Периоды детства




Скачать 191.94 Kb.
НазваниеПериоды детства
Дата публикации07.07.2013
Размер191.94 Kb.
ТипМетодические указания
www.lit-yaz.ru > Биология > Методические указания
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А. А. БОГОМОЛЬЦА

«Утверждено»

на методическом совете

кафедры педиатрии № 2 с курсом

медицинской генетики и неонатологии
Заведующий кафедрой

д.м.н., профессор А.П. Волосовец

_________________________________

«____» ___________________ в 200 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Учебная дисциплина

Пропедевтика педиатрии

Модуль №

1

Тематический модуль №

1

Тема занятия

Периоды детства

Курс

3

Факультет

Медицинский


Киев 2007


^ 1. Актуальность темы.
В различные годы жизни, месяцы и дни организм ребёнка имеет свои анатомо-физиологические, функциональные и психологические отличия. Такие возрастные особенности детей требуют создания для них, дифференцированных а зависимости от возраста, условий окружающей среды, питания, воспитания, профилактики и лечения заболеваний.

Поэтому в практической деятельности врача необходим индивидуальный подход, как к здоровым, так и к больным детям с учётом их возрастных морфологических и физиологических особенностей. Для использования такого дифференцированного подхода целесообразно разделить детство на отдельные периоды, определённым образом принципиально различные.
^ 2. Конкретные цели:

  • Знать названия и продолжительность периодов внутриутробного и внеутробного развития ребёнка.

  • Знать основные анатомо-физиологические особенности детей в разные возрастные периоды.

  • Знать особенности патологических состояний в разные возрастные периоды.

  • Знать спектр основных заболеваний в разные периоды развития ребёнка.

  • Знать наиболее вероятные исходы влияний терратогенных факторов на плод в различные его периоды внутриутробного развития.


^ 3. Базовый уровень подготовки.


Названия предыдущих дисциплин

Полученные навыки

Нормальная анатомия

Описывать строение органов и систем детского организма присущие разным возрастным группам.

Нормальная

физиология

Знать особенности функционирования органов и систем детского организма в различные возрастные периоды.

Гистология

Знать фазы внутриутробного развития.


  1. ^ Задания для самостоятельной работы во время подготовки к занятию




    1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:




Термин

Определение

Органогенез

Образование внутренних органов плода.

Эмбриопатия

Наиболее грубые пороки анатомического развития плода.

Фетопатия

Негрубые аномалии развития, возникшие в ранний фетальный период.

Тератогенный фактор

Неблагоприятные факторы, влияющие на плод во время беременности.


    1. Теоретические вопросы к занятию:

  1. Продолжительность внутриутробного (гестационного) этапа и на какие фазы развития он делится.

  2. Понятие о критических периодах развития ребёнка.

  3. Характеристика фазы эмбрионального развития. Возможные исходы патологического влияния тератогенных экзо – и эндогенных факторов в этот период.

  4. Характеристика фазы плацентарного развития (раннего и позднего фетального периодов). Возможные исходы патологического влияния тератогенных экзо – и эндогенных факторов в данный период.

  5. Периоды внеутробного этапа развития.

  6. Основные физиологические особенности неонатального периода.

  7. Основные патологические состояния, характерные для неонатального периода.

  8. Основные физиологические особенности грудного периода.

  9. Основные патологические состояния, характерные для грудного возраста.

  10. Основные физиологические особенности периода раннего детства (преддошкольного). Основные патологические состояния, характерные для данного возраста.

  11. Основные физиологические особенности дошкольного периода. Основные патологические состояния, характерные для данного возраста.

  12. Основные физиологические особенности младшего и старшего школьного периодов. Основные патологические состояния, характерные для данного возраста.
^

5. Содержание темы



КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
А. Подготовительный этап

1) период формирования наследственности

2) формирование соматического и репродуктивного здоровья родителей

3) предконцепционный период – профилактика нарушений гаметогенеза
^ Б. Внутриутробный этап (270 - 280 суток)

1) герминальный, или зародышевый период (1 неделя с момента зачатия) и период приживления (40 часов)

2) фаза эмбрионального развития:

а) собственно эмбриональный период (5-6 недель)

б) неофетальный, или эмбриофетальный (2 недели – время формирования плаценты)

3) фаза плацентарного развития:

а) ранний фетальный период (9 – 28 недель)

б) поздний фетальный период или антенатальный (от 28 недель до рождения)

^ В. Интранатальный период (период родов)

Г. Внеутробный этап

1) период новорожденности (0 - 28 дней):

а) ранний неонатальный (0 - 6 суток)

б) поздний неонатальный (7 - 28 суток)

2) период грудного возраста (от 29 суток до 12 месяцев)

3) период молочных зубов (1 – 7 лет):

а) преддошкольный период (младшего детства) (1 - 3 года)

б) дошкольный период (от 3 до 6 - 7 лет)

4) младший школьный возраст (от 6 -7 до 11 лет)

5) период полового созревания, или старший школьный возраст (от 11 - 12 до 17 – 18 лет)
^ Критические периоды:

- время когда ребенок либо очень быстро растет, либо быстро созревают его функциональные системы и он очень чувствителен к воздействию внешних факторов;

  • переход от одного вида обмена к другому;

  • переход от одного вида питания к другому;

  • должен завершиться более высоким уровнем адаптации.



^ КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА


Возрастные границы

Особенности критического периода

Внутриутробный период

I триместр беременности (20 -70 дней после зачатия)

Максимальная интенсивность процессов пролиферации клеток, дифференцирования тканей, формирования органов. Риск возникновения врожденных пороков развития.

Последний триместр

беременности

Ускорен рост массы тела. Риск возникновения внутриутробной гипотрофии, рождения недоношенного ребенка.

Перинатальный период

Риск травматизации в родах. Переход ко внеутробной жизни: метаболическая и функциональная адаптация. Потеря и возобновление массы тела.


Неонатальный период

Период значительной адаптации.


Второе полугодие – второй год жизнь

Переход на независимое от матери питание. Интенсивный рост

и энергетический обмен.


1-3 год

Формирование высшей нервной деятельности.


Раннее детство и дошкольный этап (2 – 7 лет)

Относительная стабилизация скорости роста (гомеорезис), первое вытягивание в конце этого периода. Завершение миелинизации основных проводящих путей нервной системы.


Старший школьный период

Половое созревание. Модуляция обмена веществ под воздействием гипоталамо-гипофизарных и половых гормонов, андрогенов, пубертатный скачок роста, окончательное формирование фенотипа.


^ ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ


    1. Интенсивное приспособление к новым условиям жизни:

а) функционирование малого круга кровообращения и внешнего дыхания;

б) переход на энтеральный путь питания.

    1. Морфологическая незавершенность строения многих органов и систем, их функциональное несовершенство.

    2. Состояние „нестойкого равновесия” для основных систем новорожденного, транзиторные (переходные) состояния периода адаптации.

    3. Процессы торможения в коре головного мозга преобладают над процессами возбуждения (разлитое торможение). Устанавливается ритм кормления, ритм сна (перестройка ЦНС).

    4. Снижена иммунологическая реактивность – низкая фагоцитарная активность лейкоцитов, незавершенный фагоцитоз, низкий уровень С3, С5 комплимента, низкое содержание иммуноглобулинов А и М. Пассивный иммунитет от матери (содержание Ig G в крови ребенка достигает 99% от содержания его в крови матери) обеспечивает защищенность от специфических (детских) инфекционных заболеваний.

    5. В структуре патологии преобладают: поражение ЦНС в результате перенесенной гипоксии, задержка развития, пороки внутриутробного развития, родовые травмы, инфекционные заболевания (врожденные и приобретенные).


^ ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА


  1. Интенсивный рост и прибавка массы тела ребенка, с постепенным снижением динамики роста.

  2. Высокая интенсивность обменных процессов с преобладанием анаболических процессов.

  3. Преобладание функции щитовидной железы, которая обеспечивает высокий основной обмен и анаболические процессы и вилочковой железы (тимуса). Перестройка гормонального и иммунологического фона способствуют реализации склонности к аномалиям конституции (диатезов). Конституция – совокупность относительно стойких морфологических и функциональных свойств человека, предопределенных наследственностью, возрастом или длительным и интенсивным влиянием окружающей среды, которые определяют функциональные свойства и реактивность организма. Диатез – генетически детерминированная особенность организма, которая определяет своеобразие его адаптивных реакций и склонность к определенной группе заболеваний.

  4. Интенсивный рост и дифференциация ткани головного мозга, однако, остаётся еще ее морфологическое и функциональное несовершенство. Повышена проницаемость гемато - энцефалического барьера. Склонность к судорогам функционального характера, частые явления менингизма на фоне острых респираторных вирусных заболеваний.

  5. Функциональная слабость пищеварительного аппарата, низкая активность ферментов слюны, желудочного сока, который способствует желудочно-кишечным расстройствам, гипотрофии.

  6. Интенсивное развитие опорно-двигательного аппарата, что может способствовать возникновению рахита.

  7. Недостаточное развитие придаточных пазух носа (не болеют синуитами).

  8. Характерны физиологические дефицитные состояния (истощаются резервы, полученные от матери, свои еще не выработаны):

- физиологический иммунодефицит;

- физиологическая анемия (дефицитная);

- физиологическая гипотпротеинемия.

  1. Неспособность ограничивать инфекционный воспалительный процесс (чаще тяжелое течение заболевания, осложнения).

  2. Интенсивное формирование условно рефлекторных связей, второй сигнальной системы.



^ ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ


  1. Окончательное дифференцирование нервной системы, стойкость функций анализаторов.

  2. Усовершенствование второй сигнальной системы.

  3. Преобладание функциональной активности гипофиза и тимуса, уменьшение склонности к генерализованным реакциям.

  4. В структуре заболеваемости преобладают ОРВИ и детские инфекционные заболевания.
^

Преддошкоьный период (раннее детство) (1 – 3 года):


  • темпы роста еще велики, но уже снижаются;

  • бурное развитие ВНД (высшей нервной деятельности);

  • качественные изменения, дифференцировка ЦНС, развитие условных рефлексов;

  • преобладает наглядно-действительный тип мышления (что видит, то запоминает, развитие памяти, «отпечаток впечатлений»);

  • «культ матери».


^ 3 года - « кризис трехлетних»:

- ребенок осознает собственное «я», изучает себя в зеркале;

- время активного вступления в контакт с окружающим миром, любознательность, невозможность сделать все, что хочет (возможны неврозы, невропатии, привычные рвоты);

- ребенок может много и долго быть активным (преобладание вагуса на ССС и дыхательную системы).

^

Дошкольный (3 – 6 (7) лет)


- до 3-5 лет продолжается развитие ВНД, закрепление навыков;

- формируется наглядно-образный тип мышления (построить, нарисовать, слепить);

- заканчивает свое развитие бронхолегочная система (как результат снижается респираторная заболеваемость);

- начинают формироваться и к 6-7 годам должны быть сформированы механизмы школьной зрелости (уравновешиваются тормозные и возбудимые механизмы ЦНС: ребенок должен правильно реагировать на слова, интонации, терпеливо слушать, концентрировать внимание и др.);

- в 6 – 7 лет - первый период вытягивания.
^ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


  1. Заканчивается морфологическое дифференцирование клеток коры головного мозга.

  2. Стойкое равновесие процессов возбуждения и торможения с преобладанием возбуждения и доминирования коры головного мозга над подкорковыми структурами.

  3. Изменение зубов.

  4. Растет мышечная масса, развивается моторика (скорость, ловкость, сила, выносливость).

  5. Повышается значение гормонов щитовидной и половых желез (возможно развитие эндокринных дисфункции).

  6. Половой диморфизм физического развития.

  7. В структуре патологии преобладают приобретенные поражения ЖКТ, аллергические заболевания, нарушения осанки и патология зрения. Наиболее частая причина смерти – травматизм.


^ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(периода полового созревания)


  1. Сроки полового созревания индивидуальны. Для девочек – 12 -16 лет, для мальчиков – 13 – 18 лет.

  2. Второй скачок роста (6-8 см за год).

  3. Происходят существенные сдвиги в эндокринной системе с преобладанием функциональной активности половых желез.

  4. Возникновение и развитие вторичных половых признаков.

  5. Интенсивное психологическое развитие (формирование воли, сознания, морали, характера).

  6. В структуре патологии преобладают психоневрозы, функциональные расстройства сердечной деятельности, дисфункции эндокринных желез, заболевания ЖКТ.



^ ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА

0-1 год: заболевания редкие, тяжелые

1-3 года: заболевания тяжелые, частые

3-6 лет: заболевания частые, менее тяжелые.

Старше 6 лет: начинает рачсти хроническая патология.
^

До 1 года


  • Дефицитные болезни (рахит, железодефицитные анемии, гипотрофии, дисфункции иммунитета);

  • Токсикозы (генерализация инфекции нейротоксикозы, кишечный токсикоз);
^

Раннее детство


  • Неврозы, невропатии, привычная рвота;

  • Рост респираторных инфекций, формируется группа часто болеющих детей (ЧБД);

  • Кишечные инфекции;

  • Проявления аллергии, обструктивные бронхиты;

  • Формируется хроническая патология носоглотки, аденотонзиллиты;

  • Детские инфекции (корь, коклюш, ветряная оспа и др.)

  • Отравления, травмы;

  • Выявляется патология органа зрения.
^

Дошкольный период


  • Отмечается снижение респираторной заболеваемости (уменьшается количество ЧБД);

  • Развивается хроническая патология (ЖКТ, мочеполовой системы, ЦНС, опорно-двигательного аппарата).


Период младшенго и старшего школьный возраста

  • Вегетативные дисфункции (артралгии, кардиалгии);

  • Неврозы, психоневрозы, обморочные состояния (синкопе);

  • Эндокринные заболевания (тиреотоксикоз, сахарный диабет, нарушения гипоталамо-гипофизарной системы, пубертатные исхудания, ожирение);

  • Туберкулез;

  • Дебютируют коллагенозы.



^ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПЛОДА И РЕБЕНКА



^ ВНУТРИУТРОБНЫЙ ЭТАП (40 нед.)


РОДЫ

(интранатальный период)


ВНЕУТРОБНЫЙ ЭТАП (постнатальный)

Бласто-генез

Эмбрио

генез

Фаза плацентарного развития (фетогенез)

(9-40 нед.)

неонатальный

(0-28 дн.)


грудной

(29 дн.-

1 год)

раннее детство

(преддошкольный)

(1-3 год)

дошкольный

(3-6-7 лет)

младший школьный

(7-11 лет)

старший школьный

(12-18 лет)

ранний неоната

льный

(0-6 дн.)

поздний неоната

льный

(7-28 дн.)

образование эмбрио- и трофо-бласта

основной органогенез, образование амниона и хориона

Ранний фетальный

(9-28нед.)

Поздний фетальный (с 29 нед. и до рожд.)


ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ











^ АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД





Прогенез - созревание гамет до оплодотворения.

Киматогенез - период от оплодотворения до рождения.

^ Материалы для самоконтроля:

Тестовый контроль
1.Укажите гестационный возраст доношенного новорожденного:

А. 28-38 нед.

В. 38-42 нед.

С. 39-40 нед.

D. 40-42 нед.

Е. 42-44 нед.
2.Какое из перечисленных состояний является патологией в периоде новорожденности?

  1. Физиологическая потеря массы тела;

  2. Физиологическая желтуха;

  3. Физиологическая гипертермия;

  4. Синдром дыхательных расстройств;

  5. Половой криз;



3. Период раннего детства относится к критическим, так как:

  1. Идет активная перестройка функционального состояния ССС, дыхательной системы.

  2. Формируется высшая нервная деятельность

  3. Организм находится под влиянием парасимпатической нервной системы.

  4. В этот период проводится широкая вакцинация.

  5. Организм находится под влиянием симпатической нервной системы.



4. Для заболеваемости в грудном периоде не характерно:

А.Наличие дефицитных состояний (анемия, рахит)

В. Возникновение детских инфекций (корь, эпид.паротит)

С. Гипоиммуноглобулинемия

D. Склонность к генерализации инфекции

Е. Появление признаков различных диатезов.


  1. Первый триместр беременности является критическим периодом ввиду:

А. Формирования органов и дифференцировки тканей

В. Ускоренного роста массы тела

С. Риск возникновения внутриутробной гипотрофии

D. Риск рождения недоношенного ребёнка

Е. Все перечисленное.

6. Определите патологию, которая характерна для раннего детского возраста:

  1. Вегето-сосудистая дистония

  2. Формирование хронической патологии ЖКТ

  3. Дебют врожденных пороков развития

  4. Рахит

  5. Детские инфекции (корь, ветряная оспа, коклюш)


7. Что из перечисленного характерно для дошкольного периода?

А. Процессы торможения в коре головного мозга преобладают над процессами возбуждения.

В. Совершенствуется и заканчивает свое развитие респираторная система.

С. Неспособность ограничивать инфекционный процесс.

D. Происходит интенсивная эндокринная перестройка организма.

Е. Все перечисленное характеризует дошкольный период.
8. Для какого возрастного периода характерна транзиторная желтуха:

  1. Грудной период

  2. Преддошкольный период

  3. Дошкольный период

  4. Старший школьный период

  5. Неонатальный период



9. В старшем школьном периоде заболеваемость характеризуется:

  1. Широким спектром неврологической патологии (неврозы, психоневрозы, истерия, обморочные состояния и др.)

  2. Дебютом аллергической патологии

  3. Высокой частотой инфекционных заболеваний

  4. Частой респираторной патологией

  5. Правильно все перечисленное.


10. Какие периоды развития не включает в себя перинатальный период:

А. Интранатальный

В. Ранний неонатальный

С. Поздний неонатальный

D. Поздний фетальный

Е. Ни один из перечисленных

11.Продолжительность позднего неонатального периода:

А. 0-6 дней

В. 7-28 дней

С. 3-4 недели

D. 0-28 дней

Е. 7-30 дней

12. Заболеваемость раннего детского возраста характеризуется:

А. хронической патологией сердечно-сосудистой системы

В. Формированием хронической патологии носоглотки (аденоидные вегетации, тонзиллиты).

С. Широким спектром неврологической патологии (неврозы, психоневрозы, истерия и др.)

D. Патологией костной системы (кариес зубов, сколиоз).

Е. Правильно все перечисленное.

ОТВЕТЫ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

В

Д

В

В

А

Е

В

Е

А

С

В

В


Основная литература:


  1. Майданник В.Г. Пропедевтична педіатрія.- К.: 2004.

  2. Капитан Т.В.. Пропедевтика детских заболеваний с уходом за детьми. – М.: 2006. – 703 с.


Дополнительная литература:

1. Пропедевтика детских болезней. – под ред. акад.Баранова А.А. – М.: 1998.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Периоды детства icon-
Периоды: переломные этапы развития л-ры. Рабочие периодизации – для удобства преподов и учащихся. Периоды маркируются не временем,...

Периоды детства icon1 Периодизация Блок двенадцать
Периоды: переломные этапы развития л-ры. Рабочие периодизации – для удобства преподов и учащихся. Периоды маркируются не временем,...

Периоды детства iconРусская литература
Русская литература XX века как единый художественный процесс. Принципы периодизации. Основные направления и течения. Периоды: переломные...

Периоды детства iconСвоеобразие древнерусской литературы и основные периоды ее развития
Подчиненная политическим задачам укрепления основ феодального строя, она по-своему отразила различные периоды развития общественных...

Периоды детства icon1. Периодизация истории языкознания. Религиозные и мифологические...
Ауки различают отдельные периоды, в основе которых лежат различные факторы: уровень цивилизации, практические потребности общества,...

Периоды детства iconКультура детства: ценности, проблемы, перспективы
...

Периоды детства iconКультура детства: ценности, проблемы, перспективы
...

Периоды детства iconСценарий праздника выпуска детей в школу «Острова дошкольного детства»
В зал входят дети, исполняя танцевальную композицию под песню «Дорога детства» исполнители «Музыкальная капель»

Периоды детства iconУроку литературного чтения тема «Образ детства в стихотворении И. Сурикова «Детство»
Познакомить с изобразительными средствами создания образа детства в лирическом стихотворении

Периоды детства iconПрограмма «Школа России» Тема: «Настоящие друзья детства»
Материал: презентация, рассказ Виктора Драгунского «Друг детства», выставка книг В. Драгунского, портрет писателя



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница