Задачи: проверить знания уч-ся по теме «Имя прилагательное как часть речи»




Скачать 89.96 Kb.
НазваниеЗадачи: проверить знания уч-ся по теме «Имя прилагательное как часть речи»
Дата публикации10.08.2014
Размер89.96 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Астрономия > Документы
Урок-путешествие "Художница Имя Прилагательное приглашает в гости»

Цель: повышение интереса учащихся к изучению русского языка.

Задачи:

  • проверить знания уч-ся по теме «Имя прилагательное как часть речи»;

  • способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;

  • воспитание культуры общения, умения детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное.

Оборудование урока: мультивидеопроектор, видеофильм, карточки, тексты сказок; изображение сказочной героини, художницы Имя Прилагательное, которая сопровождает ребят во время путешествия в течение всего урока.

Оформление помещения: в разных частях учебного кабинета размещены лозунги:

  • Часть речи прилагательное – очень увлекательное.

  • Юмор и смех – залог успеха.

  • Учить – ум точить.

  • Лучше споткнуться ногой, чем языком.

  • Думай неспешно – ответишь успешно.

^ ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Добрый день, дорогие девочки и мальчики! Сегодня у нас веселая встреча, и я уверена, что пройдет она интересно, а главное – поучительно.  Мы повторим то, что знаем, а, может, сделаем новые открытия. Ребята, для вас хорошая новость. Художница Имя Прилагательное приглашает в гости всех ребят. Хотите к ней? Итак, мы отправляемся в дальнее путешествие в гости к художнице Имя Прилагательное. Путь нам предстоит нелегким, в дороге будут встречаться разные препятствия, трудности, но мы должны все преодолеть, поэтому возьмём в дорогу знания, умения, а главное – хорошее настроение. А для этого

^ Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.

-Настроенье каково?

-Во!

-Все такого мнения?

-Все, без исключения.

Давайте послушаем стихотворение о прилагательном

Часть речи есть чудесная,

Такая самостоятельная!

Зовется очень просто –

Имя прилагательное.

Расскажу я с нею,

Мамочка какая:

Добрая, красивая,

Нежная, родная.

Папа – самый сильный

И, конечно, смелый.

Братик очень вредный,

Хитрый, неумелый.

А щенок забавный,

Неуклюжий, милый,

Надо поскорей

ему набраться силы.

Школа эта – лучшая,

Потому что наша.

Синие озера –

Не найдете краше.

Опишет прилагательное

и мою Россию,

Могучую, большую -

В мире нет красивей!


-Замечательно, всех смогла описать, используя прилагательные, только что-то братику не повезло, неужели вредный такой?

1.Станция «Кулинарная»

Художница Имя Прилагательное живет в большом городе. Там все красочно. Она трудится целыми днями, все разукрашивает. Сразу попасть туда невозможно. Мы с вами должны пройти несколько станций.

^ 1.Станция «Кулинарная»

Я приготовила для художницы торт. Как аппетитно пахнет! Очень торопилась и не успела разукрасить торт.  Назовите – какой торт?  И чем разнообразнее вы его украсите, тем он будет вкуснее.
Задание: нужно подобрать к слову «торт»как можно больше прилагательных. Какой вкусный торт, постарались наши кулинары.

- Что обозначает имя прилагательное?
-На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Молодцы, ребята, знаете о признаках прилагательного. А вот Митрофанушка, герой комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» рассуждал о прилагательных иначе:

Правдин (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин… Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна.

Старадум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Не будем долго задерживаться, потому что дорога долгая, отправляемся в путь.
^ 2.Станция «Загадочная»

Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.

Вот на пути новое препятствие – нужно разгадать шарады, но не забывайте, что мы едем в гости к художнице Имя Прилагательное, зашифрованные слова должны быть прилагательными.

1. Суффиксы взяты из слова «значительный»,
Корень из слова «переполненный»,
Приставка и окончание – из слова «исключительный».  (Исполнительный)

2. Суффикс и окончание ищи в слове «терпеливый»,
Приставку – в слове «выписать»,
Корень – в слове «преподносить». (Выносливый)

3. Корень из слова «приветствие»,
Приставка из слова «отличник»,
Суффикс и окончание – из слова «откровенный». (Ответственный)

4. Суффикс и окончание те же, что и в слове «железный»,
Приставка та же, что и в слове «приезд»,
Корень тот же, что и в слове «подлежащее». (Прилежный)

^ 3.Станция “Бурная”

Впереди бурная река. Нужно проложить мостик из бревен, а для этого надо вспомнить, как изменяются имена прилагательные, от каких частей речи образуются имена прилагательные.

Задание: образовать, где это возможно, краткие имена прилагательные.
^ Медвежий - …, пригожий - …, казачий - …, кипучий - …, могучий - …, жгучий - …, ребячий - …, птичий - …, горячий - …

-Давайте вспомним, нужно ли писать мягкий знак после шипящих на конце прилагательных?

В кратких именах прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется
- Мы отправляемся дальше.
После бурной реки устроим привал, послушаем весёлое стихотворение о прилагательном:

Очень занимательное –

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы "прекрасное",

А скажем "безобразное".

Не скажем маме "милая,

Красивая, любимая".

Отцу и брату и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-га-тель-ны-е

Чтобы всё отлично стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи их вставлять.

^ 4.Станция «Сказочная»

Учитель: Вчера ко мне позвонили жители одной из планет и с особой грустью в голосе сообщили, что от них убежали все прилагательные. На планете настала темная ночь, помогите ребята вернуть прилагательные. Сказка на экране. Вам нужно вместо многоточия вставить прилагательные.

На … планете жили … человечки, у них были … глаза, …волосы и … уши. Зато очень … характер. Домики у жителей планеты были с … крышами. Возле каждого жилища сидела … собачка. Собачки на этой … планете были вместо кур, потому что … домики охраняли… страусы. Они сидели на … верёвочках и рычали. На … деревьях пели … песни мухи. В …лесах водились … слонята, …цыплята, … ежики. Частенько человечки ездили друг к другу в гости.

А теперь мы разукрасили планету и спасли жителей (один из учеников читает сказку).

На планете жили ядовито-зеленые человечки, у них были желтые глаза, голубые волосы, мохнатенькие ушки. Зато очень добрый характер.
Домики у жителей планеты были с пряничными крышами. Возле каждого домика сидела «милая» собачка. Собачки на этой зеленой планете были вместо кур, потому что печенюшечные домики охраняли вододышечные дракончики и зеленые страусы. Они сидели на крепких веревочках и рычали .
На карамелевых и шоколадных деревьях пели озорные песни полупьяные мухи. В сумасшедших лесах водились психованные слонята, здоровые цыплята, пьяненькие ежики.
Учитель: Каким членом предложения могут быть полные прилагательные ?

Учитель: А мы продолжаем наше путешествие.

^ 5.Станция «Сообразительная»

От каждой команды к доске выйдут по два человека и под диктовку запишут по четыре слова. Нужно внимательно их прочитать и объяснить, почему одно из четырех слов является лишним.

1. Деревянный              2. Хороший         3. Самый большой             4. Вкусен
каменный                     маленький         более красивый                 милый
красивый                      жгучий               мельчайший                      глуп
резиновый                    могуч                  менее глупый                    свеж

(За  каждый правильный ответ команда получает жетон).

Ведущий: Молодцы, можете найти лишнее, я смотрю ничего вас не затрудняет, а вот уже и видна окраина города. Ну, прислушайтесь, слышите какие-то звуки, кто-то плачет. (На стуле сидит мальчик и плачет).

Физ.минутка.

Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких).

6.Станция «Разрядная»

– Почему ты, мальчик, плачешь?

Мальчик: Меня зовут Витя Иванов. И со мной случилась беда, вот послушайте:

Мой знакомый старый дед
Знатный был языковед.
Самых разных слов немало
Дед в коробочке хранил.
Прилагательных – навалом!
Очень их старик любил.
Как-то с Булькой мы играли,
Раз коробочки упали.
Мы ужасно растерялись,
Потому что увидали,
Как слова перемешались.
И рыдают. Бьют на жалость!
Что мне делать оставалось?
Я коробочки поднял,
Как умел слова собрал.

Прилагательные рассыпались.

Какие разряды прилагательных вам известны? (Качественные, относительные, притяжательные). В чем их особенность?

^ Игра «Распредели-ка» 

Выдаётся карточки, на которых указаны прилагательные разных разрядов. Нужно распределить слова по разрядам. Главное правильно и быстро это сделать. 

Слова: Раскидистый( дуб), папин (нос), прибрежный( участок), причудливый (рисунок), папин (нос),
вчерашняя (газета), ужасный (вид), олений (рог), лесной (массив), душистый (вид), воронье (гнездо)

Объяснить значение слова массив. Массив – большое пространство

Качественные

Относительные

Притяжательные

Раскидистый дуб
душистый цветок
ужасный вид
причудливый рисунок

прибрежный участок
лесной массив
вчерашняя газета

папин нос
олений рог
воронье гнездо

^ 7.Станция «Музыкальная»  (выборочный диктант).

  ВЫ немного устали, следующая станция «Музыкальная», здесь мы немного и отдохнём, я вам предлагаю послушать музыку и  выписать имена прилагательные,  определить их разряд.

 ^ Проверить индивидуальные карточки.

Цель: воспитывать любовь к животным, формирование умения определять разряд прилагательных.

Задание: слушая песню, выпишите имена прилагательные, определите разряд по значению.

       Пропала собака

Висит на заборе,

Колышется ветром (2 раза)

Бумажный листок:

Пропала собака (3 раза)

По кличке «Дружок».

Щенок белоснежный,

Лишь рыжие пятна (2 раза)

И кисточкой хвост.

Он очень занятный, (2 раза)

Совсем ещё глупый

Доверчивый пёс.

А дождь – забияка

Листочек закапал.

И буквы и строчки

Заплакали вдруг:

Найдите собаку, (2 раза)

Вернись поскорее,

Мой маленький друг.

      Не правда ли красивая песня? Обратите внимание на последние строчки: почему собака – маленький друг?

     А теперь проверим насколько внимательно вы поработали с песней.

 Белоснежный, рыжие – качественные, значение - цвет; глупый, доверчивый, занятный – качественные, внутренние качества, маленький – качественное, по возрасту.

Бумажный – относительное, обозначает материал, из которого сделан предмет.

^ Вывод о прилагательном

Давайте вспомним путешествие по «станциям», что повторили и над чем работали  на этих станциях?

-Ребята, о какой части речи мы говорили сегодня на уроке?

-На какие вопросы отвечает прилагательное?

-Что обозначает?

Какие группы по значению вы запомнили?

-Каким членом предложения может быть имя прилагательное?

Вы справились со всеми заданиями. Художница Имя Прилагательное очень довольна вами. Много прилагательных прозвучало сегодня на уроке. Мы не прощаемся с нашей прекрасной художницей. Через год мы встретимся с ней вновь. Вы сегодня хорошо поработали и заслужили хорошие оценки.

Рефлексия: написать сочинение-описание о поездке к художнице или о встрече с художницей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи: проверить знания уч-ся по теме «Имя прилагательное как часть речи» iconУрок по русскому языку в 6-м классе по теме Имя прилагательное как часть речи
Открытый урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Задачи: проверить знания уч-ся по теме «Имя прилагательное как часть речи» iconИсследование по русскому языку. Тема: Имя прилагательное, как часть...
Цели: обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном как части речи

Задачи: проверить знания уч-ся по теме «Имя прилагательное как часть речи» iconЗадачи: Обучающие: проверить знания учащихся по теме “Стили речи....
Цель: развитие творческого мышления и речи школьников, культурного кругозора и эрудиции

Задачи: проверить знания уч-ся по теме «Имя прилагательное как часть речи» iconТема. Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по родам и числам
Цели. Обобщить знания об имени прилагательном как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Определять...

Задачи: проверить знания уч-ся по теме «Имя прилагательное как часть речи» iconТема: Имя существительное как часть речи
Повторить и закрепить знания, полученные в 5 классе по теме «Имя существительное»

Задачи: проверить знания уч-ся по теме «Имя прилагательное как часть речи» iconДокладывают о готовности к уроку. 1в: «Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки». 2в
Учитель: Сегодня мы с вами закрепили наши знания по теме «Имя прилагательное». (Слайд №1 тема урока ) Посмотрим, над чем надо ещё...

Задачи: проверить знания уч-ся по теме «Имя прилагательное как часть речи» iconЧасти речи. Повторение (3 часа)
Актуализировать знания о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол и словах-омонимах

Задачи: проверить знания уч-ся по теме «Имя прилагательное как часть речи» iconУрок одного стихотворения Тема: Части речи. Обобщение
Суммировать знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог)

Задачи: проверить знания уч-ся по теме «Имя прилагательное как часть речи» iconКонспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи»
Государственная казенная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33 города Ставрополя

Задачи: проверить знания уч-ся по теме «Имя прилагательное как часть речи» iconУрок по русскому языку. 5 класс. Тема «Имя прилагательное как часть речи»
Цель: Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница