Тема урока: «Сев и жатва». 2 класс. Цель урока




Скачать 53.76 Kb.
НазваниеТема урока: «Сев и жатва». 2 класс. Цель урока
Дата публикации28.04.2014
Размер53.76 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Астрономия > Урок
Тема урока: «Сев и жатва». 2 класс.
Цель урока: Воспитание чувства любви, уважения к труду

земледельца.

Показать внешнюю и внутреннюю красоту крестьянского труда.

Развитие способности анализировать, учить работать в

парах, осуществлять выбор.

Развивать ресурс успеха у всех учащихся.

Социокультурный инструментарий: репродукции с картин А.Веницианова, Н. Карачарского, А. Комарова, карточки с пословицами, картинки с последовательностью полевых работ, серп, каравай, рабочая тетрадь, учебник.
^ Ход урока:
1. Присоединение.
Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно встретиться с вами. К нам на урок пришли гости – настоящие труженики. Это наши односельчане, это люди разных профессий, но их всех объединяет труд – труд на земле. А где трудятся наши гости, вы узнаете, если отгадаете, что спрятано под расписным полотенцем.

2. Загадка (читает учитель).

Первая подсказка:
Комовато, ноздревато

И губато, и горбато,

И пресно, и вкусно,

И красно, и кругло,

И легко, и мягко,

И черно, и бело,

И всем людям мило.
Вторая подсказка:
Как собрали урожай,

Испекли мы …
Правильно каравай. Это наш почетный гость.

Теплый, свежий, взращенный на родимом поле он всегда был радостью, здоровьем, благополучием каждой крестьянской семьи. Прочувствуйте запах хлеба. Детей и гостей угощают караваем.
Появление на своем столе пшеничных и ржаных караваев наши деды и прадеды приветствовали пословицами и поговорками.
^ 3. Тренинг: «Собираем каравай»

- Дети работают в парах (Каравай рассыпался на кусочки. С обратной стороны записано по одному слову из пословицы, их нужно составить и собрать каравай).

- Далее ребята объясняют какая народная мудрость живет в пословицах. (понравившиеся пословицы можно запомнить).

- Экспертная оценка.

Пословицы:

-И обед не в обед, коли хлеба нет.

-Хлеб в закрому, что хозяин в дому.

-Ломота в спине, зато хлеб на столе.

-Гречневая каша- матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.

-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска, а хлеба край - так и под елью рай.
Но чтобы такие караваи вырастить, необходимо много трудиться. Недаром говорили «Кто в поле не трудится, у того и хлеб не родится».
^ 4.Тренинг «Каким должен быть человек работающий на земле».

Слова для выбора: трудолюбивый, честный, выносливый, ленивый, добросовестный, равнодушный, жадный, настойчивый, терпеливый.

Этапы работы: индивидуальный, работа в паре, экспертная оценка.
5. С самых древних времен для земледельца главным сокровищем и другом была земля. Недаром народ ласково называл землю: кормилицей, матушкой, землицей родной. Поэтому крестьяне очень ждали прихода весны. Ведь с ее приходом начинаются весенние работы в поле. По всем деревням кликали, зазывали весну, разговаривали с ней, как с добрым другом. Давайте, ребята, позовем весну закличкой.

Журавли вы, журавли.

Журавли вы, тонконоги,

Широки ваши дороги.

Прилетайте на гумно,

Приносите к нам тепло.

Нам тако нужно тепло,

Чтобы с горки потекло.

Так закликали весну, надеясь на благодатную работу в поле. Недаром говорили «Весенний день год кормит».
6. За весеннее время земледелец успевает вспахать оттаявшую землю, проборонить ее. В старые добрые времена это делали…

Бабушка Андреевна

Сгорбившись стоит,

Ноженьки в земелюшке,

Рученьки раскинула –

Все хочет схватить.

(соха)

Железный нос

В землю врос

Роет копает,

Землю разрыхляет.

(плуг)

Кривоногий растрепал,

А зубастый причесал.

(плуг и борона)
Работа с репродукциями с картин А. Комарова «На пашне».

В наше время человек выводит в поле другую технику.

Идет силач,

На нем ловкач,

За ним копач,-

Добывать калач.

(трактор)

В огне родился,

Керосину напился,

В колхоз явился,

Всем полюбился.

Была соха и жизнь плоха. «Отдохни, сошка,- сказал дед Ермошка,- теперь не твой час: есть трактор у нас». На пашне прокладывается борозда за бороздой. С этой работой отлично справляется землепашец(пахарь) Буланин Сергей Дмитриевич (дядя Лены и Любы Егаревых). Яркие лучики солнца прогрели землю. В.И. Белов в книге «Лад» рассказывает: «В шутку или всерьез, не поймешь, но в народе говорили так: «Выйди в поле и сядь на землю голой задницей. Сразу узнаешь, пора сеять или погодить требуется». День сева был самым ответственным днем для крестьянина. Люди знали: что посеешь, то и пожнешь. Не забывайте это правило- оно полезно и в деле и в слове. Сеяли руками, в основном этим делом занимались старички. Придет сеятель к полосе, поклонится на все четыре стороны, перекрестится и начинает работу: шел по полю с лукошком, привязанным на груди, и неторопливо, сначала в одну сторону, затем в другую, и горсть за горстью бросал зерно, беря из лукошка. Дети одевают лукошко и представляют себя в роли сеятеля.
7. Физкультминутка:

Вырос в поле дом

(руки над головой, «крыша»).

Полон дом зерном

(широко разводят руки в стороны).

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

(постукивание кулачками).

Ходит дом ходуном,

(вращение туловищем).

На столбе золотом.

8. Началась жатва. Это время для крестьян было нелегким. Надо ловить каждый час, напрягать все силы, чтобы собрать весь хлеб без потерь, на который было потрачено столько труда. Недаром говорили «Некогда лежать, когда пришла пора жать». Жали серпами.(показать серп и фотографию жницы) Эту работу выполняли женщины. «Сенокос да жнивушка-изболится спинушка». По норме за день выжинали ржи- 15 соток- это примерно 200 снопов. Если овес вяжешь - он мягче, его скорее вязать. Овса- то за день снопов 250 ставили. Работу каждый день принимал бригадир. В клубе деревни Василево был стенд, одна половина, которого была красная, а другая - черная. Если девушки или женщины на жатве перевыполняли норму, то их фамилии помещали на красную половину, а если нет- то на черную. Завидев бригадира на поле, пели частушку:

Бригадир идет по полю,

А мне так девушке тоска,

Намеряет, да мало

Вот и черная доска.

Учебник стр. 54 И.В. Маркичев «Палехская миниатюра». Рассмотреть и ответить на вопрос: Почему дни жатвы называли страдой?

А сейчас в хлебное поле выходят…

Без рук, без ног,

А поле убрал…

Больше всех убрал зерна комбайнер Н. И. Хватов. Наши труженики выходят из года в год на хлебную ниву. В каждом куске хлеба есть доля их крестьянского труда.

Работа с репродукциями с картин А. Венецианова «Жница».
^ 9. Тренинг «Полевые работы»

Задание: определить по картинкам последовательность полевых работ (работа индивидуально, в парах, обсуждение в классе, экспертная оценка), рабочая тетрадь, часть вторая, стр. 5.
10. Итог урока.

Дети становятся в круг. Мы познакомились с важнейшим из всех дел на Руси - трудом земледельцев. А чему вы научились у них? Как потрудились ваши души? Что бы вы хотели пожелать людям, работающим на земле? Перед тем как высказаться дети передают друг другу колосок, представляя себя зернышком. Учитель благодарит детей за урок.

11.Д/З: выполнить задания в рабочей тетради на стр. 5.

Методический кабинет Истоковедения ВИРО.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Сев и жатва». 2 класс. Цель урока iconУрок Тема: «Сев и Жатва»
...

Тема урока: «Сев и жатва». 2 класс. Цель урока iconИстоки. Разновозрастной урок (2 класс: «Сев и жатва». 4 класс: «Труд. Земледельцы».)
Учебник: -камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.:...

Тема урока: «Сев и жатва». 2 класс. Цель урока iconТема урока: «Белые стихи» Давида Самойлова. Цель урока
Цель урока: формирование чувства прекрасного через поэтические образы, умения слушать и наслаждаться художественным словом

Тема урока: «Сев и жатва». 2 класс. Цель урока iconКонспект урока литературное чтение 4 класс Тема урока
Цель урока: учить работе над лирическим произведением, находить эпитеты, как красочное средство языка, учить видеть прекрасное с...

Тема урока: «Сев и жатва». 2 класс. Цель урока iconТема урока: «Синие горы Кавказа» в творчестве М. Ю. Лермонтова Цель урока
Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать...

Тема урока: «Сев и жатва». 2 класс. Цель урока iconСценарий урока по обучению грамоте 1 класс Тема: «Гласный звук [а], буквы А,а»
Цель урока: Ознакомить учащихся с обозначением на письме гласного звука [а] специальными значками – буквами А,а

Тема урока: «Сев и жатва». 2 класс. Цель урока iconТема урока: Стихотворение "Береза" Сергея Есенина". 5-й класс
Цель урока: формировать у учащихся знания и умения, необходимых для обеспечения гармоничного существования с окружающей средой

Тема урока: «Сев и жатва». 2 класс. Цель урока iconТема урока: «Овощи». Цель урока
Цель урока: расширение знаний детей о многообразии овощей, о их полезных свойствах, о правилах гигиены при употреблении овощей в...

Тема урока: «Сев и жатва». 2 класс. Цель урока iconУрока с использованием эор тема урока: А. Н. Островский: страницы...
Цель урока: знакомство с биографией А. Н. Островского, подготовка к анализу пьесы

Тема урока: «Сев и жатва». 2 класс. Цель урока iconУрока в 5 классе по фгос тема урока
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница