Лебедева А. Н. ^ Лзз развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа




Скачать 291.51 Kb.
НазваниеЛебедева А. Н. ^ Лзз развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа
страница1/3
Дата публикации03.08.2013
Размер291.51 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Астрономия > Программа
  1   2   3
ББК 74.113.8 ЛЗЗ

«Дошкольное воспитание и обучение» — приложение к журналу «Воспитание школьников»

Выпуск 26 I полугодие 2002 г.

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о per. ПИ № 77-1491 от 10.01.00 г.

Лебедева А.Н. ^ ЛЗЗ Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 32 с.

ISBN 5-9219-0172-5

Пособие содержит различные задания и упражнения, направленные на развитие двигательных умений и способностей ребенка (силы, ловкости, быстроты, координации, равновесия), а также свойств психики (внима­ния, сообразительности, ориентрировки в пространстве и времени и т.д.). Они способствуют общему оздоровлению и укреплению организма детей.

ББК 74.113.8

Издание охраняется Законом Российской Федерации об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или ее части без пись­менного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке.

ISBN 5-9219-0172-5

©А.Н Лебедева, 2002

© Издательство «Школьная Пресса», 2002

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития. Сенсорное раз­витие, с одной стороны, составляет фундамент общего умствен­ного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. К концу до­школьного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики. У детей с проблемами в развитии, как правило, их фор­мирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточ­ной точностью и гибкостью. У многих детей с проблемами разви­тия отмечается недостаточность двигательных навыков: скован­ность, плохая координация, неполный объем движений, наруше­ние их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зри­тельно-двигательной координации: неловкость, несогласован­ность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пони­женной работоспособностью, что в значительной степени связа­но с физическим недоразвитием.

Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в хо­де начального обучения.

В предлагаемой программе ставятся следующие задачи и, соот­ветственно, выделены следующие разделы:

  1. Развитие общей и мелкой моторики.

  2. Сенсорное развитие.

Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. В каждое занятие включены задачи обоих раз­делов программы.

Упражнения для развития общей и мелкой моторики направ­лены на развитие отдельных двигательных качеств и способнос­тей ребенка (силы, ловкости, быстроты, координации, равнове-

сия и др.), на развитие свойств психики (внимания, сообрази­тельности, ориентировки в пространстве, времени и пр.), на по­вышение функционального уровня систем организма (трениров­ка дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизация об­менных процессов, формирование осанки).

Занятия проводятся преимущественно в игровой форме.

Эффективность занятий определяется по следующим показа­телям:

  • общее оздоровление, укрепление организма, развитие двига­
    тельных способностей, сознательного управления движения­
    ми, формирование правильной осанки; развитие нервной
    системы (быстрота реакций, координация движений и др.),
    развитие организованности, дисциплины;

  • совершенствование сенсорных представлений, перцептив­
    ных действий, формирование аналитического восприятия;

  • развитие произвольного внимания, памяти, речи, мысли­
    тельных способностей.

^ РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ

Первая группа упражнений направлена на повышение функци­онального уровня систем организма, энергетического потенциала.

1. Дыхательные упражнения.

  • четырехфазные дыхательные упражнения (3—5 раз), содер­
    жащие равные по времени «вдох — задержка — выдох — за­
    держка»;

  • соединение дыхания и движения.

Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и ес­тественным, регулируемым бессознательно, что успокаивает и способствует концентрации внимания. Со временем отмечается увеличение объема легких, усиливается газообмен и улучшается кровообращение; под воздействием диафрагмы происходит ин­тенсивный массаж внутренних органов, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

2. Стимулирующие упражнения, повышающие энергетичес­
кий потенциал:

  • хлопки (ладонями, кулаками);

  • самомассаж головы;

  • самомассаж ушных раковин;

  • самомассаж стоп;

  • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, работа с пальца­
    ми (выполнение различных фигурок из пальцев).

Данные упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащают знание ребенка о собст­венном теле, развивают внимание, произвольность движений, ус­покаивают и уравновешивают психику.

3. Оптимизация тонуса и обучение релаксации.
Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач

коррекционной работы. Любое отклонение от оптимального то­нуса может являться как причиной, так и следствием изменений в психической и двигательной активности ребенка и негативно сказывается на общем ходе его развития.

Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психичес­кой и двигательной активности ребенка. Оно сочетается с замед­ленной переключаемостью нервных процессов, -эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.

Наличие гипертонуса проявляется в двигательном беспокойст­ве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для детей с ги­пертонусом характерно отставание в формировании произволь­ного внимания, дифференцированных двигательных и психичес­ких реакций, что придает психомоторному развитию своеобраз­ную неравномерность.

На занятиях ребенку необходимо дать почувствовать его собст­венный тонус, одновременно обучая возможным приемам релак­сации.

4. Работа с локальными мышечными движениями:

  • потягивания;

  • перекаты головы;

  • упражнения для плечевых суставов;
    • • разминка и расслабление рук;

  • повороты в стороны;

  • упражнения для ног.

Эти упражнения позволяют лучше почувствовать разминае­мую часть тела и потренироваться в управлении ею. При выпол­нении этих упражнений последовательно сверху вниз разминают­ся определенные группы мышц.

5. Повышение устойчивости.

Повышение устойчивости связано с развитием равновесия, т.е. «чувства опоры». Основным здесь является привлечение внима­ния к контакту тела с опорой, в данной ситуации с полом; необ­ходимо расслабить брюшные мышцы, которые обычно напряже­ны, а также слегка согнуть колени; голова, позвоночник и пятки должны находиться на прямой линии.

6. Работа с патологическими ригидными телесными установками:

  • отработка глазодвигательных упражнений;

  • тренировка нижней челюсти;

  • тренировка губных мышц;

  • тренировка мышц языка.

Вторая группа упражнений направлена на коррекцию следую­щих недостатков:

бедность, однотипность движений тела в пространстве, недо­статочная координация и несформированность сенсомоторных координации;

обеднение перцептивных и мнестических возможностей ребенка;

несформированность пространственных представлений.


  1. Развитие чувства ритма.

  2. Развитие перцептивных и мнестических возможностей:




  • развитие зрительной, тактильной и слуховой чувствитель­
    ности;

  • перевод из модальности в модальность, межмодальный син­
    тез и запоминание:

а) перевод из тактильной в зрительную модальность;

б) перевод из тактильной в речевую модальность;

в) перевод из зрительной в тактильную модальность;

г) перевод из зрительной в речевую модальность (развитие
памяти упражнения связаны с запоминанием и последую­
щим воспроизведением последовательности элементов в
определенном порядке).

3. Формирование пространственных представлений:

  • формирование пространственной дифференциации самого
    себя, представления о схеме тела (каждое направление: вверх,
    вниз, вперед, назад, влево, вправо) — связывается с опреде­
    ленными движениями и закрепляется через них);

  • работа с кубиками, разрезными картинками, пазлами;

  • работа с графическими схемами (двигательный и графичес­
    кий диктанты).




  1. Динамическая организация двигательного акта (связана с
    переходом от единичных двигательных актов к системе или серии
    однотипных движений).

  2. Развитие ловкости:




  • бег;

  • прыжки;

  • упражнения с мячом.

6. Развитие внимания (упражнения строятся по следующему
принципу: задаются условный сигнал и соответствующая ему ре­
акция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее реагиро­
вать на подаваемый сигнал соответствующей реакцией).

^ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ

ЗАНЯТИЙ


Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете положении в пространстве и т.п. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенство­вания деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

С восприятия предметов и явлений начинается познание окру­жающего мира. Все другие формы познания — запоминание, мы­шление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное ум­ственное развитие невозможно без опоры на полноценное вос­приятие.

Большое значение в сенсорном развитии имеет формирова­ние представлений о сенсорных эталонах — общепринятых об­разцах внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных этало­нов — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эта­лон означает не просто умение правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых разных ситуациях.

Поэтому такое большое значение имеет обучение детей спосо­бам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощу­пыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-этало­нов, а также последовательному осмотру и описанию формы, вы­полнению планомерных действий.

В данной программе решаются задачи развития восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов.

Игры, задания, используемые для развития каждого вида вос­приятия, даются в соответствии с этапами формирования перцеп­тивных действий, с постепенным усложнением. Сначала даются игры с реальными предметами, потом — с моделями предметов и в завершение — игры и задания на зрительное различение или уз­навание свойства предметов.

Выбор заданий определяется уровнем сенсорного развития де­тей, поступающих на занятия в группу.

^ 8

Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ Программное содержание:

  • развитие общей и мелкой моторики,

  • уточнение представления детей о форме предметов, упражнения в со­
    отнесении предметных картинок с соответствующей геометрической
    фигурой;


  • активизация в речи слов, обозначающих форму предметов: круглый,
    квадратный, овальный, треугольный, прямоугольный.


Оборудование:

  • на каждого ребенка тарелочки, картинка с изображением предметов
    разной формы, шаблоны геометрических фигур (круга, овала, квадра­
    та, треугольника, прямоугольника);


  • игра «Чудесный мешочек».

Ход занятия:

I. Упражнения по развитию моторики

  1. Дыхательное упражнение: встать, ноги на ширине плеч, ру­
    ки опущены, ладони обращены вперед. На медленный вдох руки
    плавно разводятся в стороны и вверх, на выдохе опускаются вдоль
    тела ладонями вниз.

  2. Стимулирующее упражнение.

  3. Упражнение для развития тактильной чувствительности —
    игра «Чудесный мешочек»: опознать геометрические фигуры и
    мелкие знакомые предметы правой и левой руками.

П. Работа по теме .

Игра «Кто быстрее найдет предмет указанной формы».

  1. Назвать модели геометрических фигур.

  2. Рассмотреть предметные картинки, назвать их.

  3. Найти картинки с изображением предметов, по форме похо­
    жие на круг (квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

  4. На какую геометрическую фигуру похож этот предмет? (Круг,
    овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.)

^ 2 Развитие сексоматорики . 9

III. Физкультминутка

Много нас, а он один. Эта долька — для ежа, Эта долька — для стрижа, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят, Эта долька — для бобра, А для волка — кожура. Он сердит на нас — беда, Разбегайтесь кто куда!

Дети произносят стихотворение и выполняют соответствую­щие движения пальцами или руками.

IV. Работа в тетради

Обвести шаблоны геометрических фигур и рядом нарисовать предметы соответствующей формы.

V. Подведение итогов занятия

Тема: ^ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Программное содержание:

  • закрепление знаний о прямолинейных и об округлых геометрических
    фигурах;

  • обучение воспроизведению геометрических фигур;

  • обучение выбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому об­
    разцу;

  • развитие обшей и мелкой моторики;

  • формирование целостного образа предметов.

Оборудование:

  • модели геометрических фигур: круг, треугольник, овал, прямоуголь­
    ник, квадрат;

  • палочки, кусочки ниток, листы бумаги;

  • модели геометрических фигур, разрезанные на несколько частей;

  • игра «Чудесный мешочек».

Ход занятия:

I. Упражнения по развитию моторики

1. Дыхательное упражнение: встать, ноги на ширине плеч, ру­ки опущены, ладони обращены вперед. На медленный вдох руки плавно разводятся в стороны и вверх, на выдохе опускаются вдоль тела ладонями вниз.

10


  1. Стимулирующее упражнение: самомассаж кистей и пальцев
    рук, выполнение различных фигурок из пальцев.

  2. «Росток» (обучение релаксации).

  3. «Потянулись — сломались».

II. Работа по теме

1. Поочередно показать знакомые детям геометрические фигу­
ры (ребята вспоминают их названия, обводят в воздухе пальцами
контуры).

Предложить детям выложить из палочек геометрические фигу­ры: квадрат, треугольник, прямоугольник, из ниток — круг и овал.

2. Игра «Чудесный мешочек».

По указанию педагога ребенок находит в мешочке такую же фигуру, какую показывает педагог, называет ее (если ребенок не может найти соответствующую фигуру, можно напомнить спосо­бы ее обследования).

III. Физкультминутка

Дети декламируют стихотворение и выполняют соответствую­щие движения:

На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Постучали, покрутили, Потянули и открыли.

N. Работа с раздаточным материалом

Назвать модели геометрических фигур и из нескольких частей составить эти фигуры.

V. Подведение итогов занятия

Тема. ^ ВЕЛИЧИНА. СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЫСОТЕ

Программное содержание:

  • упражнение в соотнесении предметов по высоте;

  • закрепление умения строить последовательный ряд по высоте;

  • активизация словаря по теме: «высокий, средний, низкий, выше, ни­
    же, самый высокий, самый низкий»;

  • развитие общей и мелкой моторики;

  • развитие внимания и памяти.

Оборудование:

• предметы, различные по высоте (ели, куклы, пирамидки);

11

  • пластмассовый конструктор, детали которого соединяются между со­
    бой в высоту;

  • тетради, карандаши;

  • на каждого ребенка по 10 столбиков, разных по высоте.

Ход занятия:

L Упражнения по развитию моторики

  1. Дыхательное упражнение: исходное положение — встать но­
    ги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять расслаб­
    ленные руки вверх, постепенно растягивая все тело и напрягая его
    в струнку, не отрывая пятки от пола. На выдохе постепенно рас­
    слаблять тело, опустить руки и согнуться в пояснице. Вернуться в
    исходное положение.


  2. ^ Стимулирующее упражнение: самомассаж ушных раковин:
    растираем ладонями уши, как будто они замерзли от мороза, раз­
    минаем уши три раза сверху вниз.


  3. Обучение релаксации: игра «Огонь и лед» включает в себя
    попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети вы­
    полняют упражнение, стоя в кругу. По команде педагога «Огонь!»
    дети начинают интенсивные движения всем телом, а по команде
    «Лед» застывают в том положении, в котором их застала команда,
    напрягая все тело.


  4. ^ Развитие мелкой моторики: игра «Этот пальчик в лес пошел»
    (дети произносят стихотворение, выполняя соответствующие
    движения пальцами рук).


II. Работа по теме

1. Сравнение предметов по высоте:

Назвать предметы, определить их количество, назвать какой из предметов высокий, низкий; что выше, что ниже.

2. Работа с конструктором: определить количество элементов,
назвать цвет. Построить три разных по высоте башни (каждая
башня должна быть определенного цвета). Расположить башни
слева направо — от самой высокой до самой низкой. Назвать
башни по высоте слева направо и справа налево.


  1. ^ Физкультминутка (повторить предыдущую)

  2. Работа по тоню. Закрепление

Разложить палочки по высоте от самой высокой до самой низ­кой. Назвать палочки по высоте справа налево и слева направо.

V. Работа в тетради

Нарисовать 10 столбиков разной высоты (разница в 1 клетку).

VI. Подведение итогов занятия

12

Тема: ^ ВЕЛИЧИНА. СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ДЛИНЕ Программное содержание:

  • упражнение в умении соотносить предметы по длине;

  • обучение детей последовательному расположению в ряд элемента
    разной величины (длины);

  • активизация в речи слов, обозначающих длину: длинный, самы!
    длинный, длиннее, короче, короткий, самый короткий;

  • развитие общей и мелкой моторики;

  • развитие внимания и памяти.

Оборудование:

  • предметы, разные по длине: ленты, карандаши, палочки;

  • тарелочки, конструктор: мелкие пластмассовые детали, соединяющи
    еся между собой в длину;

  • на каждого ребенка по 10 палочек разной длины;

  • карандаши, тетради.

Ход занятия:

I. Упражнения по развитию моторики

^ 1. Стимулирующие упражнения, повышающие энергетичес­
кий потенциал:


руки вытянуты вперед, ладони сжаты в кулак, резкие хлопк» выполняются кулаками, сначала ориентированными тыльной стороной вверх, а затем — вниз (во время удара должно проис­ходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых ку­лаков);

самомассаж кистей и пальцев рук.

^ 2. Дыхательное упражнение:

встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обраще­ны вперед. На быстрый вдох руки притягиваются к подмышкак ладонями вверх. На медленный выдох руки опускаются вдоль те­ла ладонями вниз.

^ 3. Работа с пальчиками: «пальчики здороваются», показать фи­
гурки (козы, зайчика).


II. Работа по теме

1. Сравнить предметы по длине; показать длинный, коротки* предмет;

назвать предметы по длине, какой из них длинный, короткий длиннее, короче.

13

2. Из конструктора сделать 2 дорожки. Сравнить их по длине:

  • Одинаковые ли дорожки по длине? Какие они?

  • Покажите длинную (короткую) дорожку.

  • Назовите, какая эта дорожка по длине.

Положить дорожки так, чтобы длинная была внизу, корот­кая — вверху:

  • Наверху какая дорожка по длине? Внизу?

  • Где лежит длинна (короткая) дорожка?




  1. Физкультминутка

  2. Работа по теме. Закрепление




  1. Положить 10 палочек от самой длинной до самой короткой
    снизу вверх (нужно палочки выстроить так, чтобы они уменьшались
    по длине). Назвать палочки по длине сверху вниз и снизу вверх.

  2. Игра на внимание: детям предлагается закрыть глаза. Взрос­
    лый убирает по 1 (2) палочке. Дети должны найти место этих па­
    лочек.

V. Работа в тетради

Нарисовать линии разной длины (разница в 1 клетку).

^ VI. Подведение итогов занятия

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лебедева А. Н. ^ Лзз развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа iconРазвитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая...
Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. — М.: Школьная Пресса, 2004. — 32...

Лебедева А. Н. ^ Лзз развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа icon«Коррекционно – развивающая программа для детей старшего дошкольного...
...

Лебедева А. Н. ^ Лзз развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа iconЦель: развитие речевого дыхания (целенаправленной воздушной струи);...
Цель: развитие устной речи, мелкой моторики, сенсорных навыков, пространственных представлений, воображения, внимания, памяти и мышления...

Лебедева А. Н. ^ Лзз развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа iconСлово – великое оружие жизни
Сказкотерапия и рифмотворчество – современные технологии коррекционно-развивающего обучения, направленные на развитие литературных...

Лебедева А. Н. ^ Лзз развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа iconКонсультация для педагогов Выразительность речи детей старшего дошкольного...
Главными направлениями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста являются

Лебедева А. Н. ^ Лзз развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа iconПодвижная игра, ее значение в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста
По данным Е. Н. Вавиловой, на. Ноткиной, М. А. Правдова, Ю. К. Чернышенко, В. И. Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного...

Лебедева А. Н. ^ Лзз развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа iconКомплекс занятий с использованием нетрадиционных способов изображения...
Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных способов изображения...

Лебедева А. Н. ^ Лзз развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа iconПрограмма дополнительного образования для детей старшего дошкольного...
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира

Лебедева А. Н. ^ Лзз развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа iconВлияние обучения изобразительному искусству на развитие личности старших дошкольников
В статье раскрывается опыт педагогов дошкольного образования, прослеживающих влияние обучения практическим навыкам рисования детей...

Лебедева А. Н. ^ Лзз развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа iconЭкспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности...
Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница