (в волосяной сумке)




  1. Процесс поддержания постоянной температуры тела в организме (терморегуляция)

  2. Что удаляется через кожу? (пот, избыток тепла)

  3. Пот – это… (вода с растворенными солями и кислотами)

  4. Газы, удаляемые через кожу – (СО2, H2S, NH3)

  5. Число потовых желёз кожи – (около 2 млн.)

  6. Постоянная температура тела человека (36,60С)

  7. Слущивающийся слой эпидермиса (роговой)

  8. Ноготь – это … (роговой вырост эпидермиса)

  9. Что происходит при дрожании кожи? (согревание)

  10. Нервные окончания кожи (рецепторы)

Приложение 2
Ситуативные задания для группового обсуждения.
Задание для 1 группы:
Если поместить человека в бассейн, температура воды которого достигает 50-600С, то произойдёт перегревание организма вплоть до ожогов кожи.

Почему же при температуре воздуха 50-600С человек не получает ожогов?
Задание для 2 группы:
В большинстве стран в жару люди пьют прохладительные напитки, а в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня.

Как объяснить эту традицию?
Задание для 3 группы:
Для нормальной жизнедеятельности человеку необходима постоянная температура тела, которая сохраняется в пределах 36,60С несмотря на колебания температуры окружающей среды.

За счёт каких процессов это достигается?


Приложение 3
Индивидуальное задание.
Отметить любым значком правильные суждения о влиянии внешних условий на теплоотдачу организма человека через кожу.



№ п/п

Внешние условия среды

Препятствует

отдаче тепла

Способствует

отдаче тепла

1

Воздух сухой, его температура ниже температуры тела.







2

Воздух влажный, его температура низкая.







3

Воздух сухой, его температура выше температуры тела.







4

Воздух влажный, его температура высокая.








Приложение 4
Рассказ ученика о гонорее от имени кожи:
Я – Кожа, наружный покров тела. Моя площадь составляет около 2 м2. И на всей этой площади могут появиться признаки различных заболеваний моего родного организма.

Сегодня я вам расскажу о венерических болезнях. Венерические болезни были известны ещё в глубокой древности. Первые упоминания о них встречаются около 2500 лет до н.э. В средние века они получили очень большое распространение из-за свободы нравов.

Но я отвлекусь от истории и расскажу подробнее о гонорее.

Гонорея (триппер) – венерическое заболевание, вызываемое микробом гонококком. Чаще всего гонорея является результатом случайных половых связей. Заражение происходит половым путём, поэтому чаще гонококком поражаются половые органы и мочеиспускательный канал. Попадая на слизистую оболочку этих органов, он вызывает местное воспаление. Возможна и неполовая передача гонококка через предметы домашнего обихода.

Первые признаки заболевания появляются обычно через 3-5 дней после заражения. На коже половых органов появляются эрозии и изъязвления, обусловленные гонококками. Они немногочисленны, почти безболезненны. При расположении их на коже бедра могут покрываться корками, напоминая плотное образование (шанкр). Элементы сыпи имеют размеры от 1-2 мм до 2 см в диаметре и могут одновременно находиться в равных стадиях развития. Вначале появляются очень мелкие геморрагические пятна, которые быстро исчезают или же проходят через пузырьковую стадию развития. Пузыри с геморрагическим содержимым могут достигать 2-3 см в диаметре, но чаще возникает пузырьковая ямка с запавшим грязно-серым центром отмирающей ткани, окруженная фиолетовым венчиком подкожного кровоизлияния. Сыпь держится недолго - 4-5 дней. После ее разрешения на коже остается нестойкая пигментация.

При гонорее не возникает иммунитета. Нелечённая гонорея постепенно распространяется на соседние органы, принимает затяжное течение и в конце концов переходит в хроническую форму и поражает отдельные органы: мочеполовые органы, прямую кишку, глотку, сердце, суставы, глаза и др. У женщин может привести к бесплодию.
Рассказ ученика о сифилисе от имени кожи:
Я – Кожа, очень необходимая часть человеческого организма. Я могу пострадать от многих причин, но есть заболевание, которое проявляется на моей поверхности не от ожогов или обморожений, не от нанесения вредных веществ, и это не аллергия от продуктов или окружающей среды. Я пострадала от беспорядочных половых связей своего хозяина. У моего хозяина - сифилис.

Первые признаки заболевания наступили через 3-4 недели с момента заражения. На месте внедрения возбудителя сифилиса образовалась язвочка, круглая, красная, безболезненная, с достаточно плотным на ощупь основанием. Это жесткий шанкр. Через какое-то время язвочка исчезла без всякого лечения, хозин и забыл обо всём, а заболевание перешло в скрытую форму. Через два - три месяца на мне появились землисто-розовые высыпания, слегка воздвигающиеся над поверхностью; сильно увеличились лимфаузлы, начали лысеть волосы на голове, ресницы, брови. На шее появились белоснежные пятна.

В паховых складках появились «пакеты» плотных, увеличенных, безболезненных бугристых припухлостей – пораженные лимфатические узлы (чаще при первичном сифилисе, при вторичном сифилисе возможно появление розоватой сыпи на коже спины, груди и живота).

Я сигнализирую своему хозяину о том, что он болен серьёзным венерическим заболеванием, которое перешло в глубокую хроническую форму, и очень скоро поразит не только меня, но и многие органы.

Проникнув в организм человека, бледная трепонема, прежде всего, поражает центральную нервную систему. В первую очередь страдают сосуды и оболочка головного мозга, что может стать причиной развития у больного эпилептических припадков и серьезные нарушения речи, страдают органы зрения и слуха в виде тугоухости, аномалии зрачков, атрофии зрительного нерва. Поражению подвергается и весь опорно-двигательный аппарат. Отмечается отечность суставов, поражение кожи, ограничение движений как верхних, так и нижних конечностей.

Сифилис не обходит стороной и сердечно-сосудистую систему, давая о себе знать в виде одышки, низкого артериального давления, шума в области сердца, нарушения работы клапанов аорты, стенокардии, нарушения кровообращения, а также общей слабости. Наверняка Вы понимаете, что нарушение кровообращения, вне всякого сомнения, станет причиной развития инфаркта миокарда.

Длительное отсутствие лечения сифилиса приводит к развитию острой желтой атрофии печени. Кожа, конъюнктивы, а также слизистые оболочки становятся желтыми, размеры печени значительно уменьшаются, появляются судороги, печеночные колики, и даже галлюцинации. Печень в данном случае удается спасти только в очень редких случаях. Чаще всего все заканчивается печеночной комой, и, следовательно, смертью больного.

Моему хозяину нужно срочно обратиться к врачу дермато-венерологу!
Приложение 5
^ КРОССВОРД «КОЖА»





1.













7.


























































2.



8.
















































































































3.





















































































9.

























4.



































































10.























































5.









































































6.





















































































































































По горизонтали:

  1. Этим эпителием образован эпидермис.

  2. Он встаёт «дыбом»?

  3. Железа кожи, выполняющая функцию выделения.

  4. Чувствительные нервные окончания.

  5. Слой кожи, где расположены рецепторы.

  6. Рецепторы кожи не реагируют на это воздействие.


По вертикали:

  1. Железа кожи, выполняющая защитную функцию.

  2. Из неё произрастает волос.

  3. Слой кожи, в котором расположен пигмент меланин.

  4. При раздражении этих рецепторов кожи происходит расширение кровеносных сосудов.



^ ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД «КОЖА»





1. М

Н

О

Г

О

7. С

Л

О

Й

Н

Ы

Й



















А



















2. В

О

8. Л

О

С




Л

























У










Ь

























К










Н






















3. П

О

Т

О

В

А

Я






















В










Я

























И




9. Э

























4. Р

Е

Ц

Е

П

Т

О

Р

Ы



















А




И
















10. Т



















Д
















Е
















5. Д

Е

Р

М

А







П



















Р
















Л













6. Х

И

М

И

Ч

Е

С

К

О

Е
















И
















В



















С
















Ы





































Е








Приложение 6
Домашнее задание

Рассказ наоборот.
Кожа – это внутренний покров тела, площадь которого около двух килограммов и количеством в 2 слоя. Она вмещает в себя кровеносные и лимфатические сосуды, корни волос, солёные и потовые железы. Глубже расположен запас воды, питательных солей, которые постоянно делятся. За счёт этого кожа регенерирует.

Под кожей находятся многочисленные рецепторы, которые чувствуют боль, вкус, холод, запах.

За счёт кожи температура окружающей среды сохраняется в пределах 36,60С. В коже вырабатывается белый пигмент, который предотвращает развитие рахита, и витамин D, который предотвращает тепловой удар.

Чтобы организм меньше болел, нужно его закаливать по 8-16 часов в сутки, обливаясь холодной водой. Загорать лучше с 11 часов дня до 16 часов.

Потеря зимой кожной чувствительности может привести к ожогам. При оказании первой помощи надо накинуть на человека одело, повалять его по полу, напоить растительным маслом, наложить теплоизолирующую повязку.

Самым полезным является употребление спиртных напитков. Они позволяют сохранить кожу здоровой и в мороз, и в жару.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-семинар по теме «гигиена кожи» iconКонспект занятия по валеологии подготовительная группа воспитатель
Изучить общие функции кожи; расширить представления детей о защитных свойствах кожи; Уточнить и закрепить некоторые навыки ухода...

Урок-семинар по теме «гигиена кожи» iconУрок-семинар по русскому языку в 10 классе (профильная группа) по...

Урок-семинар по теме «гигиена кожи» iconПрактический семинар по теме «Организация индивидуально-групповой работы на уроке»
Моу сош №9 им. А. С. Пушкина города Волжска прошел республиканский научно-практический семинар по теме «Организация индивидуально-групповой...

Урок-семинар по теме «гигиена кожи» iconМетодические разработки по теме "Строение кожи"
Раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы

Урок-семинар по теме «гигиена кожи» iconГигиена полости рта!
Гигиена полости рта имеет огромное значение в профилактике стоматологических заболеваний у детей. Профилактические мероприятия проводятся...

Урок-семинар по теме «гигиена кожи» iconУрок по теме
Урок мировой художественной культуры в 9-м классе по теме " Времена года в произведениях русских поэтов, музыкантов, художников"

Урок-семинар по теме «гигиена кожи» iconУрок-беседа с применением презентации по теме «Как построена книга»
Урок-презентация по теме «Выбор книги в библиотеке» + игра «Что вы знаете о книге?»

Урок-семинар по теме «гигиена кожи» iconЗанятие по теме «Уход за телом»
Цель: обосновать необходимость ухода за своим телом, раскрыть понятие «личная гигиена», познакомить учащихся с основными правилами...

Урок-семинар по теме «гигиена кожи» iconСеминар Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики
Семинар Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования

Урок-семинар по теме «гигиена кожи» iconУрок русского языка по теме: "Разделительный Ь"
Тип урока: повторительно-обобщающий, урок закрепления знаний и умений по теме: Разделительный мягкий знак



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница