Разных стран и народов в повседневной жизни малыша как средство для развития речи




НазваниеРазных стран и народов в повседневной жизни малыша как средство для развития речи
Дата публикации22.03.2014
Размер92.9 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Астрономия > Документы
ПЕСЕНКИ, ПОТЕШКИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ

РАЗНЫХ СТРАН И НАРОДОВ

В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ МАЛЫША

КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Подготовила

для использования в дошкольном учреждении

учитель-логопед Загороднева И.П.
ВСТУПЛЕНИЕ.

Как предупредить речевые нарушения, столь распространенные у современных детей? Что можно сделать с самого рождения малыша, еще до поступления в детский сад? Эти вопросы волнуют многих молодых родителей. Постараюсь немного осветить этот вопрос.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста легче и проще всего осуществляется в той деятельности, которая непосредственно связана с насущными интересами самого малыша. В самом младшем возрасте такой деятельностью являются все режимные моменты, формирующие распорядок дня и весь уклад жизни ребенка: просыпание, умывание, одевание, кормлении, прогулка, засыпание. Как наполнить эти моменты речевым содержанием, соответствующим возрасту малыша ?

Давайте обратимся к народным традициям. Многовековой опыт русского народа и множества других народов мира запечатлели в себе разнообразные потешки – короткие шутливые стихи, песенки на самые разные темы. Мелодичность поэтической речи, шутливые, добродушные образы, дозированность речи, ритмические повторы, легко запоминающиеся детям – все это делает потешки неоценимым подспорьем в деле развития речи младших дошколят. Веками наши мудрые бабушки-нянюшки использовали потешки, чтобы успокоить, развеселить, а то и пожурить не в меру расшалившегося проказника. С потешкой и каша веселее съестся, и сон сам собой придет.

Вот почему хочу предложить вашему вниманию именно такой простой, но не упрощенный, а гармонично подходящий малышам речевой «материал» - потешки. В нашем дошкольном учреждении мы сделали подборки потешек для различных режимных моментов в жизни ребенка. Используйте их почаще, ласково, с любовью, и, возможно, речевых проблем у вашего малыша не окажется.
ПРОСЫПАЕМСЯ

ПРОСЫПАЙСЯ!

Просыпайся, подымайся,

Да росою умывайся!

Оглянись

И улыбнись:

Солнце светит над тобою,

Скачет зайчик за водою,

Пашет пахарь за рекою,

Ночка дремлет под горою.

Подымись

Да потрудись!

(С. Городецкий)
Петя, петя, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?
УМЫВАЕМСЯ

УТРЕННЯЯ ПЕСНЯ

Встань поутру, не ленись!

Мылом вымойся, утрись.

Кто растрепан, неумыт,

Тот собой людей смешит.

(В. Одоевский)
Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки розовели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.
Я под краном руки мыла,

А лицо помыть забыла.

Увидал меня Трезор,

Зарычал: «Какой позор!»

(Г. Ладонщикова)
ОДЕВАЕМСЯ

Валенки, валенки

Не велики, не маленьки,

А как раз на ноженьки

Нашему Сереженьке.

Ноженьки пляшут,

Рученьки машут.

Валенки новеньки,

Сережа чернобровенький!
ГДЕ МОЙ ПАЛЬЧИК?

Маша варежку надела.

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.

- Погляди-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдешь.

- Здравствуй, пальчик!

Как живешь?
КУШАЕМ

Травушка-муравушка

Со сна поднялась,

Птичка-синичка

За зерно принялась,

Зайка – за морковку,

Мышка – за корку,

А детки – за молочко.
А тпру, тпру, тпру!

Не вари кашку круту.

Вари жиденькую,

Вари мяконькую

Да молошненькую.
ГУЛЯЕМ

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка!
Солнышко-ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят да ягнят

Да малых ребят!
Видишь тучи, слышишь гром,

Потемнело все кругом.

Эй, лиса, хвостом махни,

Тучи в небе разгони!
Большие ноги

Шли по дороге:

То-ооп! То-ооп! То-ооп!

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
Наша Катя маленька,

Маленька, удаленька,

Пойди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой.
АКИМ

Вдоль реки бежал Аким,

Был Аким совсем сухим.

Побежал он поперек –

Весь до ниточки промок.

(О. Григорьев)
Когда шагают лугом

Утята друг за другом,

То первый – впереди,

Последний – позади.

Когда шагают лугом

Утята друг за другом,

То первый – погляди –

Шагает впереди!
ИГРАЕМ

Ай люли, ай люли,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились

Не простые,

Золотые

Ворота!
Возле норки

Крота

Встала горка

Крута…

Проходите

Кто хотите

В золотые ворота!..

(А. Прокофьев)
ПАЛОЧКА_ВЫРУЧАЛОЧКА

Палочка-

Выручалочка!

Среди бела дня

Выручай меня.

За березу, за рябину –

Далеко тебя закину.

Кто за палкой гонится,

От того хоронятся.

(А. Прокофьев)
ПРИСТАВАЛКА

- Отчего у мамочки

На щеках две ямочки?

- Отчего у кошки

Вместо ручек ножки?

- Отчего шоколадки

Не растут на кроватке?

- Отчего у няни

Волосы в сметане?

- Отчего у птичек

Нет рукавичек?

- Отчего лягушки

Спят без подушки?..

- Оттого, что у моего сыночка

Рот без замочка. (С. Черный)

Коза рогатая,

Коза бодатая!

Убежала за плетень,

Проплясала целый день:

Ножками коза топ-топ!

Рожками коза хлоп-хлоп!
ПОМОГАЕМ СТАРШИМ

ХОЗЯЮШКА

Хозяюшка,

молодаюшка,

что за работница!

Обо всем заботится,

на всякое дело годится,

что за молодица!
ЯПОНСКАЯ КУКОЛКА-ЩЕТОЧКА

-Кукла-щеточка,

какие у тебя дела?

- Сметаю крошки

и пыль со стола.
УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ И БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМИ

ВОЛЧОНОК

Очень скучно мне, волчонку, одному!

Почему со мной не дружат, не пойму,

Ни козлята, ни телята,

Ни зайчата, ни лисята.

Почему?

(Е. Серова)
- Маленькая девочка,

Скажи, где ты была?

- Была у старой бабушки

На том конце села.

- Что ты пила у бабушки?

- Пила с вареньем чай.

- Что ты сказала бабушке?

- «Спасибо» и «прощай».
ЗАСЫПАЕМ

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Баюшки-баю,

Песенку спою

Про заморский край,

Если будешь пай.

Расскажу и сказочку

Про звезду-алмазочку,

Про улиточку рогатую

И про белочку хвостатую.

Ты же засыпай,

Баюшки-бай-бай!

(А. Блок)
Спи, мой Заинька,

Нежный пушок,

Серенький, маленький,

Робкий зверек.

Заиньке не спится,

Заинька боится

Увидеть во сне лисицу.

Не бойся, Заинька,

Не бойся, маленький,

Баинька, Заинька,

Баинька, маленький.

(И. Эренбург)
БАЮ-БАЙ

Спит будильник.

Спит звонок.

Просыпается щенок.

Просыпается и лает,

Снов приятных нам желает.

«Баю-бай! Баю-бай!»-

Вот что значит этот лай.

(В. Берестов)
Пошел котик во лесок,

Нашел котик поясок.

Нарядился,

Воротился.

Стал он люлечку качать:

- Баю-бай,

Баю-бай,

Ляг, Галинка, скоренько,

Встань, Галинка, с зоренькой.
Уж ты, котенька-коток,

Котя, серый животок!

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать,

Прибаюкивати.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога,

Дам кувшин молока,

Лапки вызолочу,

Хвостик высеребрю.

Пошел котик во лесок,

Нашел котик поясок,

Чем люлечку подцепить

Да Ванюшу положить.

Стал кот Ванюшку качать,

Серый Ваню величать:

«Идет котик по лавочке,

Ведет киску за лапочку,

Ходят вместе они –

А ты, маленький, засни!»
Спи-ка, усни,

Дитя Ванюшенька!

Все ласточки спят,

И касаточки спят,

И куницы спят,

И синицы спят,

Нашему Ванюшеньке спать велят.
Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю!

Поворотишься –

Долой скатишься.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок.

Ты, волчок, к нам не ходи,

Мою Машу не буди!
Баю-баюшки-баю,

Баю деточку мою!

Гуркота, гуркота,

А Оленьке – дремота.

Сон да дрема

Вдоль по улице прошли,

К моей Олечке зашли,

Под головку спать легли!

Баю-баюшки-баю,

Баю деточку мою!

Прилетели гулюшки,

Садились на люлюшку.

Они стали гурковать,

Стали Оленьку качать,

Прибаюкивати:

Спи, Олюшенька, усни,

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разных стран и народов в повседневной жизни малыша как средство для развития речи icon"Музыкальная культура стран Востока. Япония "
Цель урока: Продолжать знакомство с музыкальной культурой разных стран и народов, пробуждать и развивать интерес к этой музыке. На...

Разных стран и народов в повседневной жизни малыша как средство для развития речи iconТема собрания: «Развитие речи младших дошкольников»
Развитие выразительности речи. Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях...

Разных стран и народов в повседневной жизни малыша как средство для развития речи iconУстное народное творчество как средство развития речи у детей
Приведены примеры возможных вариантов использования различных форм устного народного творчества для развития речевых навыков у детей....

Разных стран и народов в повседневной жизни малыша как средство для развития речи iconРазвитие речи детей пятого года жизни
Следовательно, речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая малыша родной речи, мы одновременно способствуем...

Разных стран и народов в повседневной жизни малыша как средство для развития речи iconХудожественное своеобразие творчества гу чэна (1956-1993)
Специальность 10. 01. 03. – Литература народов стран зарубежья (литературы народов стран Азии)

Разных стран и народов в повседневной жизни малыша как средство для развития речи iconОбразовательная программа по английскому языку «английский для самых маленьких»
Иностранный язык на ранней ступени рассматривается как средство формирования интеллекта ребёнка и развития его способностей; как...

Разных стран и народов в повседневной жизни малыша как средство для развития речи icon«Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений»
Нарушения речевого развития детей, будь то ффн, онр, заикание и другие рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения...

Разных стран и народов в повседневной жизни малыша как средство для развития речи iconПроцессы глобализации с наступающей силой унифицируют культуры разных...
Другая с национально-этническим возрождением культур и народов, в котором реализуется потребность в самоопределении, а также стремление...

Разных стран и народов в повседневной жизни малыша как средство для развития речи iconИгра в жизни малыша
Именно игра делает обучение для ребёнка интересным и желанным занятием. Она, в сущности, его главная деятельность. Для взрослого...

Разных стран и народов в повседневной жизни малыша как средство для развития речи iconПриемы драматизации как средство развития разговорной речи на начальном этапе обучения
Большинство детей любят изображать различные истории, события, факты, сказки. Это является отличным способом и средством развития...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница