Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс




НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
страница1/8
Дата публикации09.01.2015
Размер1.18 Mb.
ТипКонкурс
www.lit-yaz.ru > Биология > Конкурс
  1   2   3   4   5   6   7   8


Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012-2013 учебный год)



Управление образования администрации

округа Муром Владимирской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 51 комбинированного вида»

^ Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии:

дошкольное образование

Опыт работы



Автор: Романова Татьяна Павловна, воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 51», первой квалификационной категории.
Место выполнения работы: МБДОУ «Детский сад № 51» г. Мурома, Владимирской области, ул. Кленовая, дом 7.
2013 год




ДОУ «Детский сад № 51»Содержание работы
1. Актуальность…………………………………………………………3-4

2. Ведущая идея опыта………………………………………………….5-6

3. Теоретическая база опыта……………………………………………8-9

4. Новизна опыта………………………………………………………..10

5. Технология опыта…………………………………………………….11-16

6. Результативность……………………………………………………..17

7. Трудоемкость…………………………………………………………18

8. Адресные рекомендации……………………………………………..18

9. Список литературы…………………………………………………...19

10. Приложение………………………………………………………….20-128

Актуальность

В соответствии с ФГТ дошкольные образовательные учреждения должны реализовывать область «Здоровье». Содержание данной образовательной области направлено, в том числе и на формирование представлений о здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологических потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности во сне), способствующие эмоциональному благополучию, профилактике болезней и несчастных случаев.

Формирование здорового образа жизни у детей является на сегодняшний день одной из важнейших задач современности, так как исследования проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков показывают, что за последние 5 лет здоровье населения России резко ухудшилось, чисто здоровых дошкольников составляет всего 10 %. По данным отечественных и зарубежных исследователей здоровья человека зависит на 20-25 % от окружающей среды, на 16-20 % от наследственности, на 10-15% от уровня развития здравоохранения, на 50-55% от собственного образа жизни. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.

Вспомним притчу:

Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уж умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: - «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ». Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: « Отгадай, что у меня здесь:
живое или не живое?». « Все в твоих руках!» - ответил мудрец. Эта притча как

нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье – оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни.

Возраст с 3 до 7 лет важный период, в котором формируется характер, отношение к себе и окружающему, поэтому важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Наш детский сад ставит одной из главных задач сохранение, укрепление здоровья детей и формирование основ здорового образа жизни. И эту задачу мы решаем не только в детском саду, но и в работе с семьей. Потому что не одна даже самая лучшая физкультурно - оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей. Если не создано детско-взрослое общество ( детей, родителей, педагогов) для которого характерно содействие друг другу учет возможностей, интересов каждого, его прав и обязанностей.

Современное общество предъявляет детям весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. В.А.Сухомлинский писал: « Я не боюсь еще раз повторить, что забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя и родителей».


^ Ведущая идея опыта

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет происходит огромный путь развития, и не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой, спортом.

В теории и практике разработано множество различных формулировок, определяющих понятие здоровья. Официальным определением можно считать дефиницию, принятую Всемирной организацией здравоохранения и записанную в ее устав. В соответствии с данным документом, здоровье- это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Основой педагогической модели по формированию здорового образа жизни является на наш взгляд, воспитание не только физически крепкого ребенка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

В концепции дошкольного воспитания подчеркивается : «Семья и детский сад в хронологическом ряду связанны формой преемственности , что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов». Все это
требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей.

Для этого будет необходимо решить следующие задачи:

  • Создать развивающую среду – пространство самореализации;

  • Помочь ребенку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работ по укреплению его физического и психического здоровья;

  • Сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;

  • Стимулировать дошкольника включаться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия внутренней активности личности;

  • Направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;

  • Формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

Целью своей работы считаю:

  • Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста через единое воспитательное пространство детского сада и семьи;

  • Объединение усилий детского сада и семьи в решении следующих задач:

  • Дать детям представление о здоровье, как о ценности;

  • Научить детей беречь свое здоровье и заботиться о нем;

  • Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни;

  • Способствовать привитию стойких культурно-гигиенических навыков;

  • Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания;

  • Формировать положительные качества личности ребенка нравственного и культурного поведения мотивов укрепления здоровья.

Объект: процесс формирования основ здорового образа жизни в ДОУ и семье.

Предмет: организационно – педагогические условия взаимодействия ДОУ и семьи, обеспечивающая успешное формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.


^ Предполагаемый результат.

У детей сформированы привычки здорового образа жизни, стойкие культурно-гигиенические навыки, положительные качества личности, умение заботиться о своем здоровье.

Для реализации данной цели я выбрала личностно-ориентированную модель общения с ребенком. В своей работе я придерживаюсь принципа: «не рядом, не над, а вместе!». Цель: содействовать становлению личности, которая могла бы в дальнейшем самореализоваться, это в свою очередь предполагает здоровый образ жизни. Тактика общения –сотрудничество.

^ Методы, используемые в работе: теоретические ( изучение психолого–педагогической литературы), практические (анкетирование, диагностика)

Теоретическая база опыта

Сохранить здоровье значительно легче, чем потом лечить возникновение болезни по нашей собственной вине. Проблемой сохранения здоровья детей занимались многие отечественные ученые, педагоги, психологи: В.Г.Запорожченко, Л.Ф.Тихомирова, Н.С.Голицына, И.М.Шумова, Г.Н.Спиранский и многие другие. Первой книгой о закаливании детей, опубликованная в России в 1910 году явилась монография выдающегося ученого Г.Н.Спиранского, в которой были изложены основные принципы и правила закаливания ребенка, не утратившие своего значения до наших дней:

- систематичность и последовательность;

- учет индивидуальных особенностей ребенка и состояния его здоровья;

- опора на положительные эмоции у ребенка при закаливании.

Программа «Расти здоровым малыш!» под редакцией П.А.Павловой, И.В.Горбуновой ставит своей целью создание условий в детских учреждениях, при которых возможно полное удовлетворение основных потребностей ребенка, сохранение его физического и психического здоровья, становление полноценной личности.

Практическое пособие под редакцией М.Н.Кузнецовой «Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ» предлагает разработку методов оздоровления дошкольников, комплекс физических упражнений для укрепления здоровья детей.

В книге «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» под редакцией Ю.Ф.Луури даны рекомендации по организации спортивных досугов, Дней здоровья, туристических походов, сезонных спортивных праздников.

В сборнике Голицыной Н.С., Шумовой И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» даны базовые разработки программы по
формированию у малышей основ здорового образа жизни, конспекты

фронтальных занятий на каждый месяц, организации экскурсий, планы проведения бесед, тематика и содержание дидактических игр.

Ю.Ф.Змановский в программе «Здоровый дошкольник» дает советы по профилактике острых респираторных заболеваний, а так же по закаливанию в дошкольных учреждениях. Важнейшей особенностью закаливания детей в ДОУ является организация.

При выборе методик надо учитывать, чтобы вся группа одновременно выполняла процедуры, а не приходилось бы детям ждать своей очереди. Лучше всего подходит метод воздушного закаливания. Ю.Ф.Змановский также предлагает комплекс мероприятий по оздоровлению с часто болеющими детьми.

В своей работе по формированию основ здорового образа жизни использую советы, рекомендации ученых и специалистов, а также различные формы и методы обучения, занятия по подгруппам: комплексные, интегрированные.


^ Новизна опыта

Новизна опыта заключается:

- в определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;

- в определении целей и результатов;

- в нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики;

- в обогащении жизненного опыта;

- в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности;

- в пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.

Вместе с этим в детском саду преобразилась среда окружения. В настоящее время разработали много сценариев праздников, досугов, конспектов занятий, изготовили много игр, поделок.

В нашем детском саду проводятся акции:

* Неделя здоровья

* День спорта

* «Мы мороза не боимся!»

* «Папа, мама, я – спортивная семья!»

Благодаря использованию инновационных форм и методов в педагогической работе обеспечивается единое образовательное пространство ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни.



Технология опыта

Данной проблемой я занималась с 2009 по 2012 год. Исходя из принципа «Здоровый ребенок - успешный ребенок» считаю невозможным решение проблемы воспитания социально-адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по физическому развитию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание условий для формирования основ здорового образа жизни у детей через единое воспитательно–образовательное пространство ДОУ и семьи.

Свою работу я совместно с инструктором по физической культуре и старшей медицинской сестрой начали с обследования детей на основе мониторинга.

Из полученных результатов, мы увидели, что детей с 1 группой здоровья - 7 чел., 35%, со 2 группой здоровья – 11 чел., 55%, с 3 группой здоровья - 2 чел., 10%. Уровень подготовленности физического развития выше среднего у 10% детей, средний – у 40% детей, ниже среднего – у 35% детей, низкий уровень – у 15% детей. Часто болеющих детей 76% . Поэтому перед нами встала задача укрепить здоровье наших детей, развить на высоком уровне психофизические качества и сократить количество часто болеющих детей до минимума при активном взаимодействие с семьёй.

Для этого мы разработали систему работы по формированию основ здорового образа жизни через взаимодействие ДОУ и семьи.

Свою работу мы начали с разработки перспективного плана (Приложение № 1). Затем для реализации плана нами была обогащена предметно –развивающая среда. В группе мы создали центр двигательной активности для детей. Нами были приобретены: мячи, скакалки, изготовлено нестандартное

оборудование, материал для организации подвижных игр «Беличьи хвосты»,

«Лесные прятки», «По порядку рассчитайтесь», «Шишки», «Добрые слова».



По реализации тематического плана и по решению задач по формированию здорового образа жизни при организации спортивных занятий мы продумывали формы и методические приёмы для закрепления различных общеразвивающих упражнений, бодрящих гимнастик, физкультминуток, для организации игр между НОД.

На своих занятиях мы использовали проблемные ситуации, которые дети сначала совместно с педагогом, а потом самостоятельно их решали. Такие как «Помоги Незнайке сберечь здоровье», «Что вредно, что полезно для здоровья», «Где прячется здоровье» и другие. (Приложение №2)

При организации прогулок во время подвижных игр и индивидуальной работе мы старались больше уделять внимание тем детям, у которых были плохо развиты такие психофизические качества как быстрота реакции, ловкость, гибкость, выносливость.


Ежедневно мы проводили утреннюю гимнастику ( и в помещении, и на улице) с музыкальным сопровождением, где использовали такие формы как : игровую, стандартную, проблемно – ситуативную, загадки -зарядки



После каждого приёма пищи, мы вместе с детьми полоскали ротовую полость для поддерживания её здорового состояния.

Ежедневно проводили мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни детей. Это и массаж, гимнастика, различные подвижные и дидактические игры. Мы заметили, что дети стали меньше болеть, стали более физически крепкими. (Приложение №3).



В зимнее время года с детьми занимались на лыжах.



Кроме того, дети занимались в кружке с инструктором по физической культуре «Юный баскетболист». Особое внимание уделяли детям малоподвижным.

Особое внимание мы уделяли питанию детей: сервировки стола, культуры поведению за столом, культурно – гигиеническим навыкам. Много читали детям о пользе различных продуктов питания, затем рисовали, лепили, делали аппликацию данных продуктов.

Мы создали уголок лечебных комнатных растений (алое, коланхоэ, золотой ус, толстянка, душистая герань), разводили огород на подоконнике, где мы с детьми выращивали зелень для витаминизации блюд и т.д.

Сбалансированность двигательной и спокойной деятельности, организация самостоятельной двигательной деятельности у детей в группе и на прогулке способствовали гармоничному, физическому и психологическому развитию ребенка.



Эту работу мы параллельно вели во взаимодействие с родителями. В начале нашего исследования мы провели анкету, по результатам которой увидели, что 35% родителей не занимаются физкультурой со своими детьми, 76% не делают гимнастику. (Приложение №4)

Для осознания родителями необходимости вести здоровый образ жизни мы проводили: родительские собрания, мастер –класс, консультации, круглые столы, вечер загадок и ответов, наглядная информация. (Приложение №5)



Родители поняли, как важно вести правильный здоровый образ жизни своих детей и находить время для воспитания основ здорового образа жизни. Они становились нашими помощниками. Дома продолжали применять все

методы, приёмы, формы организации двигательной активности детей. В выходные дни гуляли с детьми в парке, соблюдали режим дня, делали гимнастику, закалялись, ездили на природу, в зимнее время ходили на лыжах, катались на коньках, санках. Вместе с нами организовывали походы, где сами становились персонажами, которые вместе с детьми решали проблемы, устраивали соревнования. Дети получали много положительных эмоций, которые также способствовали формированию у детей основы здорового образа жизни.

Родители принимали активное участие и в организации праздников, спортивных развлечений: «Всей семьей на старт», «Мама, папа, я – дружная семья», «Мы мороза не боимся», участвовали в акции «Лыжня России», устраивали презентации бывших воспитанников – спортсменов, делились опытом семейного воспитания по формированию здорового образа жизни. (Приложение № 6)


В конце своего исследования, мы получили следующие результаты: высокий уровень знаний по формированию здорового образа жизни имеют 13 человек, 65% детей, средний уровень знаний по формированию здорового

образа жизни имеют 7 человек, 35% детей.

Таким образом, совместная работа с семьей в нашем детском саду по формированию здорового образа жизни была эффективной, так как строилась на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

  1. Единство которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием. Методами и принципами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

  2. Систематичность и последовательность работы в течение всего пребывания ребенка в детском саду.

  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их способностей интересов.

  4. Взаимопонимание, доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критике и самооценке.

  5. Укрепление педагога в семье, а родителей в детском саду.

Результативность

Результаты наблюдения показали, что использование различных методов и приемов при формировании основ здорового образа жизни, позволяет привить детям здоровый образ жизни, желание беречь свое здоровье, заботиться о нем.

Проблемы по формированию основ здорового образа жизни решаются в тесном контакте с семьей. Для этого используются следующие методы взаимодействия: наблюдения, родительские собрания, анкетирование, беседы с родителями, консультации, круглые столы, дни открытых дверей, наглядная психологическая пропаганда, выпускаются стенгазеты, проводятся совместные досуги детей и родителей, походы и т.д.

В результате планомерной работы с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей, заинтересованность родителей по данному вопросу возросла до 57%. Повысился процент активности родителей в участии выхода за пределы детского сада вместе до 60%.

Результаты диагностики, анкетирование родителей по данной теме дали следующие результаты: если на конец 2009-2010 учебного года знания детей в вопросах здорового образа жизни были сформированы с высоким уровнем у 5% дошкольников, средним у 80% детей, то в 2010-2011 учебном году – высокий уровень знаний был у 20% дошкольников, средний уровень у 70% детей, а на конец 2011-2012 учебного года 13 человек, 65% детей имеют высокий уровень знаний по формированию здорового образа жизни, а средний уровень знаний имеют 7 человек, 35% детей. (Приложение № 7)

Систематическая и целенаправленная работа с детьми по формированию основ здорового образа жизни помогает лучше подготовить воспитанников к успешному усвоению школьной программы.

Наши выпускники отличаются следующими качествами: они активны, любознательны, выносливы, сильные, ловкие, обладают всеми возможностями для гармоничного развития.
Трудоёмкость

Материал, подбираемый для организации работы требует определённых умственных, творческих и временных затрат на подбор теоретического материала, на создание оригинального дидактического материала, а также на систематизацию уже имеющегося материала
^ Адресные рекомендации

по использованию опыта

Практическая ценность моей разработки заключается в том, что предложенные методические материалы будут интересны и полезны всем взрослым, общающимся с детьми дошкольного возраста (воспитателям, психологам, специалистам, родителям).

Данный опыт работы можно адресовать всем тем, кто углубленно занимается вопросами здорового образа жизни. Хотелось бы адресовать опыт учителям начальных классов, следствием чего могло бы стать развитие сотрудничества начальной школы и дошкольных учреждений с целью осуществления непрерывности.

Список литературы

1. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как? / Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова. - М., 1993. - 208 с.

2. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / под ред. Т.Н. Дороновой. - М.: Просвещение, 2005 - 191 с.

3. Гундаров И.А. и др. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ / И.А. Гундаров, Н.В. Киселев, О.С. Копина. - М.: Академия, 2009. - 120 с.

4. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. -144 с.

5. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта; Retorika., 2006. - 137 с.

6. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В. Марков. - М.: Академия, 2004. - 320 с.

7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис-Пресс, 2009. - 128 с.

8. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. - М.:ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

9. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 170 с.

10. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г.М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2007. - 111 с.

11. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей / А.Г. Сухарев. - М.: Медицина, 2003. - 270 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1

Перспективное планирование



Сентябрь

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет — конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
«Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались на конкурс чтецов»

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Предварительная работа: конкурс рисунков по творчеству К. Чуковского, чтение произведений писателя

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогическое творчество (2012/13 учебный год)

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница