Всеобщая история введение




НазваниеВсеобщая история введение
страница1/11
Дата публикации21.08.2013
Размер1.35 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ВАРДАН ВЕЛИКИЙ

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ВВЕДЕНИЕ АВТОРА

Прежде всего вникнем мы — созданные, в Сущего, мы — получившие начало, в Безначального, мы — дольше, в Горнего, не для того, чтобы постигнуть Его всего — что возможно только Ему единому, но чтобы (уловить) хотя искру от недосягаемой славы Его и тем удовлетворить внутренней нашей потребности: и это не собственными нашими средствами, но через посредство другого. И пусть этот другой — друг Бога, великий Моисей, кротчайший из людей, не гнушается подать нам руку и жезл, полученный им от Бога, дабы мы, взяв этот жезл в руки, исполнились мудрости. Когда Моисей вопрошал Бога о Его имени, услышал, что Он есть Сый, и через то отверзлись перед ним глубины Его мудрости, и, ободренный этим, назвал Его Богом и Господом, Творцем и Создателем всего. И хотя он услышал от Господа подробно обо всем, но, умудренный словом Сын, поверил, что Он есть Бог, через [2] которого сущее существует, ибо Он есть аст-атцох 1 и имя Ему Господь, потому что Он — князь и судия над созданными Им Самим.

Так как сущий вечно существует, поэтому он и не есть создание; ибо (слово) сущий означает бытие, а (слово) бог — творчество. Вот почему и Моисей назвал первую книгу свою (Книгою) Творения и Бытия. (Творение и бытие) показывают как бы отношение творения к Творцу и рождения к родшему. (Моисей) знал, что сущий один и единственен, между тем как созданий много; что нет множества без единого, между тем как единое существует без множества. Понятие о троичности не укрылось от него, ибо он постиг, что Сын троичен, и он признает троичность, (рассказывая) о сотворении человека, о разделении языков и о прочем. Все прочие создания или выше одного, или же больше трех по своему несовершенству; между тем как Сый троичен и имеет начало, средину и конец; ибо Он есть Бог первый, средний и последнии. Все, что вы стречаете в этом роде, есть только подобие, а не действительность. (Моисей) познал сущее началом всего; ибо все, что создано и создается, первоначально было сущностью и от сущего получило бытие свое. К тому же он постиг, что сущее само по себе есть нечто простое, и потому все созданное он принял как ничто сложное, как тело. Если сущий благ, то и неизменен, безконечен, бессвойственен, безмерен и безкачественен. Благой Cyщий не для себя одного желал иметь благое — напротив, Он создал благие творения, дабы oне наслаждались неиссякаемой благостью [3] Творца. И Моисей так начинает: “в начале сотворил Бог небо и землю”. Говоря о Боге, он не упоминает о веществе, потому что художник ни в чем не нуждался.

Бог сотворил четыре стихии: — огонь и воздух горячими и легкими, воду и землю — холодными и тяжелыми, имеющими сухость и влажность. Моисей сказал: в начале для того, чтобы показать безвременность сотворения; ибо он представлял себе созданное под тремя условиями — безвременности, безмерности и безместности. Ибо (выражение) в начале не заключает в ce6е ни времени, ни года, ни дня, ни часа, ни дробной части (времени). Никто не в состояинии постичь всего созданного 2... Изменяемостью, движением, измеримостью, качеством и бытием оно резко отличается от природы Творца.

Божия мудрость есть искусство и сила, а благость Его — вещество безтелесное, которое овеществила и видотворила щедрая Его воля-художница, из ничего овеществившая форму неба и земли, и утвердившая их на неуготовленном основании. Существует три свода, один выше другого: свод огненный, ниже его водяной и свод воздушный — твердь. Все эти три свода, волнуемые вечром, вращаются кругом всей земли нашей. Земля имеет над собою неподвижную воду, поддуваемую вверх ветром, природная тяжесть которой препятствуем ей (воде) взлетать вверх, а дуновение из бездны удерживает ее от падения. Все это с легкостью носит Слово Божие.

Небо с первого мгновения своего существования [4] оживотворилось ангелами — огненными, каково и огненное их жилище, распределенными на десять чинов, отличающимися местом, славою и силою — вне (сферы) четырех стихий потому, что они неизменны и бессмертны. Верхнее же небо несказанным образом слу-жит завесом между ангелами и Богом.

Мудрецы говорят, что при первом вращении неба получила сущеетвование природа — божие искусство, творящая сила после Бога, статься может, действие наших четырех стихий.

При втором вращении (Бог) основал твердь и поднял половину воды, необходимой для двух целей: для поддержания излишней тяжести земли и для преграждения всего телесного от жгучести огненного неба.

Третье вращение по мановению Божией воли привело в движение растения и травы, которым служит началом плесень земли, а завершением — семя, заключающее в себе дерево. Это последнее начинается мохом, подходящим к растениям, и замыкается пальмою, подходящею к животным, в которой замечаем мужский и женский пол.

При четвертом вращении повеление Божие было свету, который ничто иное, как отделившаяся часть эфира. Оно рассекло его на три части и (распределило) по многим сосудам: по солнцу, по луне и по многочисленным звездам; им же по зодиаку проложен путь солнцу и луне и другим семи звездам (планетам). Проходя по трем знакам (зодиака), солнце производит весну; вознесясь в другие три знака, производит лето; вступая в Весы, опускается на три (знака) и производит осень; спускаясь еще (ниже) на юг, творит зиму. — Смотря по высокому или [5] низкому положенно стран, день прибавляется до 20 и убавляется до 4-х часов. — По словам мудрецов мир наш разделяется на 14 климатов или частей, из коих семь необитаемы для людей. По причине слишком низкого положения земли в ней бывает холод и мрак; ибо в течении шести месяцев бывает день, начиная от Овна до Весов, и шесть месяцев бывает ночь, начиная от Весов до Рыбы. В средней же Индии — всегдашнее равноденствие; ибо там часы ни прибавляются, ни убавляются, но остаются двенадцать.

При пятом вращении и переходе к шестому вышло повеление (Божие) воде и земле относительно животных, которые, начиная от морской травы до губки, восходят до человека — животного разумом совершенного, до тысячи пород, между которыми главнейшая — левиафан в водах и посорог — в пустынях суши. — Вот, по Аристотелю, всеобщии дух, податель жизни всему!

Итак природа приводит в движение небесный шар; она же сообщает движение времени, стихиям, растениям, животным, минеральным веществам: золоту, серебру, драгоценному камню и прочим, что производит природа через посредство серы и ртути, как говорят сведущие в том люди.

Увенчав устройство членов головою, подобно искусным живописцам, начинающим свои изображения с ног, Бог дивным образом созидает новую природу из неба и земли и из находящегося между ними. Шесть рук занимаются устройством одного образа, дабы этот один был подобен троим, чем единою [6] исповедуется природа Творца, сущность Его и божественность. Зная прегрешения, долженствовавшие совершиться, Божие предвидение немогло остановить движения щедрой своей благости, и в силу этой же самой благости Оно не отказалось придти на посещение к тому больному, которого Оно создало своими руками. Отдав его земли, передает палачу и смертью полагает конец его прегрешениям, извлекает из него зло, указывая ему на вред от змия, на коварство лукавого, дабы он не слушался последнего, ведая предстоящее себе возобновление. Милосердие не допустило Его совершить приговор, Им самим произнесенный ему; ибо (мы видим), что душа, не умерла, но что земля обратилась в землю, а житель остался. Художник же могуч и милосерд; в Его руке вещество, и в нем — время незабвенного воскресения 3.

Святый из святых — о ты милосердие и милость, слава Тебе и благодарение! [7]

Посредством серафимов Бог пламенем окружил рай с его неистощимыми плодами и неувядаемыми листьями; рай, находящийся на восточной стороне земного шара на вершине высокой горы, (величиною) ровняющейся ядру луны. День и ночь, происходящее от солнца, не имеют там никакого влияния; ибо (все) освещается эфиром, или же лучами славы божия как великое божие дело и дивное место, которого даже видеть не удостоился преступник 4. Бог со всех сторон возжег его огнем: с боков и сверху (и скрыл его, подобно тому), как молниеносный огонь, падая с неба, скрывает и себя и место свое от глаз человеческих, дабы никто без божией воли не дерзнул искать его.

Адам и Ева, после тридцати лет, девственно проведенных 5, оплакивая неразумность свою, познали наконец друг друга, и, унизившись до состояния бессловесных, родили Каина — болезненное чадо больных родителей, как говорят врачи... 6 После тридцати лет родились у них Авель и сестра его, Авелухи. По прошествии еще тридцати лет Каин убил Авеля. Ибо родители учили их почитать Бога [8] лучшими и первыми дарами и по взаимной любви друг к другу приносить их за себя и за брата. Авель принес жертву от первородных агнцев и от туков их и за себя и за брата; поэтому и призрел Бог сперва на Авеля и на жертву его, на Каина же не взглянул Он; ибо Каин принес худшее и то за себя только, а не за брата: жертва его не была принята свыше огнем, как жертва Авеля. По этой причине Каин подумал, что Бог возмет Авеля в рай за удостоенную жертву, и, воспламененный завистью, убил его. Адам и Ева, узнав это, не переставали оплакивать его сто сорок лет. И когда Бог милостиво призвал Каина на раскаяние, этот последний солгал и тем прибавил новый грех к грехам своим; и получил, как говорят, знамение в чело и трясение во все члены свои. Родились у него и сыновья и внуки, а мучение его все продолжалось; и наконец он умер, покрытый позором.

Сыновья его: Енох, Гаидад, Малелеил, Мафусал и Ламех были злы подобно отцу своему. Так напр. Ламех признается женам в убиеннии мужа и юношей, которые, говорят, были братья праведного Еноха, которых он убил и взял их жен, а не Каин и сыновья его, похожие на отца, которого Бог никому не велел убивать.

Сыновья Ламеха: Фовел и Ювал и сестра их Ноема, изобрели лиру, песни, и белила; они же изобрели искусство ковать железо и медь. После двух сот тридцати лет по выходе из рая родился у Адама сын утешения — Сиф 7, который, по прошествии почти двух сот лет, родит Еноса: он, праведный, [9] уповал на Бога и призвал на помощь имя Господа Бога. Он изобрел письмена 8, которыми написал на двух досках — медной и глиняной; он предсказал, что наша земля дважды погибнст — водою и огнем. Он написал все это, равно как и названия всех вещей, данный Адамом, для сохранения их на упомянутых досках. “От воды, говорил он, медь уцелеет, а от огня — выжженный глиняный кирпич”. Поэтому самому он назван богом, а сыновья его — сынами божиими. — Другие говорят, что из сыновей его двести человек вспомнили жизнь в раю и ушли в горы для сохранения девственности, почему и были названы сынами божиими; и что, наскучившись, они сошли с Ахермонской горы и были преследуемы своими братьями. Сыновья и дочери Каина, обольстив их лирным звуком и румянами, склонили на свою сторону, дабы они избрали себе жен из среды их. Они же исполнили это, нарушив Божий завет, с ними заключенный — не вступать с ними в свойство.

Говорят, что сыновья Каина, по прошествии двух тысяч лет после выхода из рая, поставили себе царя по имени Самирос, точно также как сыновья Сива — Алороса, который открыл число зодиакальных знаков и планет. От него получила свое наименование астрология, т. е. предсказание по звездам. Начиная от него, считают десять царей 9, царствовавших в продолжение тысячи ста восьмидесяти лет.

Енос ста девяноста лет родит Каинана.

Каинан ста семидесяти лет родит Малелеила.

Малелеил ста шестидесяти пяти лет родит Яреда. [10]

Яред ста шестидесяти двух лет родит Еноха.

Енох ста шестидесяти пяти лет родит Ламеха.

Ламех ста осьмидесяти осьми лет родит Ноя. И, по достижении семи сот пятидесяти трех лет, умирает он двадцатью девятью годами прежде отца своего.

Ной родился в тысячу шесть сот шестьдесят пятом году, по выходе Адама (из рая). В это время зло умножилось и усилилась неправда. Ибо Диавол избрал себе орудием сначала прожорливость, потом женолюбие и наконец — убийство. Диавол сделал это с тем, чтобы от частых сообщений женщины стали бесплодными, и чтобы живущие убивали друг друга и теш истребился бы род человеческий; ибо двадцать человек умирало за одну женщину, “и, говорит св. отец Ефрем, только с женщинами жили в миру”. Но заботливость Господа вопреки лукавому соделало частые сообщения причиною рождсния чудовищных исполинов. И так как эта страсть развилась от добровольного желания женщин, поэтому во время рождения рослых младенцев умирали матери, а дети их оставались в живых. Достигнув совершеннолетия и взирая на громадность своего роста, в кичливости своей они назвали себя мужами вечности; и потому Бог создал их долговечными, чтобы они могли для детей своих заменить собою письмена, и нарождать детей во множестве. В гордости своей они не ожидали смерти. Но Творец сократил (дни их) и, лишив их — оскверненных, благодати Духа, сказал: “будут же лета их сто двадцать, и дух мой не пребудет с ними”. И эти сто двадцать лет [11] (назначены) не всем людям вообще, но только мужам того времени на покаяние.

И было Ною пятьсот лет; и он жил еще в пустыне жизнью неукоризненною и целомудренною, когда Бог повелел ему взять жену, родить детей и строить ковчег, который бы носился по водам. И исполнилось Ною шесть сот лет; и Бог дал время покаяния; но так как (люди) не покаялись, то он сократил (назначенное) время, которое, говорят, состояло из девяти сот шестидесяти двух лет, прибавленных к летам Мафусала и проведенных под водою. Поэтому в шестисотом году был потоп, истребивший все животные, кроме тех, которые находились с Ноем в ковчеге вместе с восьмью разумными существами.

Числа лет, проведенных Адамом в раю, никто не может знать, вопервых потому, что наше солнце, творящее время, не служило раю; вовторых потому, что пока Адам был невинен, жрсбий его был с бессмертными, неподлсжащими годам, после же преступления он не оставался в раю. И так как он, подпал под приговор смерти и умер для Бога, то ему нужна была могила, между тем как рай был жилищем бессмертных; поэтому, выведенный на землю, он подпадает под (влияние) времени. Отсюда-то Дух считает годы через Моисея, что составляет, по переводу семидесяти (толковников) по выходе из рая до потопа, две тысячи двести сорок два года; по (мнению же) Евреев — тысячу шестьсот пятьдесят шесть лет (т.е.), без пятисот восмидесяти шести лет. Причиною (этого разногласия), говорят, было то, что [12] Евреи, будучи женолюбивыми, сократили годы супружества первых (людей), дабы никто невоспретил им жениться в молодых летах; ибо (в самом деле) разногласие их относится к годам до супружества. Говорят, Адам ста двадцати лет родил Сифа, а Сиф ста пяти лет родил Еноса. Относительно же времени после супружества они совпадают с семидесятью толковниками; (начиная) от Яреда, Мафусала и Ламеха, они снова сходятся, что сильнее обличает их ложь; ибо если младшие долго сохраняли свое целомудрие, то тем долее (сохранять должны были его) старшие и лучшие.

Ной пятисот лет родил Сима, Хама и Яфета, с которыми вместе спасся он от потопа, бывшего на шестисотом году его. По выходе своем из ковчега, он жил еще триста пятьдесят лет и родил, говорят, еще сына, по имени Манитон, и дочь, по имени Астхик; 10 он разделил между своими (детьми) всю землю, сначала на три части по числу трех сыновей своих, вышедших из ковчега, а именно — на Европу, Ливию и Азию. Европа значить отделенная, ибо отделил Ной запад, придавая к нему с востока часть горы Емавон, и отдал его Яфету, который распространился еще далее до гор Каспийских и Кавказских и наполнил собою острова. Часть запада он уступил Манитону, который выпросил себе (часть) от костей Адама, бывших у Ноя в ковчеге. Ной дал ему голени (Адама) и тот ушел. Птицегадание приписывают Манитону, который есть в то же время отец жителей Бюритании.

Ливия означает полный удел: она составляет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всеобщая история введение iconПрограмма дисциплины Всеобщая история для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...

Всеобщая история введение iconАвтор, название учебного пособия, учебника
Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История нового времени

Всеобщая история введение iconУчитель – Дорофеева Г. В
...

Всеобщая история введение iconИстория России. Всеобщая история
Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона...

Всеобщая история введение iconУчебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России с древнейших...
Учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века. М.: «Просвещение» 2013; М. В. Пономарев,...

Всеобщая история введение iconВсеобщая история
Ввиду большого объема комментариев их можно посмотреть здесь (открываются в новом окне)

Всеобщая история введение iconВсеобщая история
Ввиду большого объема комментариев их можно посмотреть здесь (открываются в новом окне)

Всеобщая история введение iconДополнительная литература по истории Древнего мира
Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история. Сост. Елманова Н. С., Савичева Е. М

Всеобщая история введение icon1. Особенности западной цивилизации XIX в. (1800-1880-е гг.)
Модули 1 и 2: учебник «Всеобщая история Нового времени», авт.: Данилов Д. Д. и др

Всеобщая история введение iconВсеобщая история. Средние века. (6 «Г» класс)
Историческая игра между 6 классами «Средневековый бал» команда 5 человек (примерно 28-29 мая)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница